Благодаря своему умению создавать большие полотна прекрасного звука, включающие человеческий голос, с помощью электроинструментов, заменяющих целый симфонический оркестр, группа Yes стала одной из самых выразительных в британской роковой музыке 70х годов.
В ежегодной анкете читателей Melody Maker группа побеждала трижды (в 1974,1976-7 годах), в 1975-6 годах побеждали как аранжировщики, Джон Андерсон был среди вокалистов первым дважды (1977 и 78 годы), Рик Уэйкман был лучшим среди исполнителей на клавишных с 1973 года за единственным исключением, Стив Хауи - дважды среди лучших гитаристов (1976,78 годы), а басист Крис Сквайе шесть лет не знал иного места, кроме первого. И только пятый член группы, ударник Алан Уайт, вращался в своей категории "лишь" в районе пятого места.
У читателей более коммерческого издания New Musical Express картина была несколько иной, но тем не менее, ансамбль и там фигурировал в те же годы во главе списков вместе с Led Zeppelin и Genesis, несмотря на свои постоянные отъезды за границу, особенно в США, заставляя домашнюю публику ждать себя до двух лет.
С момента своего возникновения в октябре 1968 года Yes обладали вкусом, интеллигент-ностью, технической опытностью, идеями, твердолобой индивидуальностью ("порой мы совершенно не могли договориться, какой сегодня день"), и одновременно смыслом для коллективного существования, отточенного так же, как и у джаз-команды Weather Report, с которой у Yes общее и отсутствие склонности к какой-либо жанровой принадлежности.
Своим инструментальным арсеналом и мощными репродукторами они не вдалбливали в головы слушателей мелодии романтиков, импрессионистов или композиторов-классиков прошлого столетия, как это делали, например, то хуже, то лучше - ELP.
Группа была сформирована после случайной встречи Джона Андерсона и Криса Сквайе в лондонском ночном клубе для людей, причастных к шоу-бизнесу. Андерсон (род. 15.10.1944, Акрингтон, Ланкашир) к тому моменту выступал около 12 лет с различными неудачливыми группами, начиная с ансамбля брата Тони The Warr i ors - их запись можно услышать на компилятивном диске британского бита Hard Up Herdes, изданном в 1977 году. Вынужденный подрабатывать на жизнь работой грузчика, продавца лимонада, с Yes он смог реализовать идею создания одной из самых техничных групп, когда-либо появлявшихся в Англии. Кумиром его юности были Beatles, он восхищался также Саймоном и Гарфункелем, но превыше всего ставил Жильбера Беко.
Крис Сквайе был лондонцем (род. 04.03.1948). Музыкант-самоучка, до образования Yes он играл в ансамбле британской психоделики Тhe Syn. Там же играл и гитарист Питер Бэнкс, также член оригинального состава. И, наконец, состав дополнили органист Тони Кайе и ударник Билл Брафорд, которого Андерсон смог уговорить ради работы в группе отказаться от учебы в университете в Лидсе.
В начале их карьеры Yes просто было представить как соединение музыки группы The Nice (перед которыми они пару раз выступали) и многоголосия Vanilla Fudge. Так же, как и The Nice, они использовали влияние классической музыки для придания особой звуковой окраски их аранжировкам в то время, как исполнение Кайе на органе Хэммонда практически было копированием игры Кита Эмерсона. Их дебютный, музыкально довольно робкий альбом [1] среди оригинального материала содержал версии композиций Beatles и Byr d s и был пробным камнем на их пути к экспериментированию. Можно заметить, что смысл заимствованного материала был схвачен весьма точно и в полном соответствии со стилем группы. Do I See You от Byrds привносит атмосферу неги и джазовую камерность, битловская Every Little Thing исполнена с любовью к мелодии - а инструментальные пассажи звучат на них весьма уверенно.
