Параллельные алгоритмы вычисления компонент связности и минимальных остовных деревьев

Материал из WEGA
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ключевые слова и синонимы

Алгоритмы EREW PRAM для нахождения компонент связности и минимальных остовных деревьев


Постановка задачи

Пусть дан взвешенный неориентированный граф G с n вершинами и m ребрами. Необходимо вычислить минимальное остовное дерево (или остовный лес) графа G на параллельной равнодоступной машине без возможности одновременной записи.


Минимальное остовное дерево графа представляет собой остовное дерево с минимальной возможной суммой весов ребер. Параллельная равнодоступная машина (PRAM) – это абстрактная модель для разработки параллельных алгоритмов и понимания возможностей параллелизма. В этой модели процессоры (каждый из которых является равнодоступной машиной) работают синхронно, обмениваясь друг с другом сообщениями при помощи совместно используемой памяти. Параллельные равнодоступные машины можно различать по тому обстоятельству, разрешается ли более чем одному процессору одновременно производить операции чтения и записи с одной и той же ячейкой совместно используемой памяти. Самой сильной является модель с одновременным чтением и одновременной записью CRCW (concurrent-read, concurrent-write), самой слабой – с эксклюзивным чтением и эксклюзивной записью, EREW (exclusive-read, exclusive-write). Введение в алгоритмы PRAM см. в работах Карпа и Рамачандрана [8] и Джаджи [5].


Предполагается, что входной граф G представлен в виде списков смежности. Изолированные вершины (имеющие степень 0) удаляются, в результате чего предполагается, что [math]\displaystyle{ m \ge n \; }[/math].

Основные результаты

Задача нахождения минимального остовного дерева (MST) связана с задачей нахождения компоненты связности (CC) неориентированного графа. Последовательные алгоритмы решения задач CC и MST за время O(m) и O(m log n), соответственно, известны уже несколько десятилетий. Также было предложено несколько более эффективных алгоритмов MST, в том числе недавний алгоритм Петти-Рамачандрана [9], являющийся доказуемо оптимальным.


В параллельном контексте эти задачи решаются сходным образом. В случае CRCW PRAM обе задачи можно решить за время O(log n) при помощи n + m процессоров (см, например, Коул и Вишкин [3]). Используя рандомизацию, можно ограничиться для решения (n + m)/log n процессорами с ожидаемым временем выполнения O(log n) [2, 10].


В случае EREW PRAM для решения задач CC и MST в начале восьмидесятых были разработаны алгоритмы с временем выполнения [math]\displaystyle{ O(log^2 \;n) }[/math]. Некоторое время считалось, что для моделей с эксклюзивной записью (как для случая одновременного чтения, так и для эксклюзивного) невозможно улучшить временную границу [math]\displaystyle{ O(log^2 \; n) }[/math] [8]. Первый прорыв совершили Джонсон и Метаксас [6], предложившие алгоритмы с временем выполнения [math]\displaystyle{ O(log^{1.5} \; n) }[/math] для обеих задач. Чонг и Лэм вскоре улучшили этот результат до O(log n log log n). Если допускается рандомизация, то временная сложность может быть уменьшена до ожидаемого времени O(log n) в оптимальном случае [7, 10, 11]. Наконец, Чонг, Хан и Лэм [1] получили алгоритм для задач MST и CC с временем выполнения O(log n) для n + m процессоров, не требующий рандомизации. Заметим, что время [math]\displaystyle{ \Theta (log \; n) }[/math] является оптимальным, поскольку данные графовые задачи имеют не меньшую сложность, чем выполнение операции OR для n бит, для которой Кук и коллеги [4] показали, что она требует [math]\displaystyle{ \Omega (log \; n) }[/math] времени для PRAM с эксклюзивной записью, независимо от количества используемых процессоров.


Рассмотрим примерный подход к вычислению минимального остовного дерева параллельным образом без использования одновременных операций записи.


