Нью-йоркская группа, внесшая крупнейший вклад в развитие роковой музыки, но так и не добившаяся признания во время своего существования.
Ее отцом-основателем стал в 1966 году Лу Рид. Недоучившийся журналист, он писал стихи и иногда печатал их в журнале Fusion, а порой читал на поэтических чтениях в соборе св. Марка. Еще в 1964 году Рид встретился с Джоном Кэйлом. Тогда из их встречи ничего путного не получилось , и Рид начал собирать различные группы одну за другой - The Warlocks, The Primitivies. В последней он и подобрал гитариста Стирлинга Моррисона, а позже Морин Такер, одну из немногих женщин-ударников в роке. Когда к составу в 1966 году присоединился Кэйл, они взяли себе новое название с обложки дешевой порнографической книжки.
Зимой Velvets ангажировали в кафе Bizzare на Гринвич Виллидж, и там впервые они столкнулись с неприятием их музыки. Позже Рид вспоминал: "Нам там говорили - еще одна такая песня, и вы вылетите отсюда. И будьте уверены, они вышибли бы нас с легким сердцем".
К счастью, в это время они попались на глаза одному из идейных вождей нового поколения поп-арта, сменившего к концу 60х годов битников, Энди Уорхолу. Тот нашел, что группа является подходящей командой для сопровождения его гастрольного ревю Th e Factory, и ввел в ее состав немку Нико.
В Нью-Йорке их официальной резиденцией был отель "Челси", где постоянными гостями оказались Боб Дилан, Патти Смит и другие роковые музыканты. Само же шоу, открыв свои гастроли в Нью-Йорке, отправилось затем в турне по США и Канаде, вызывая диаметрально противоположные суждения о своей музыке везде, где бы оно ни выступало. А на одном концерте в Огайо группа отвела свой срок на сцене, по словам Кэйла, "в сокрушительной тишине". Позже отрывки из рецензий на их первые выступления были напечатаны на развороте конверта их дебютного альбома: "Скрипучий рок-н-ролл, который можно сравнить лишь с декадентской атмосферой Берлина 30х годов" - (Los Angeles Magazine). "Тройной психоз, который насилует чувства... диссонирующая музыка, колеблющиеся каденции, пульсирующие темп и ритм" - (Variety). "Коллекция, которая созвучна насилию, цинизму, извращению. Для эксперимента это слишком животно, безнадежно..." - (Chicago Daily Express).
Номинально продюсером их дебютного альбома был записан Уорхол, но он лишь финансировал проект и нарисовал знаменитую "банановую" обложку для конверта. На виниле этого диска была записана чуть ли не самая новаторская музыка, которую в то время можно было услышать в роке. Леденящий нордический вокал Нико не имел, собственно говоря, ничего общего с роковым пением, но великолепно вписался в музыку группы и придал ей новые измерения. Но, кроме имени Уорхола и лица ангела смерти Нико, были еще и музыкальные особенности - а за музыку отвечали Рид и Кэйл. Диапазон нововведений в рок был очень широк - от смеси музыкального примитивизма и многословных текстов Рида до элементов современного американского музыкального авангарда, которых Кэйл набрался еще у ЛаМонта Янга, вместе с любопытным использованием шумов и монотонности, как это можно услышать, например, в композиции European Son (to Delmore Schwartz).
В тематике текстов также было много нового - в основном, всякие аспекты современной жизни, которые до недавних пор считались табу для средств массовой информации, например, наркотики (как в Heroin) и половые извращения (Venus in Furs, Waiting for the Man).
Но раннее творчество Velvets было оценено должным образом лишь с большим опозданием. Современные критики были в замешательстве, не зная, с чем музыкальный мир имеет дело. Время доказало, что в лице группы рок получил основоположников нового влияния, а их история превратилась в легенду. Критика объявила ансамбль приверженцами рокового авангарда. Однако публике это ни о чем не говорило. И вообще, подобное отнесение во все времена звучало довольно подозрительно, означая, скорее, субъективность журналистов, сиюминутный крик моды или лобовую рекламу. К такой музыке публика, да и большая часть критики, в 1967 году были просто не готовы. Многим казалось, что группе не хватает искры и элегантности - качества, которые больше всего ценились тогда у исполнителей. Лишь концертный альбом (6) оказался более понятным, но это произошло через несколько лет, когда коллектив наполовину состоял уже из новых музыкантов.
Однако главная причина пусть и посмертной славы Velvets лежала совсем в другом месте. Музыка ее обладала ритмичной гипнотичностью и была построена на материале, который в те времена считался "немузыкальным". Но в начале 70х годов тот же материал был охотно принят публикой в творениях Элиса Купера, Grand Funk Railroad, Deep Purple или Black Sabbath. Вот тогда-то и были вновь открыты Velvet Underground и возведены на трон одних из основоположников "тяжелого рока".
