4511
правок
Irina (обсуждение | вклад) |
Irina (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== Постановка задачи == | == Постановка задачи == | ||
Деревья – одна из базовых структур любых вычислений. Они используются практически в любых аспектах моделирования и представления таких вычислительных процессов, как поиск ключей, ведение каталогов и представление трассировки разбора или выполнения – и это лишь малая часть примеров. Один из новейших способов использования деревьев – XML, формат номер один для хранения и интеграции данных и обмена ими через Интернет (см. http://www.w3.org/XML/). Явное хранение деревьев, по одному указателю на потомка плюс указатели на некоторую дополнительную информацию (такую как метки) нередко рассматривается как данность; однако хранение в таком виде может требовать значительных расходов на память. Чтобы получить представление об их размерах, вспомним, что при простом кодировании дерева необходимо по меньшей мере 16 байт на вершину дерева: один указатель на дополнительную информацию (например, метку вершины) плюс три указателя на вершины – родителя, первого ребенка и следующего брата. Подобные требования к объему памяти могут стать препятствием для обработки даже деревьев среднего размера – например, XML-документов. Далее будут рассмотрены лучшие решения для хранения непомеченных и помеченных деревьев, эффективные по объему занимаемой памяти и поддерживающие быстрые операции навигации и поиска над структурой дерева. В литературе такие решения носят название решений для индексации сокращенных или сжатых деревьев. | Деревья – одна из базовых структур любых вычислений. Они используются практически в любых аспектах моделирования и представления таких вычислительных процессов, как поиск ключей, ведение каталогов и представление трассировки разбора или выполнения – и это лишь малая часть примеров. Один из новейших способов использования деревьев – XML, формат номер один для хранения и интеграции данных и обмена ими через Интернет (см. http://www.w3.org/XML/). Явное хранение деревьев, по одному указателю на потомка плюс указатели на некоторую дополнительную информацию (такую как метки) нередко рассматривается как данность; однако хранение в таком виде может требовать значительных расходов на память. Чтобы получить представление об их размерах, вспомним, что при простом кодировании дерева необходимо по меньшей мере 16 байт на вершину дерева: один указатель на дополнительную информацию (например, метку вершины) плюс три указателя на вершины – родителя, первого ребенка и следующего брата. Подобные требования к объему памяти могут стать препятствием для обработки даже деревьев среднего размера – например, XML-документов. Далее будут рассмотрены лучшие решения для хранения непомеченных и помеченных деревьев, эффективные по объему занимаемой памяти и поддерживающие быстрые операции навигации и поиска над структурой дерева. В литературе такие решения носят название решений для индексации сокращенных или сжатых деревьев. | ||
== Нотация и основные факты == | == Нотация и основные факты == | ||
Строка 32: | Строка 33: | ||
Далее будет предполагаться, что <math>t \ge | \Sigma | \;</math>, а в качестве модели вычислений будет рассматриваться машина с произвольным доступом к памяти ([[RAM]]) с размером слова <math>\Theta (lg \; t)</math>. В этом случае различные арифметические и побитовые булевы операции на отдельных словах можно выполнять за константное время. | Далее будет предполагаться, что <math>t \ge | \Sigma | \;</math>, а в качестве модели вычислений будет рассматриваться машина с произвольным доступом к памяти ([[RAM]]) с размером слова <math>\Theta (lg \; t)</math>. В этом случае различные арифметические и побитовые булевы операции на отдельных словах можно выполнять за константное время. | ||
== Основные результаты == | == Основные результаты == | ||
Понятие сокращенных структур данных было введено Джейкобсоном в его важнейшей работе [10]. Он предложил схему хранения ординальных деревьев | Понятие сокращенных структур данных было введено Джейкобсоном в его важнейшей работе [10]. Он предложил схему хранения ординальных деревьев с использованием 2t + o(t) бит памяти, поддерживающую базовые навигационные запросы за время O(log log t) (т.е. запросы о нахождении предка, первого потомка и следующего брата данной вершины). Позднее Манро и Раман [13] закрыли тему ординальных деревьев, предложив алгоритм выполнения базовых навигационных запросов и запроса о размере поддерева за константное время, требующий 2t + o(t) бит на хранение дерева. Эта схема носит название сбалансированной скобочной записи дерева (Balanced Parenthesis, BP). (''В некоторых статьях [Цзян и др., ACM-SIAM SODA '01; Садакане, ISAAC '01; Манро и др., J.ALG '01; Манро и Рао, IC ALP '04] алгоритм BP был дополнен поддержкой за константное время других усложненных навигационных запросов – таких как поиск самого низкого общего предка, нахождение степени вершины, ранжирование или выбор листьев и количество листьев в поддереве, поиск потомка или предка нужного уровня''). | ||