Без потери общности будем считать, что веса всех ребер различны. В таком случае граф G имеет уникальное минимальное остовное дерево; обозначим его как [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math]. Пусть B – подмножество ребер графа G, не содержащее циклов. B естественным образом порождает множество деревьев [math]\displaystyle{ F = \{ T_1, T_2, ..., T_l \} \; }[/math]: две вершины G принадлежат к одному дереву, если они связаны ребром из множества B. B называется [math]\displaystyle{ \lambda }[/math]-лесом, если каждое дерево [math]\displaystyle{ T \in F \; }[/math] имеет не менее [math]\displaystyle{ \lambda }[/math] вершин. Например, если множество B пусто, то B является 1-лесом; остовное дерево является n-лесом.


Предположим, что B является [math]\displaystyle{ \lambda }[/math]-лесом и все его ребра входят в [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math]. Тогда B может быть дополнено для получения [math]\displaystyle{ 2 \lambda }[/math]-леса при помощи жадного подхода:

Пусть F' – произвольное подмножество F, включающее все деревья [math]\displaystyle{ T \in F \; }[/math] с числом вершин меньше [math]\displaystyle{ 2 \lambda }[/math]. Для любого дерева из F' выберем его минимальное внешнее ребро (т.е. ребро с минимальным весом, соединяющее его с вершиной вне дерева). Обозначим множество таких ребер за B'. Можно показать, что B' состоит только из ребер, принадлежащих к [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math], а [math]\displaystyle{ B \cup B' \; }[/math] является [math]\displaystyle{ 2 \lambda }[/math]-лесом. Это обстоятельство позволяет найти [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math] за [math]\displaystyle{ \lfloor log \; n \rfloor }[/math] шагов следующим образом:

1. [math]\displaystyle{ B \leftarrow \empty \; }[/math]

2. For i = 1 to [math]\displaystyle{ \lfloor log \; n \rfloor }[/math] do /* Шаг i */

(а) Пусть F – множество деревьев, порожденных B на G. Пусть F' – произвольное подмножество F, включающее все деревья [math]\displaystyle{ T \in F \; }[/math] с числом вершин меньше [math]\displaystyle{ 2^i \; }[/math].

(б) [math]\displaystyle{ B_i \leftarrow \{ e \; }[/math] | [math]\displaystyle{ e \; }[/math] является минимальным внешним ребром [math]\displaystyle{ T \in F' \} \; }[/math]; [math]\displaystyle{ B \leftarrow B \cup B_i \; }[/math]

3. return B


Различные стратегии выбора F' на шагу 2(а) могут привести к получению различных [math]\displaystyle{ B_i \; }[/math]. Тем не менее, B[1, i] всегда является подмножеством [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math] и порождает [math]\displaystyle{ 2^i \; }[/math]-лес. В частности, [math]\displaystyle{ B[1, \lfloor log \; n \rfloor ] }[/math] порождает ровно одно дерево, которым и является [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math]. Используя стандартные техники распараллеливания алгоритмов, каждый шаг можно реализовать за время O(log n) на машине EREW PRAM с линейным числом процессоров (см, например, [5]). Таким образом, минимальное остовное дерево [math]\displaystyle{ T^*_G \; }[/math] может быть найдено за время [math]\displaystyle{ O(log^2 \; n) }[/math]. Большинство параллельных алгоритмов поиска MST используют подобный подход. Эти параллельные алгоритмы являются «последовательными» в том смысле, что вычисление [math]\displaystyle{ B_i \; }[/math] начинается только после нахождения [math]\displaystyle{ B_{i-1} \; }[/math].