Не слишком обобщая, стоит все же заметить, что в те времена, когда Velvets влачили свое жалкое существование в клубах, блестяще начинали Pink Floyd и сан-францисские группы, а Фрэнк Заппа уже готовил турне по Европе и попал в анкету ведущего джазового издания Down Beat - Velvets с ними ничего общего не имеют.
Все же расстояние между ними и теми хард-роковыми группами, что пришли позже, довольно большое. В отличие от примитивной прямолинейности Grand Funk Railroad и Black Sabbath, музыка Velvet Underground имела более глубокий подтекст. Никогда для возбуждения аудитории они не пользовались способами Элиса Купера - оставались холодными, как металл.
Многие критики обвиняли группу в монотонности ее музыки. Действительно, ее отличал навязчивый, даже гипнотический повтор отдельных тактов и аккордов. Однако это не было монотонностью группы, имевшей в своем техническом арсенале два-три риффа, аккорда или ритмической фигуры. Опираясь на тщательно рассчитанные звуки клавишных и случайные находки в манере Джона Кэйджа, восходя к монотонным ритмическим фигурам Терри Райли, хаотическая монотонность музыки Velvet ставила своей целью именно разбудить фантазию слушателей, рождая в ней самые невероятные образы. Хотя поначалу многие слушатели приходили в замешательство, принимая саму мелодию за вступление к ней и тщетно ожидая ее развития.
К концу 1967 года Нико ушла из группы в сольную карьеру, а Уорхол начал терять интерес к мероприятию - так, по крайней мере, сообщала пресса.
Теперь главным вокалистом стал Лу Рид. Атмосфера его песен была очень специфичной. Хотя он исполнял их в дилановской манере, содержание песен было резкой противоположностью направленности тогдашнего американского фолк-рока. Не опускаясь до отшлифовки текстов, он пел обычно в полумраке, что усиливало действие песен на слушателей. Песни Рида о жизни обитателей нью-йоркского дна были, скорее, документальным свидетельством очевидца. Впечатление усугубляла дополненная какофонией электроскрипки стил-гитара, звучащая так же, как на первых концертах группы The Who. В музыке появились конкретные звуки, например, стук колес. Законченным примером их творчества является 17-минутная композиция с диска (2) Sister Ray. Сухой монотонный ритм, громкие и искаженные гитарные звуки и скользящий голос Рида создавали полное впечатление звукового апокалипсиса, которые усугубляли безумные и виртуозные вставки Кэйла на флейте.
Ансамбль снова отправился на гастроли, выступая почти в пустых залах, и в это время начались склоки между Ридом и Кэйлом. Последний покинул группу еще до выпуска альбома (3) и был заменен сравнительно заурядным музыкантом Дугом Юлом. С этого момента Velvets становятся ансамблем Лу Рида. Вместе с Кэйлом ушел из творений группы звуковой авантюризм, а поставленные в центр звучания песни Рида были уже не циничными и холодными, как раньше, а лиричными, порой тревожными и загадочными и часто наводящими на размышления.
Появились некоторые симптомы интереса публики - а ведь во времена дебютного диска их коммерческий статус немногим отличался от нуля. В середине 1969 года коллектив, проведя несколько месяцев без контракта, сменил фирму, перебравшись на Atlantic. На студиях последней они появились вместе с Биллом Юлом, заменившим Морин Такер. Их первое с 1967 года выступление в Нью-Йорке вызвало некоторый интерес и обозначило довольно большой клан фэнов. Но к этому времени Рид уже потерял веру в возможности Velvets и в августе, совершенно лишенный иллюзий, ушел из ансамбля, чтобы больше туда не возвращаться.
Следующий месяц прошел под знаком выпуска их альбома (5), встреченного с бешеным восторгом. Хотя Рида часто упрекали в утяжеленности продукции и микширования, альбом этот продемонстрировал, что группа была способна на великие дела даже в момент разброда. Хотя и небезгрешный, диск (5) оказался динамичным рок-н-ролловым альбомом, включившим в себя по крайней мере одну классическую для жанра песню - Sweet Jane.
Стирлинг Моррисон отправился доучиваться в Техас, а братья Юлы сделали неудачную попытку поддержать Velvets с новыми членами, совершив турне и выпустив альбом (7). Они просто не были замечены. Через несколько лет Дуг Юл был членом группы сопровождения Рида.
Два "живых" альбома были выпущены посмертно: двойник (4) записан в 1969 году во время концертов в Техасе и Сан-Франциско, а альбом (6) - на выступлении в известном клубе "У Макса".
В 1986 году в свет вышел пятидисковый комплект The Velvet Underground Boxed, причем один из дисков (9) составлен из невыпускавшихся ранее записей.
Концеpтный альбом (11) записан в 1993 году в Паpиже в оригинальном составе, естественно, исключая Нико. Планировался и выпуск студийного альбома, однако Мо Такер обвинила Рида "в предательстве интересов Velvet Underground". Когда ее поддержал Стирлинг Моррисон, все дальнейшие планы пошли прахом.
Дискография:
Velvet Underground
сборники:
библиография:
сольные записи Морин Такер: