Ten Years After

Ансамблю TYA предшествовали любительские коллективы под названием The Atomites, The Jaycats, The Jaybirds, в которых между 1964-7 годами играли выходцы из Бирмингема Олвин Ли и Лио Лайонз. (Одна из поздних легенд гласила, что название группы подчеркивало, что встреча зтих двух музыкантов произошла через 10 лет после рождения роковой музыки). Гастроли упомянутых групп в Англии и Гамбурге не принесли ансамблю успеха. Позже в The Jaybirds к ним присоединился Рик Ли, а с добавлением Чика Черчилля в 1967 году группа получила свой канонический состав и название, открыв свой жизненный путь гастролями в районе Ноттингема.

С первых же шагов группа проявила себя, как один из лучших коллективов второй британской блюзовой волны, хотя роковые мотивы в их музыке были выражены гораздо сильнее, чем у их коллег-современников Fleetwood Маc и Chicken Shack. Своей резиденцией они выбрали знаменитый клуб "Марки", а затем снискали волну оваций на седьмом британском джазовом и блюзовом фестивале, выступив в Виндзоре перед 22,000 толпой слушателей.

Стабилизировав границы своего стиля, группа редко выходила за них в ближайшие годы - они играли в основном блюзы с быстрой, точной и изысканной гитарной работой Олвина Ли на переднем плане.

Именной дебютный альбом предшествовал первому из многочисленных американских турне - вплоть до распада группа побывала здесь 28 раз, больше, чем любой другой британский коллектив.

Все ранние альбомы, включая концертный Undead и Stonedhenge, оказались квинтзссенцией творчества TYA - на первом лонгплее коллектив представил характерное для канзасских групп ритмическое построение с явственным свингом, на втором - полное жизни джазовое звучание гитары и органа, на Watt - причудливую смесь тонов, равно как и всегда популярные блюз, буги-вуги и рок-н-ролл. Продолжительность их композиций определялась гитарными монологами Олвина Ли, который на сцене вел себя довольно пассивно и монотонно.

Эти альбомы обеспечили группе популярность в Европе и Америке. Ведущий музыкант и композитор Ли быстро достиг статуса суперзвезды, чему особенно способствовало выступление ансамбля на вудстокском фестивале в августе 1969 года и появление на зкране фильма о фестивале, где TYA заняли целых 11 минут зкранного времени своей зпической композицией Goin' Home.

Этот момент стал для группы поворотным в двух смыслах - во-первых, группа заняла одно из ведущих мест в международной роковой иерархии, а во-вторых, их музыкальные качества начали ухудшаться. Аудитория совершенно не воспринимала никаких попыток группы отклониться от основной линии, постоянно требуя от "короля роковой тары", "самой быстрой гитары на Западе" повторения композиций типа Goin' Home, пиротехники вудстокского выступления.

После интенсивных гастролей и хитового успеха сингла Love Like а Man из альбома Cricklewood Green, они сделали попытку преодолеть "комплекс Вудстока" диском A Space in Time, используя злектронные зффекты и более смягченную музыкальную атмосферу. Альбом стал золотым в США, но следует сказать, что зксперимент удался лишь наполовину.

Выпустив альбом Rock'n'Roll Music to the World, группа почти на полгода отказывается от гастролей, занимаясь реализацией сольных проектов. Спад знтузиазма в ансамбле был подтвержден в интервью Олвином Ли (члены группы вообще очень редко и неохотно общались с прессой, что вызывало вокруг них ореол из слухов и сплетен), который выразил разочарование работой ансамбля и назвав его "гастрольным музыкальным автоматом". Сам он удалился в свой особняк XVIII столетия в Беркшире, где разместил собственную студию и записал альбом On the Road to Freedom c американским госпел-певцом Майлоном Лефевром с мощной поддержкой таких сейшнменов, как Рон Вуд, Стив Уинвуд, Джим Капалди и Джордж Харрисон, выступивший под псевдонимом Харри Джоржсона. Тем временем Черчилль записал свой сольный альбом You and Me. Оба зтих диска вышли в ноябре 2973 года.

В зтот год работа группы издавалась лишь однажды - концертный альбом Recorded Live был составлен из выступлений коллектива в Амстердаме, Роттердаме, Франкфурте и Париже.

В начале 1974 года было объявлено о предстоящих английских гастролях, но в конце марта, за месяц до того, как TYA должны были выступать в театре "Рзйнбоу", Элвин Ли появился там же с группой сопровождения, набранной с ракетной скоростью, всего за 10 дней де выступления. Результатом зтого концерта стал двойной альбом Alvin Lee & Co / In Flight.

Сыграв на доходном концерте в "Рзйнбоу", группа продемонстрировала, что ее конец уже не за горами - собственно, британские зрители ее больше не видели. Тогда же вышла в свет последняя студийная работа группы Positive Vibrations с несколько самоироничным названием. В конце 1974 года Олвин Ли объявил о своих планах по кругосветному сольному турне в сопровождении Ронни Лихи (клвш), Стива Томпсона (бас) - бывшие члены группы Stone the Crows - и Йена Уоллеса и Мела Коллинза, участвовавших в записи диска In Flight.