Алгоритм для EREW с временем выполнения O(log n), предложенный в [1], основан на некоторых структурных свойствах, связанных с минимальными остовными деревьями, и способен вычислять элементы [math]\displaystyle{ B_i \; }[/math] более независимым образом. У этого алгоритма имеются [math]\displaystyle{ \lfloor log \; n \rfloor }[/math] одновременных потоков (поток представляет собой группу процессоров). Для [math]\displaystyle{ 1 \le i \le \lfloor log \; n \rfloor }[/math] поток (i) пытается вычислить [math]\displaystyle{ B_i \; }[/math], начиная работу задолго до того, как поток (i-1) вычислит [math]\displaystyle{ B_{i-1} \; }[/math], и получая результаты работы потоков от 1 до i-1 (т.е. [math]\displaystyle{ B_1, ..., B_{i-1} \; }[/math]) по мере продвижения. Говоря более точно, алгоритм выполняется за [math]\displaystyle{ \lfloor log \; n \rfloor }[/math] меташагов, где каждый меташаг выполняется за время O(1). Поток (i) выдает в результате [math]\displaystyle{ B_i \; }[/math] по окончании i-го меташага. Вычисление потока (i) разбито на [math]\displaystyle{ \lfloor log \; i \rfloor }[/math] фаз. Вначале рассмотрим простой случай, когда i представляет собой степень двойки. Фаза 1 потока (i) начинается на (i/2 + 1)-м меташагу, т.е. когда [math]\displaystyle{ B_1, ..., B_{i/2} \; }[/math] уже доступны. Фаза 1 занимает не более i/4 меташагов и заканчивается на (i/2 + i/4)-м меташагу. Фаза 2 начинается на (i/2 + i/4 + 1)-м меташагу, т.е. когда уже доступны [math]\displaystyle{ B_{i/2+1}, ..., B_{i/2 + i/4} \; }[/math], и занимает i/8 меташагов. Каждая последующая фаза использует вдвое меньше меташагов, чем предшествующая ей. Последняя фаза (log i) начинается и заканчивается на i-м меташагу; заметим, что [math]\displaystyle{ B_{i-1} \; }[/math] доступно после (i-1)-го меташага.

Применение

Нахождение компонент связности или минимальных остовных деревьев представляет собой важнейший этап нескольких параллельных алгоритмов решения других графовых задач. Например, алгоритм Чонга-Хана-Лэма становится основой для алгоритма вычисления ушной декомпозиции и нахождения двусвязности с временем выполнения O(log n) без использования одновременных операций записи.

См. также

Литература

1. Chong, K.W., Han, Y., Lam, T.W.: Concurrent Threads and Optical Parallel Minimum Spanning Trees Algorithm. J. ACM 48(2), 297-323(2001)

2. Cole, R., Klein, P.N., Tarjan, R.E.: Finding minimum spanning forests in logarithmic time and linear work using random sampling. In: Proceedings of the 8th Annual ACM Symposium on Parallel Architectures and Algorithms, 1996, pp. 243-250

3. Cole, R., Vishkin, U.: Approximate and Exact Parallel Scheduling with Applications to List, Tree, and Graph Problems. In: Proceedings of the 27th Annual IEEE Symposium on Foundations of Computer Science, 1986, pp. 478-491

4. Cook, S.A., Dwork, C., Reischuk, R.: Upper and lower time bounds for parallel random access machines without simultaneous writes. SIAM J. Comput. 15(1), 87-97 (1986)

5. JaJa, J.: An Introduction to Parallel Algorithms. Addison-Wesley (1992)

6. Johnson, D.B., Metaxas, P.: Connected Components in O(lg3/2 jVj) Parallel Time for the CREW PRAM. In: Proceedings of the 32nd Annual IEEE Symposium on Foundations of Computer Science, 1991, pp. 688-697

7. Karger, D.R.: Random sampling in Graph Optimization Problems. Ph. D. thesis, Department of Computer Science, Stanford University (1995)

8. Karp, R.M., Ramachandran, V.: Parallel Algorithms for Shared-Memory Machines. In: Van Leeuwen Ed, J. (ed) Handbook of Theoretical Computer Science, vol. A, pp. (869-941). MIT Press, Massachusetts (1990)

9. Pettie, S. Ramachandran, V.: An Optimal Minimum Spanning Tree Algorithm. J. ACM 49(1), 16-34 (2002)

10. Pettie, S., Ramachandran, V.: A randomized time-work optimal parallel algorithm for finding a minimum spanning forest. SIAM J. Comput. 31 (6), 1879-1895 (2002)

11. Poon, C.K., Ramachandran, V.: A randomized linear-work EREW PRAM algorithm to find a minimum spanning forest. Algorithmica 35(3), 257-268 (2003)