Впоследствии Бенуа и др. [3] предложили схему хранения под названием «последовательность унарной степени с обходом в ширину» (Depth-First Unary Degree Sequence, DFUDS), также использующую 2t + o(t) бит памяти, но выполняющую за константное время большее количество запросов – таких как поиск i-го потомка, ранга потомка и степени вершины. Гири и др. [8] предложили еще одно представление, также требующее оптимального объема памяти и расширяющее список операций DFUDS запросом уровня предка. | Впоследствии Бенуа и др. [3] предложили схему хранения под названием «последовательность унарной степени с обходом в ширину» (Depth-First Unary Degree Sequence, DFUDS), также использующую 2t + o(t) бит памяти, но выполняющую за константное время большее количество запросов – таких как поиск i-го потомка, ранга потомка и степени вершины. Гири и др. [8] предложили еще одно представление, также требующее оптимального объема памяти и расширяющее список операций DFUDS запросом уровня предка. | ||
Строка 40: | Строка 42: | ||
Хотя все эти три представления обеспечивают оптимальное использование памяти, ни одно из них не поддерживает выполнение всех имеющихся операций за константное время: так, BP не поддерживает поиск i-го потомка и ранга потомка, а DFUDS и представление Гири не поддерживают поиск самого низкого общего предка. Недавно Дженссон и др. [11] расширили схему DFUDS по двум направлениям: (1) они показали, как реализовать все вышеупомянутые навигационные запросы за константное время, и (2) показали, как сжать новую схему хранения дерева до <math>H^* (\mathcal{T}) \;</math>, что обозначает энтропию распределения степеней вершин дерева <math>\mathcal{T}</math>. | Хотя все эти три представления обеспечивают оптимальное использование памяти, ни одно из них не поддерживает выполнение всех имеющихся операций за константное время: так, BP не поддерживает поиск i-го потомка и ранга потомка, а DFUDS и представление Гири не поддерживают поиск самого низкого общего предка. Недавно Дженссон и др. [11] расширили схему DFUDS по двум направлениям: (1) они показали, как реализовать все вышеупомянутые навигационные запросы за константное время, и (2) показали, как сжать новую схему хранения дерева до <math>H^* (\mathcal{T}) \;</math>, что обозначает энтропию распределения степеней вершин дерева <math>\mathcal{T}</math>. | ||
(''Представление BP и представление Гири и др. [8] недавно были дополнены поддержкой большего количества операций – таких как поиск глубины или высоты вершины, следующей вершины того же уровня, ранжирование или выбор согласно | (''Представление BP и представление Гири и др. [8] недавно были дополнены поддержкой большего количества операций – таких как поиск глубины или высоты вершины, следующей вершины того же уровня, ранжирование или выбор согласно различным способам упорядочения вершин; все они выполняются за константное время, а полное представление требует 2t + o(t) бит памяти - см. [9] и ссылки в данной работе''). | ||
Строка 46: | Строка 48: | ||
Этот подход заметно лучше стандартного представления при помощи указателей, поскольку он требует не более <math>H^* (\mathcal{T})</math> бит на одну вершину и не снижает эффективности усложненных навигационных запросов. В силу соотношения <math>H^* (\mathcal{T}) \le 2</math> | Этот подход заметно лучше стандартного представления при помощи указателей, поскольку он требует не более <math>H^* (\mathcal{T})</math> бит на одну вершину и не снижает эффективности усложненных навигационных запросов. В силу соотношения <math>H^* (\mathcal{T}) \le 2</math> данное решение ни в каком случае не уступает BP и DFUDS, а его преимущества могут быть значительными. Этот результат может быть расширен для получения последовательности DFUDS с энтропией k-го порядка за счет применения любой схемы хранения строк со сжатием (см, например, [7] и ссылки в этой работе). | ||
Строка 58: | Строка 60: | ||