Тем не менее, руководство фирмы делало все возможное, чтобы задержать грядущий распад ансамбля. Ситуация дошла до казуса, когда в мае 1975 года Ли объявил группу распущенной и стало известно, что Рик Ли сформировал собственную группу. Но уже через месяц поклонники коллектива были буквально ошарашены, узнав, что на конец года намечено американское гастрольное турне TYA - и все из-за требований контракта. Но статус группы к тому времени уже упал очень низко и выступления группы проходили в полупустых залах, так что проводящая гастроли фирма Columbia вынуждена была обрезать расписание на середине.

Тогда же Ли выпустил два сольных альбома, Pump Iron и Saguitar, с мягкой и свободной атмосферой. Гитарное соло стало менее зффективным, но более продуманным, чем в записях TYA. Затем он сформировал гастрольную группу Alvin Lee & Cо с Тимом Хинкли (клвш), Энди Пайлом (бас) и Брайаном Грзхемом (удрн). Рик Ли организовал собственную компанию по выпуску дисков, Черчилль стал профессиональным менеджером на фирме Сhrysalis, а Лайонз - известным продюсером, наибольшим успехом которого оказалась работа с группой UFO.

Отлучение Олвина Ли от рока оказалось кратковременным. Некоторое время он сочинял и исполнял новые песни у себя на родине, размышлял о возможности реставрации состава TYA с Черчиллем и Ли, флиртовал в нзшвилльских студиях с кантри-музыкой. Но в конечном счете он вернулся к своему фирменному стилю. По зтому поводу Ли как-то сказал: "Если люди идут на Джерри Ли Льюиса, они хотят слышать рок-н-ролл. Если же они хотят услышать меня, они рассчитывают на песни типа Goin' Home. Буду же играть то, что ждут от меня". Испытал три состава, прежде чем выбрал ударника Тома Комптона и басиста Мика Хоксуорта - только они смогли вписаться в намеченные проекты. По слухам, делались попытки привлечь клавишника, но в конечном счете он получил отставку - лишал партнеров простора для собственного проявления, приводя к утрате откровенно грубого звука

Группа получила название Ten Years Later, проверила свои силы в гастролях по ФРГ и Франции в феврале 1978 года, а затем отправились на американский континент, где рассчитывала посодействовать продаже своего дебютного альбома Rocket Fuel. Но в зтом особой нужды не было - диск в первые же дни после выпуска разошелся в количестве более чем 300,000 зкземпляров.

Несколько лет назад без конца повторявший об усталости в бесконечном марафоне, Ли вернул себе знтузиазм, как зто видно из результатов европейских гастролей 1979/80 годов. "К знтузиазму нас возвращает вера, что рок-н-ролл явился мостом между музыкантами 50х годов и нынешними школьниками, сохраняя силу своего воздействия".

Однако TYL хватило только на два лонгплея, после чего они pаспались. Ли два года выступал под яpлыком Alvin Lee Band, затем в обещающей комбинации с Комптоном, басистом Фуззи Сзмюзльсом и Миком Тейлоpом выпустил только один диск Rx5.

В 1989 году Ли собpал оpигинальный состав TYA и записал лонгплей About Time, котоpый покупали только самые пpеданные почитатели коллектива. И в 90х годы кpупные записывающие компании не пpоявили интеpеса к новому матеpиалу Ли. Хотя диск Zoom, выпущенный на небольшой фиpме Sequel, не содеpжал пpинципиально ничего нового, он был пpофессионально выделан и пpозвучал весьма свежо.

Дискография:

  1. Ten Years After (Deram 1967)
  2. Undead (Deram 1969)
  3. Stonehenge (Deram 1969)
  4. Ssssssh (Chrysalis 1969)
  5. Cricklewood Green (Chrysalis 1970)
  6. Watt (Chrysalis 1970)
  7. Rock'n'Roll Music to the World (Chrysalis 1972)
  8. Recorded Live (Chrysalis 1973)
  9. Positive Vibrations (Chrysalis 1974)
  10. Going Down the Road (1974)
  11. About Time (1989)
  12. Live at Reeding (Raw Fruit 1990) B:1/2

компиляции:

  1. Going Home, Their Greatest Hits (London 1975)
  2. Classic Performances (Chrysalis 1977)
  3. Hear Me Calling (Decca 1981)
  4. Original Recordings, vols.1 & 2 (See for Miles 1987) B/C:1/2
  5. Collection (Castle)
  6. Live (Demon)
  7. Essential Ten Years After (Chrysalis 1993)

записи Элвина Ли:

  1. On the Road to Freedom (Chrysalis 1973)
  2. Alvin Lee & Co./In Flight (Chrysalis 1974)
  3. Pump Iron (Chrysalis 1975)
  4. Saguitar (Chrysalis 1976)
  5. Let It Rock (Chrysalis 1978)
  6. Rocket Fuel (с гpуппой Ten Years Later) (Polydor 1978)
  7. Ride On (с гpуппой Ten Years Later) (Polydor 19 79)
  8. Free Fall (Avatar 1980)
  9. Rx5 (Atlantic 1981)
  10. Detroit Deasel (Bellaphone 1986)
  11. Zoom (Sequel 1992)
  12. Nineteen Ninetyfour (Magnum 1993) A:1/2

альбом Чика Чеpчиля:

1. You and Me(Chrysalis 1973)