Альбом [2] был в какой-то степени даже менее удовлетворительным. Группа здесь подключила к исполнению целый оркестр, грохочущий в перенасыщенных аранжировках Ричи Хэйвенсона, чья тема No Opportunity Neсessary из фильма "Большая земля" была в целом трудно совместимой со стилем Yes, и исполнила песню Everyday Стива Стиллза. И хотя в собственных, андерсоновских композициях Yes выглядели лучше, в 1970 году для них стало очевидным, что, если бы альбом [2] не был замечен, они снова начали бы исполнять Beatles.
Обвинив группу в том, что представления стали слишком механистичными, ее покидает лидер-гитарист Питер Бэнкс. После полуторагодовой апатии он на три месяца заменил в ансамбле Blodw y n Pig Мика Эбрехамса, а концу 1971 года сформировал собственный коллектив Flash с музыкантами, из которых только басист Рэй Бэннет имел профессиональный опыт (играл раньше в группе Gun, записавшей хит Race With The Devil). Музыкальный стиль Flash был вполне схожим с Yes, со сложной структурой произведений и тщательно аранжированными гармониями. Их сценические представления в Англии не пользовались особым успехом, даже когда они сопровождали в турне трио Beck, Bogert And App i ce в начале 1973 года, но альбомы получались определенно обещающими. Альбом [B4] Бэнкс записал соло-альбом с участием голландского гитариста Яна Аккермана. В 1977 году Бэнкс основал ансамбль After the Band, исполнявший сходную с Yes музыку, которую можно описать как "религиозный помп-рок", ориентированный на взрослую аудиторию. Два сингла ансамбля - One Rule for You и Der Kommissar - попали в верхнюю часть британских списков. Бэнкс записал с AtB три альбома, после чего оставил его.
Многим казалось, что в этот критический период Yes распадется, однако события оказались стартом в новую эру. На замену Бэнксу пришел Стив Хауи (род. 08.04.47 в Лондоне), музыкант-самоучка с очень интересными данными и определенной репутацией в "подпольных" музыкальных кругах, работавший с собственной группой Bodast, а также с ансамблями Syndicate, The In Crowd и Tomorrow, добившись наибольшей известности с последним, с которым в конце 60х годов он имел умеренный хит с квази-психоделической песней My White Bicycle.
В целом Хауи был лучшим исполнителем, чем Бэнкс, обеспечивая Yes более богатые звуковые краски и больший размах в их альбоме [3], продюсером которого был Эдди Оффорд. Более того, материал был радикально улучшен, и с этого момента музыканты группы являются авторами всех композиций их репертуара.
Yes получают первые благоприятные отзывы в музыкальной прессе и начинают приобретать себе значительную аудиторию поклонников. Однако группу покидает Кайе, организовавший свой неудачливый ансамбль Badger. О его уходе и утрате для группы ясной и простой игры жалели многие комментаторы. На его место приходит Рик Уэйкман, ранее уже привлекший внимание музыкальных критиков своей работой на клавишных в группе Strawbs, не нашедшей нужного применения таланту такого размаха. Уэйкман добавил Y es не только множество клавишных инструментов, достойных выпускника Королевской Академии, но также и свое представление об идеальной музыке для широкой публики. Он привнес в звук Yes целый арсенал технических приемов обращения с клавишными - вызвав очередную волну сравнения с Китом Эмерсоном - и обеспечил группе вторжение в сферу жанра, ставшего известным под названием "флэш" или "техно-рок".
Группа смогла представить своеобразную форму этой возбуждающей, но порой непомерно претенциозной музыки, сплавив виртуозные технические возможности каждого из членов со сложными, почти оркестровыми аранжировками относительно слабых композиций Андерсона (часто с авторской помощью членов группы). Лирически труднопостижимые, в худшем случае банальные, в своих концертных выступлениях Yes были часто выразительными и возбуждающими.
Сначала, в 1971 году, все шло хорошо. Группа отправилась в свое первое американское турне, во время которого вышел альбом [4] - технически завершенный, хотя и несколько самонадеянный, он попал в десятку в списках и обеспечил группу хитовым синглом Roundabout.