Однако, несмотря на высокую активность исследователей, фундаментальная проблема сокращенной индексации помеченных деревьев большей частью остается нерешенной. Фактически вышеупомянутое сокращенное кодирование упорядоченных деревьев можно повторить <math>| \Sigma | \;</math> раз (по одному разу на каждый возможный символ алфавита <math>\Sigma \;</math>), а затем применить алгоритм «разделяй и властвуй» [8] для снижения объема занимаемой памяти. | Однако, несмотря на высокую активность исследователей, фундаментальная проблема сокращенной индексации ''помеченных'' деревьев большей частью остается нерешенной. Фактически вышеупомянутое сокращенное кодирование упорядоченных деревьев можно повторить <math>| \Sigma | \;</math> раз (по одному разу на каждый возможный символ алфавита <math>\Sigma \;</math>), а затем применить алгоритм «разделяй и властвуй» [8] для снижения объема занимаемой памяти. Тем не менее, окончательная граница объема памяти составит <math>2t + t \; log \; | \Sigma | + O(t \; | \Sigma | \; (log \; log \; log \; t) / (log \; log \; t))</math> бит, что по-прежнему далеко от теоретико-информационной границы даже для относительно небольшого размера <math>\Sigma \;</math>. С другой стороны, если наивысший приоритет имеют запросы о подпути (например, в XML), можно использовать подход из работы [12] – вариант структуры данных суффиксного дерева, должным образом адаптированной для индексации всех помеченных путей дерева <math>\mathcal{T}</math>. Запросы о подпути могут быть выполнены за время <math>O(| \Pi | \; log \; | \Sigma | \; + occ)</math>, однако памяти требуется по-прежнему <math>\Theta (t \; log \; t)</math> бит (большие скрытые константы появляются в силу использования суффиксных деревьев). Недавно в нескольких работах [1, 2, 5] эта задача была рассмотрена во всей своей совокупности при помощи одновременной обработки запросов о подпути и базовых навигационных запросов [5] либо при помощи рассмотрения деревьев с множественными метками и более широкого множества навигационных операций [1, 2]. | ||
Схема индексации дерева из работы [5] основана на преобразовании помеченного дерева <math>\mathcal{T}</math>, которое обозначается как <math>xbw[\mathcal{T}]</math> и линеаризует дерево в два массива координат <math>\langle S_{last}, S_{\alpha} \rangle</math>: первый из них хранит структуру дерева, а второй – перестановку меток <math>\mathcal{T}</math>. <math>xbw[\mathcal{T}]</math> имеет оптимальный (с точностью до членов более низкого порядка) размер <math>2t + t \; log \; | \Sigma |</math> бит и может быть | Схема индексации дерева из работы [5] основана на ''преобразовании'' помеченного дерева <math>\mathcal{T}</math>, которое обозначается как <math>xbw[\mathcal{T}]</math> и линеаризует дерево в два массива координат <math>\langle S_{last}, S_{\alpha} \rangle</math>: первый из них хранит структуру дерева, а второй – перестановку меток <math>\mathcal{T}</math>. <math>xbw[\mathcal{T}]</math> имеет оптимальный (с точностью до членов более низкого порядка) размер <math>2t + t \; log \; | \Sigma |</math> бит и может быть построено и инвертировано за оптимальное линейное время. При разработке алгоритма XBW-Transform авторы вдохновлялись элегантным [[Преобразование Барроуза-Уилера|преобразованием Барроуза-Уилера]] для строк [4]. Мощь преобразования <math>xbw[\mathcal{T}]</math> определяется тем фактом, что оно позволяет преобразовать задачи сжатия и индексации на помеченных деревьях в более простые задачи на строках. Следующие два примитива поиска по строке являются основными инструментами для индексации <math>xbw[\mathcal{T}]: rank_c(S, i)</math> возвращает количество вхождений символа c в префиксе строки S[1, i], а <math>select_c(S, j) \;</math> возвращает позицию j-го вхождения символа c в строке S. В литературе встречается множество эффективных по времени и объему памяти реализаций данных примитивов, которые могут трактоваться как черные ящики в задаче сжатой индексации <math>xbw[\mathcal{T}]</math> (см., например, [2, 14] и ссылки в этих работах). | ||
Строка 68: | Строка 70: | ||
• Если <math>| \Sigma | = O(polylog(t)) \;</math>, индексация требует не более <math>tH_0(S_{\alpha}) + 2t + o(t) \;</math> бит, схема поддерживает выполнение базовых навигационных запросов за константное время, а (численных) запросов о подпутях – за время <math>O( | \Pi | ) \;</math>. | • Если <math>| \Sigma | = O(polylog(t)) \;</math>, индексация требует не более <math>tH_0(S_{\alpha}) + 2t + o(t) \;</math> бит, схема поддерживает выполнение базовых навигационных запросов за константное время, а (численных) запросов о подпутях – за время <math>O( | \Pi | ) \;</math>. | ||
• Для любого алфавита <math>\Sigma \;</math> индексация требует | • Для любого алфавита <math>\Sigma \;</math> индексация требует менее <math>tH_k (S_{\alpha}) + 2t + o(t \; log \; | \Sigma | ))</math> бит, однако выполнение базовых навигационных запросов с метками и (численных) запросов о подпутях замедляется на коэффициент <math>o((log \; log \; | \Sigma | )3)</math>. | ||
Здесь <math>H_k(s) \;</math> – эмпирическая энтропия k-го порядка для строки s, <math>H_k(s) \le H_{k - 1}(s)</math> для любого k > 0. | Здесь <math>H_k(s) \;</math> – эмпирическая энтропия k-го порядка для строки s, <math>H_k(s) \le H_{k - 1}(s)</math> для любого k > 0. | ||
