140
правок
Tanya (обсуждение | вклад) |
Tanya (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
==Основные характеристики== | ==Основные характеристики== | ||
Основная идея концептуальных карт заключается в том, что взаимосвязанность является важнейшим свойством знаний, и что «понимание» знаний может быть представлено посредством широкого набора взаимосвязей между важными концептами предметной области. | |||
''Семантическая структура.'' Два (или более) концепта, объединенные посредством связующей фразы в осмысленное высказывание, составляют «пропозицию» – смысловую (или семантическую) единицу. Согласно когнитивной теории Дэвида Озубела, концепты (понятия) и пропозиции (высказывания), будучи наименьшими единицами знаний, служат основой для создания новых знаний в предметной области. Можно провести аналогию с тем, что концепты подобны атомам, а пропозиции – молекулам. Концептуальные карты с помощью связующих фраз наглядно отображают наиболее важные взаимосвязи между набором концептов, формируя пропозиции. По сути, концептуальная карта визуально передает набор утверждений на заданную тему. При составлении концептуальной карты нужно следить за тем, чтобы каждые два понятия вместе со связывающими их фразами образовывали смысловую единицу, утверждение, короткое предложение. | |||
''Иерархическая структура.'' В любой области знаний существует иерархия понятий, где наиболее общие понятия находятся на «вершине» иерархии, а более конкретные расположены иерархически ниже. Одна из ключевых характеристик концептуальных карт – иерархичность ее структуры: наиболее общие, содержательные и всеобъемлющие концепты находятся на верхних уровнях иерархии, а менее общие, более конкретные и специфичные концепты расположены на нижних уровнях. Соответственно, иерархические концептуальные карты читаются сверху вниз. Тем не менее, структура концептуальной карты не ограничивается этой структурой, она может принимать и свободную форму – начиная от центра и распространяясь наружу. | |||
Последняя особенность, которая может быть присуща концептуальным картам, это конкретные примеры явлений | ''Ключевой вопрос.'' Концептуальные карты создаются на основе ключевого вопроса – формулировки, которая задает и чётко определяет основную тему или проблему, которую карта предназначена решить. Ключевой вопрос помещается в самом верху концептуальной карты и служит отправной точкой для дальнейших ответвлений. Хороший ключевой вопрос может привести к созданию гораздо более подробной концептуальной карты. | ||
''Перекрестные ссылки.'' Другой важной характеристикой концептуальных карт является включение перекрестных ссылок (связей). Поскольку концептуальные карты содержат концепты из различных областей знаний, отношения между этими областями отображаются с помощью перекрестных ссылок. Это связи или отношения между концептами из разных сегментов или областей концептуальной карты. Такие перекрестные ссылки помогают понять, как концепт из одной области знаний, представленной на карте, связан с концептом из другой области, показанной на карте, и, таким образом, иллюстрирует связь этих частей друг с другом. | |||
''Конкретные примеры.'' Последняя особенность, которая может быть присуща концептуальным картам, это конкретные примеры объектов или явлений, помогающих разъяснить значение данного концепта. Обычно они не заключены в овалы или прямоугольники, поскольку являются конкретными объектами или явлениями и не являются концептами. | |||
==История создания== | ==История создания== | ||
Строка 42: | Строка 46: | ||
Таким образом, использование концептуальных карт в образовании способствует улучшению качества обучения, развитию познавательных навыков и формированию глубокого понимания предмета, делая их ценным инструментом для педагогов и учащихся. | Таким образом, использование концептуальных карт в образовании способствует улучшению качества обучения, развитию познавательных навыков и формированию глубокого понимания предмета, делая их ценным инструментом для педагогов и учащихся. | ||
Помимо широкого | Помимо широкого распространения в сфере образования, концептуальные карты также часто используется в прикладных технических областях: инженерии, программировании, проект-менеджменте, бизнесе. Формализованные концептуальные карты используются при разработке программного обеспечения, при моделировании объектно-ролевых моделей, например, в формализме языка UML, а также как первый шаг при построении онтологий компьютерных систем. | ||
==Концептуальное картирование== | ==Концептуальное картирование== | ||
Метод визуализации взаимосвязей между различными понятиями, идеями, представлениями называется ''концептуальным картированием'' (англ. Concept Mapping). | |||
Стандартная процедура построения концептуальной карты включает в себя следующие этапы: определение центральной темы или основного вопроса; | |||
выявление и перечисление наиболее важных концептов, относящихся к данной теме; иерархическое упорядочивание концептов сверху вниз от самых абстрактных и общих до самых конкретных и специфических; а также добавление и маркировка связующих фраз. После создания предварительной концептуальной карты определяются и добавляются перекрестные ссылки, а затем выполняется проверка карты на полноту и корректность. Процесс расширения концептуальной карты может быть бесконечным, при необходимости можно добавлять новые концепты и взаимосвязи. | |||
Наиболее популярное бесплатное ПО для создания концептуальных карт: CmapTools, Freeplane, FreeMind; и коммерческое ПО: Lucidchart, Creately, Smart Draw. | |||
==Примеры== | ==Примеры== |
правок