Следующий альбом [5] многие считают пиком музыкальной деятельности группы. Причем речь идет не о цельности - на диске три продолжительные композиции, которые делятся на обычную сумму около десяти отдельных мелодий. И не о том, что Yes не использовали мотивы классической музыки, как это делали Nice, ELP, BS&T и другие. И вообще даже не о техническом мастерстве, которое подразумевается само по себе, и даже - в случае Хауи и Уэйкмана - вызывает удивление. Альбом, особенно титульная композиция, которая занимает всю первую сторону, действует разносторонней красотой: красочностью неслыханных звуковых пассажей, развитием композиторских, в исходном случае наибанальнейших идей, которые как бы с кинематографическим чередованием представляют вам музыку с освобождающими мгновениями ясных гуманистических тонов, мощи, с которой слушателю внушаются - в I Get Up I Get Down - слова неограниченного восприятия пространства, а может быть, времени, может быть, чувства, а может быть, ощущение каких-то далеких пределов. Но кому удалось так прекрасно слить бы все это вместе, кроме Yes?.
Чуть позже казавшийся незаменимым Билл Брафорд, и сегодня почитаемый многими как самый техничный английский ударник всех времен, нашел более доходным для себя присоединиться к Роберту Фриппу в группе King Crimson (раньше Андерсон пел для этой группы в альбоме Lizard). Ему на замену пришел Алан Уайт (род. в Пелтоне, Каунти Дархэм, 14.06.49). Многим это решение показалось очень странным, поскольку Уайт, работая в различных группах, особенно в Plastic Ono Band с Джоном Ленноном, демонстрировал совершенно откровенный и неприкрашенный рок-н-ролловый стиль. Он работал также, как сейшнмен для таких артистов, как Джордж Харрисон, Алан Прайс, Джо Кокер.
Дебют его случился на тройном концертном альбоме [6], материал для которого обеспечили предыдущие диски. Альбом в огромных количествах был распродан как в Англии, так и в США, послужил наглядным доказательством неисчерпаемости их идей и обеспечил группе статус "возглавляющей выступления" во всех ее последующих американских гастролях.
Однако перед его выпуском Уэйкман счел возможным протолкнуть свою сольную работу - диск Six Wives Of Henry V III . Начинавшие циркулировать слухи о грядущем уходе Уэйкмана имели в основе также и тот факт, что кроме музыкальных разногласий (Рик отрицательно относился к усложнению музыки Yes), была хорошо известна и личностная отчужденность Уэйкмана от остальных членов группы - их в целом здоровый образ жизни противоречил склонности к выпивке Рика.
Однако Уэйкман оставался с группой еще довольно продолжительное время, в которое был выпущен очередной альбом [7], содержащий одну композицию Андерсона-Хауи, растянутую на четыре стороны. Он отразил какое-то негласное состязание между двумя звуковыми художниками - Уэйкманом, наносившим исключительные краски на своем Моге и меллотроне, и Хауи, с подобными богатыми возможностями своей коллекции гитар. Над ними великолепно звучал голос Андерсона, ритмическую основу держал Уайт, чей стиль расцвел в творческой атмосфере Yes, но целостность альбома решительно пострадала, что вызвало весьма смешанную реакцию на альбом в музыкальной прессе.
Уэйкман ушел из группы в конце 1973 года. После множества предположений о возможной замене в августе 1974 года был призван из группы Refugee швейцарский пианист Патрик Мораз (он родился в Швейцарии 24.06.48г., получил классическое универсальное музыкальное образование. До появления в трио Refugee выступал с собственными группами на родине, много работал над музыкой к фильмам. После работы в Yes вел активную сольную карьеру, а также пять лет сотрудничал с группой Moody Blues. Обладает техничной, хотя несколько академичной манерой игры на клавишных). Он участвовал в гастролях, а также помогал группе в записи неплохого, хотя чересчур рассудочного альбома [8]. Затем в их записывающей деятельности наступила продолжительная пауза, прерванная лишь выпуском сборника [9], который, кроме материала двух первых дисков, включал ранее не издававшиеся композицию Dear Father и версию мелодии America, а также сольных альбомов каждого из членов ансамбля.