Поскольку <math>H_k(S_{\alpha}) \le H_0(S_{\alpha}) \le log \; | \Sigma |</math>, индексация <math>xbw[\mathcal{T}]</math> занимает не больше памяти, чем его стандартное представление, с точностью до членов более низкого порядка; зато это представление намного эффективнее для навигации и поиска по дереву <math>\mathcal{T}</math>. Это представление относится к классу представлений помеченного дерева <math>\mathcal{T}</math>, не имеющих указателей и поддерживающих дополнительные функции поиска (подробнее см. в [5]). | |||
Поскольку <math>H_k(S_{\alpha}) \le H_0(S_{\alpha}) \le log \; | \Sigma |</math>, индексация <math>xbw[\mathcal{T}]</math> занимает не больше памяти, чем его стандартное представление, с точностью до членов более низкого порядка; зато это представление намного эффективнее для навигации и поиска по дереву <math>\mathcal{T}</math>. Это представление относится к классу представлений помеченного дерева <math>\mathcal{T}</math>, ''не имеющих указателей'' и поддерживающих дополнительные функции поиска (подробнее см. в [5]). | |||
Строка 88: | Строка 91: | ||
Первый пример касается суффиксных деревьев – важнейшего блока алгоритмов для многих приложений для обработки строк, от биоинформатики до добычи данных и сжатия данных до поисковых машин. Стандартные реализации суффиксных деревьев требуют не менее 80 бит памяти на одну вершину. Сжатое суффиксное дерево для строки S[1, s] состоит из трех компонентов: топологии дерева, значений глубины строк, хранящихся во внутренних вершинах суффиксного дерева, и суффиксных указателей, хранящихся в листьях суффиксного дерева (также называемых суффиксным массивом S). Сокращенное представление дерева, предложенное в [11], может использоваться для кодирования топологии суффиксного дерева и глубины строк, что требует 4s + o(s) бит (предполагая без потери общности, что <math>| \Sigma | = 2 \;</math>). Суффиксный массив может быть сжат вплоть до энтропии k-го порядка S при помощи любого решения из перечисленных в работе [14]. Общий результат никогда не превышает 80 бит на вершину, а для строк с высоким уровнем сжимаемости может оказаться значительно ниже. | Первый пример касается суффиксных деревьев – важнейшего блока алгоритмов для многих приложений для обработки строк, от биоинформатики до добычи данных и сжатия данных до поисковых машин. Стандартные реализации суффиксных деревьев требуют не менее 80 бит памяти на одну вершину. Сжатое суффиксное дерево для строки S[1, s] состоит из трех компонентов: топологии дерева, значений глубины строк, хранящихся во внутренних вершинах суффиксного дерева, и суффиксных указателей, хранящихся в листьях суффиксного дерева (также называемых [[суффиксный массив|суффиксным массивом]] S). Сокращенное представление дерева, предложенное в [11], может использоваться для кодирования топологии суффиксного дерева и значений глубины строк, что требует 4s + o(s) бит (предполагая без потери общности, что <math>| \Sigma | = 2 \;</math>). Суффиксный массив может быть сжат вплоть до энтропии k-го порядка строки S при помощи любого решения из перечисленных в работе [14]. Общий результат никогда не превышает 80 бит на вершину, а для строк с высоким уровнем сжимаемости может оказаться значительно ниже. | ||
Второй пример относится к формату XML, который нередко моделируется при помощи помеченного дерева. Сжатые и сокращенные индексы, описанные в работах [1, 2, 5], разработаны с теоретической точки зрения, однако оказываются вполне релевантными для практических систем обработки XML-файлов. К примеру, в [6] были опубликованы первые обнадеживающие экспериментальные результаты, подчеркивающие эффективность преобразования XBW-Transform на реальных базах данных XML. Авторы показали, что качественная адаптация алгоритма XBW-Transform позволяет сжимать данные в формате XML до самых современных XML-совместимых компрессоров, обеспечивая доступ к контенту, навигацию вверх и вниз по структуре XML-дерева и поиск простых выражений и подстрок в виде путей за несколько миллисекунд на мегабайтах данных в формате XML, для каждой операции выполняя декомпрессию только небольшого фрагмента данных. Предыдущим решениям требовалось несколько секунд на операцию! | |||
== Открытые вопросы == | == Открытые вопросы == | ||
Строка 100: | Строка 104: | ||
Существуют два возможных | Существуют два возможных представления деревьев, дающих вышеописанные результаты: представление в виде ординального дерева (BP, DFUDS или представление Гири и др. [8]) и XBW. Первое служит основой решений для усложненных навигационных операций, а второе – основой для сложных операций поиска подпутей. Возможно ли вывести одно уникальное преобразование для помеченного дерева <math>\mathcal{T}</math>, сочетающее преимущества обоих подходов и все еще допускающее сжатие? | ||
== Экспериментальные результаты == | == Экспериментальные результаты == |
правок