Упоминая о сольных работах, стоит дать краткую характеристику членов группы и того вклада, что они внесли в ее работу. Краеугольным камнем ансамбля явился, без сомнения, Джон Андерсон, со своей внутренней силой и энергией, спрятанными за обманчивым, хрупким сложением, легкостью и обходительностью манер. Впрочем, слово "обманчивым" нельзя понимать слишком уж прямо, так как у Джона действительно очень мягкий и корректный характер, что не мешает ему проводить твердой рукой группу через рифы шоу-бизнеса и внутренние разногласия. Бывало, что Джон вынужден был принимать мгновенные решения, но его главные козыри были в выборе верной стратегической линии. Вряд ли его можно назвать разносторонним музыкантом, он только может пиликать на гитаре в такт своей композиторской мысли. Отличный вкус и стремление поглубже проникнуть в жизнь являются частью его натуры и "мотором" этого замечательного человека. Известный своей нелюбовью к остроумным пикировкам с журналистами, автор и исполнитель почти всего репертуара, Джон никогда не пытался управлять группой на сцене. Для придания ансамблю отличающих его вокальных гармоний, Андерсон смешал свой специфичный, порой хрупкий, порой скрипучий, вообще не блюзовый, более узкий и ясный, чем у других роковых звезд (например, Планта), голос, который с годами заострился, стал выше и напевнее, с голосами Криса, Питера, и позже, Стива. Джон всегда предоставлял группе свободу в выражении, отпуская ее до точки, когда ее еще можно было описать, как послушный Андерсону инструмент. В поисках понимания мира, человечности и себя Джон стал великим декламатором, погруженным в истории последних цивилизаций и древних религий, устремленным своими метафизическими текстами в космос и другие неземные пространства. Его сольный альбом [A1], равно как и диск Уайта [W1], своей уравновешенностью и насыщенностью приближался к тем наилучшим произведениям, что мы слышим у группы.
Крис Сквайе сделал замечательный инструментальный вклад в создание отличительного звука Yes. Он использовал свою бас-гитару с осторожностью и интеллигентностью, окаймляя все изменения темпа и ритма, включаясь в мелодические линии и расширяя свою роль за границы дополнения ударных. Он развил свою манеру в оригинальный, жесткий, остроугольный звук, исходно вдохновленный Джеком Брюсом и Джоном Энтуистлом. Высокий и спокойный, Крис имеет более медленные темпы жизни, чем большинство окружающих, он оказывает успокаивающее действие на остальных в группе во время случающихся вспышек кризисов. Его сольный альбом Fish Out Of Water ожидался без малого как откровение. Он несколько отвечал своему названию: друзья называли Криса "Рыбой" за привычку вечно плескаться в ванне. Получивший гораздо больше простора, чем обычно, Крис сделал альбом, в котором трудно к чему-либо придраться, но вряд ли можно услышать много нового.
Подобных же упреков заслужил диск Стива Хауи Beginnings. Хауи не только отлично владеет техникой игры, но и демонстрирует в своей очень богатой манере множество влияний и глубокое понимание музыки. Раньше казалось, что он сделает значительный вклад в работу ансамбля своим вокалом и талантом композитора, но Стив ограничил свои возможности игрой на гитарах, а также освоил синтезатор. Очень спокойный, интеллигентный и благожелательный, Хауи явился полной антитезой стандартному образу рок-н-роллового гитариста. Вместе с Аланом Уайтом он увлекается пищевой диетой.
Три года ожидания нового альбома Yes закончились выпуском диска [10] ("Атака на первое место"), с восторгом оцененным преданными фэнами, но вызвавшим уничтожающие отзывы в среде профессиональных критиков. Так, представляя материал этого альбома в своей радиопрограмме Radio One, ведущий британский диск-жокей Джон Пил заявил: "Надеюсь, что такая безнадежно скучная музыка в последний раз появляется в нашей программе". Главной причиной такой реакции стоит считать, пожалуй, общее снижение интереса к "флэш-року", который в свое время превозносился многими критиками как наиболее возбуждающая разновидность рока, но позже в целом был очернен роковой прессой как совершенное отрицание всего музыкального направления. На этом диске в старо-новом составе с вернувшимся Уэйкманом к своей обычной жизненности и технической завершенности Yes добавили еще и содержательность текстов своих песен. Голос Андерсона, скорее уже альт, чем тенор, добрал за десять лет почти целую октаву и в своей энергии достиг того же уровня, которым обладали лучистые, ясные и острые тона синтезатора Уэйкмана. Сам Рик творил наиболее пленительные и теплые краски традиционными клавишными инструментами, органами, на которых он играл в соборе святого Мартина в швейцарском городе Вевее; на них построены центральные композиции альбома Paralleles и Awaken.
Разнообразные и прямолинейные идеи начались уже с обложки. Место характерных загадочных эфирных рисунков Роджера Дина, автора графического знака Yes, заняла чарующая строгость и красочная однозначность современной архитектуры, отлично сочетающаяся с фотографиями мужского тела.
Следующий альбом [11], с обложкой опять от компании "Гипгноз", не произвел такого сильного впечатления, но его пестрота, жанровая и инструментальная, (мадригал и детская песенка в ритме рэггей; клавесин, лютня и др.) уже сама по себе достойна внимания. Авторство на этом диске поделили на этот раз все члены группы, а мелодия Хауи Don't Kill The Whale вышла к тому же синглом. В контексте творений группы этот альбом оказался наилучшим примером, когда раздражены все, кроме поклонников ансамбля. Кроме того, критика отметила, что тексты Андерсона на этот раз оказались слишком дидактичными и инструктивными.
На осенних концертах 1977 года в Мэдисон Сквер Гардене и Уэмбли Yes предложили аудитории программу в 2.5 часа из собственной музыки, гораздо скромнее оформленную, чем обычно, без меняющихся кулис Дина, цветных дымов и фантастического освещения, но зато с новым принципом взаимоотношения со зрительным залом: они выступали на медленно вращающейся со скоростью 13 оборотов в час платформе в середине зрительного зала, на которой, в свою очередь, вращались две площадки поменьше, для Андерсона и солирующего музыканта. Сократилось расстояние от слушателя до группы. Идея эта находилась в полном соответствии с принципами модерновой архитектуры об "открытых" конструкциях - всю группу удается разглядеть с любой стороны. Звукооператоры, осветители и весь штат, рассредоточенный ранее по залу, ныне помещался под ногами музыкантов, в каком-то закутке под сценой.
С начала 1980 года в очередной раз стали муссироваться слухи о распаде группы, подогретые тем, что Рик Уэйкман переехал жить в Швейцарию. В это же время Джон Андерсон, использовав перерыв в деятельности Yes, выпустил альбом (А2) с Вангелисом. Успех этого диска и прекрасного сингла State of Independence показал певцу, что тот может быть вполне удачлив и без старого ансамбля. Он покинул Yes в феврале 1980 года на гребне успеха своего нового сингла I Hear You Now, попавшего в британскую десятку. Совершенно потрясли поклонников Yes имена заместителей Уэйкмана и Андерсона - клавишник Джефф Даунз и певец Тревор Хорн, до сих пор выступавшие дуэтом под названием Buggles, чей хит Video Killed The Radio отличался своим остроумием и техникой выделки. Свою роль сыграла и практическая сторона - Yes и Buggles управлялись одним менеджером.
Новый состав подготовил диск [13] и осенью 1980 отправился на гастроли по Англии и США, причем Даунз и Хорн оставили по контракту для себя возможность трудиться под старым именем.
Еще до ухода Уэйкмана и Андерсона многие критики говорили в адрес альбома [11], что он оказался далеким от публики, переусложненным и напыщенным. Но после замены выяснилось, что от арт-рока в исполнении остался только приятный, ориентированный на невысокий вкус рок. Если заместитель Уэйкмана Джефф Даунз - музыкант достаточно квалифицированный и искусный, то певец Тревор Хорн каждым своим пассажем заставлял мечтать о возвращении Андерсона. Изменение тональности и интонации у него проскальзывало чрезвычайно редко, а с исполнением старого репертуара группы на концертах он не справлялся вовсе. И в основном лишь таланты ветеранов позволяли ансамблю напоминать прежний Yes.
Группа окончательно распалась в начале 1981 года, а через несколько месяцев стало известно о создании нового ансамбля Asia, включившего в себя ударника Карла Палмера, басиста и певца Джона Уэттона, гитариста Стива Хауи и клавишника Джеффа Даунза.
Андерсон собрал в студии для совместной работы многих музыкантов, в том числе Джека Брюса, и подготовил к выпуску альбом [A4], а также одновременно выпустил с Вангелисом альбом [A3]. Его сингл I'll Find My Way Home поднялся уже до шестой позиции в британских списках.
В конце 1983 года ансамбль собрался вновь в составе: Андерсон, Сквайе, Тони Кайе, а также гитарист Тревор Рэйбин. И хотя на альбоме (14) голос Андерсона и бас Сквайе идентифицировались легко и быстро, хотя все продолжали демонстрировать заносчивую виртуозность, групповое звучание резко отличалось от того, что прославило альбомы (6) и (7). Особенно хорошо демонстрирует различия хитовый сингл с этого альбома Owner of a Lonely Heart. Группа внесла в свой стиль современные оттенки для того, чтобы создать атмосферу 80х годов, вдохновленную фанком, рэггей и The Police. Yes даже пошли на некоторое ограничение своего артистического темперамента.
Да и было ли обязательно, чтобы современники-покупатели "Обладателя одинокого сердца" знали и помнили музыку альбома (5) ? Они оценивали настоящее, и эти творения Yes их вполне устраивали.
В 1985 году Хауи вместе со Стивом Хакеттом, вокалистом Максом Бэконом из хард-роковой группы Bronz, бывшим басистом Marillion Джонатаном Моувером и работавшим гитаристом у Майка Олдфилда Филом Спэлдингом организовали группу GTR. Обосновавшаяся в США четверка - Сквайе, Рэйбин, Кайе и Уайт - под прежним названием совершила ряд гастрольных турне и записала студийный диск (17). В результате ветераны ансамбля Андерсон, Хауи, Уэйкман и Брафорд, собравшиеся вместе в 1989 году, диск (А9) вынуждены были издать под несусветным ярлыком. И когда оба воплощения группы собрались записывать очередные альбомы, между ними вспыхнула судебная тяжба за право использовать старое название. Но в самый ее разгар противоборствовавшие стороны решили зарыть топор войны и объединиться для записи совместного диска (18) с использованием музыкального материала обеих фракций.
"Продюсер (Джонатан Элиас) выжал из нас все, на что мы были потенциально способны, - говорил Хауи, - а затем переработал практически все композиции, расставил иначе акценты и сделал стилизацию под тот Yes, который ближе нашим поклонникам, нежели нам... Во время турне нам пришлось приспосабливаться к собственным вещам, а некоторые просто разучивать заново".
Альбом сразу после выпуска попал на 35ю позицию в Billboard, и в течение всего лишь одного месяца было реализовано более полмиллиона экземпляров.
Диск (18) записан в составе: Андеpсон, Pэйбин, Сквайе, Кайе и Уайт.
Дискография:
Yes
сборники:
Фильмография:
библиография:
Альбомы Джона Андерсона:
сборник:
Записи Стива Хауи:
сборники:
Фильмография:
Альбомы Криса Сквайе:
Сольные альбомы Алана Уайта:
Дискография Питера Бэнкса:
сборники:
Записи группы Тони Кайе Badger:
Альбомы дуэта Buggles:
Альбомы Патрика Мораза:
сольные альбомы Тревора Рэйбина: