Richard Thompson

Родился и вырос в Лондоне. Еще школьником в 1968 году вместе с Эшли Хатчингсом и Саймоном Найколом организовал группу Fairport Convention. Школу бросил и посвятил себя музыке, хотя зарабатывать на жизнь пришлось в основном мойкой окон.

Явился одним из творческих моторов ансамбля. Среди написанных им для группы композиций - такие, как Meet Me on the Ledge, Genesis Hall и Sloth. Ушел из нее в январе 1971 года, когда почувствовал, что его пребывание в ансамбле не способствует дальнейшему развитию.

Труды Томпсона, появившиеся в свет сразу после его ухода из Convention, ничем особенным не выделялись. Хорошо владея как электро-, так и акустической гитарой, с хриплым голосом, как у простуженного Брайена Ферри, он интенсивно работал в качестве сейшнмена и принял участие в реализации чуть ли не всех фолк-проектов, родившихся в начале 70х годов. Самой запомнившейся его работой оказалось участие в записи Майка и Лолы Уотерсон Bright Phoebus и Гэри Фарра Strange Fruit. Он был членом двух ансамблей, собиравшихся для разовой записи альбомов на фирме Island (и состоявших, как правило, из питомцев Fairport Convention). Первый из них, The Bunch, в апреле 1972 года выпустил диск Rock On, наполненный довольно невыразительными обработками рок-н-ролловых нетленок. Альбом (1) с традиционной танцевальной музыкой был записан вместе с Хатчингсом, Дэйвом Мэттексом, Джоном Киркпатриком и Барри Дрэнофилдом.

В июне 1972 года выпустил свой первый сольный альбом (2), который содержал такие композиции, как Snaky Nancy и Nobody's Wedding. Проект не получил дальнейшего развития, так как Томпсон, после непродолжительной работы в группе Albion Country Band , сговорился с Найколом, который к тому времени также ушел из Convention, и с подругой Сэнди Дэнни, сессионной певицей сопровождения Линдой Петерс, вскоре ставшей женой Ричарда.

Некоторое время он играл для Сэнди Дэнни, а затем записал следующий сольный альбом (3), выпуск которого был отложен на год. Затем вернулся в электрофолк. Собрал группу Four Grapes с Линдой в качестве ведущей вокалистки и Найколом, плюс ударник и басист. Группа дала весной 1974 года в Англии несколько концертов, поддерживая в турне Traffic, но непрочный состав развалился еще до окончания гастролей. Томпсон даже не запомнил фамилии басиста.

Замечательный диск (3) вышел под ярлыком Richard & Linda Thompson. Он получил восторженные рецензии и показал неплохой уровень распродажи. Он содержал несколько шедевров Ричарда, включая титульную композицию, Cavalry Cross и душераздирающую End of the Rainbow.

Жизнь кажется такой розовой в колыбели
Но, как друг, скажу тебе,
Я скажу тебе на всякий случай
Нет ничего на конце радуги
Нет ничего хорошего, когда повзрослеешь,

С того времени супруги довольно долго работали в паре, предпочитая набирать нерегулярные группы для турне и для записей.

Дуэт в это время часто гастролировал c Cаймоном Найколом под ярлыком Hokey Pokey, заимствованным из названия альбома (4), смешивающего юмор с социальными комментариями. На этом диске сложные темы решались легко и просто, что придавало музыке особую эмоциональную приподнятость. Кульминацией этого периода творчества стал следующий альбом (5), который отразил интерес супругов к суфийскому течению мусульманской религии и содержал несколько отличных композиций, в частности, песню Jet Plane In a Rocking Chair с самой замечательной гитарной работой Томпсона со времен ухода из Fairport Convention.

В 1976 году он выпустил диск (6) со скромным названием, составленный из незадействованных остатков своей предыдущей восьмилетней работы.

Трехлетний период пассивности дуэта был прерван в 1977 году серией концертных выступлений с участием бывших членов группы Mighty Baby. Подписав контракт с фирмой Charisma, супружеский тандем выпустил альбом (8), который многими комментаторами по сей день почитается как лучший у Томпсона. Теперь уже все поняли, что Ричард чурается отработанных реалий рокового бизнеса. Его концертные выступления несли на себе печать обдуманного дилетантизма, но это совершенно не относилось к его музыке. Он не мог стать настоящей роковой звездой хотя бы потому, что просто избегал коммерческого успеха, да и мусульманская вера, которую он принял, не оставляла ему такой возможности. Однако значительное число поклонников по всей Британии говорило о том, что Томпсон стал одним из самых крупных сочинителей и исполнителей современного рока. Во всяком случае, в анкете "100 лучших дисков роковой музыки 1967-87 гг." оказались его альбомы (3) и (11), чем не может похвастаться ни один ансамбль или музыкант этого жанра. Ударные и яркие, часто довольно жесткие песни Томпсона звучали так, будто веками они были подвешены в воздухе, дожидаясь того, кто их напишет и исполнит.

Диск (9) был послабее, хотя содержал сатирическую титульную композицию и чарующе сердитую You're Going to Need Somebody. Следующий диск (11) выпускался уже на новой фирме. Этот альбом по анкете Rolling Stone был признан лучшим в 1982 году. Дуэт отправился закреплять успех в США, совершив многажды восхваленное прессой турне. Однако развод Ричарда и Линды в июне 1982 года разрушил их совместные планы. Еще раз дуэтом они выступили в Шеффилде на Южно-йоркширкском фолковом фестивале (хотя через пару лет после развода дали совместные гастроли), а затем Ричард посвятил себя сольной карьере.

Еще годом раньше он подготовил свой сольник (10), который смешивал ритмы джиги и рилы со звучанием волынки. После "живого" (12) последовали отлично принятые (13) и (14) с наполненной горечью песней She Twists the Knife Again. В 1986 году Томпсон предпринял интенсивное турне по Англии и США для промоции диска Daring, подготовил саундтрек к телепередаче Marksman, а затем вместе с Джоном Френчем, Фредом Фритом и Хенри Кайзером подготовил экспериментальный альбом (18).

В 1988 году он подписал контракт с фирмой Polydor. В начале 90х Томпсон записывался вместе с Golden Palominos и в 1991 году выступил вместе с Дэвидом Бирном. Все эти годы восторги комментаторов не оставляли Томпсона и его сольные альбомы. Достаточно наглядно история его творчества представлена в трехдисковой коробке компактов Watching the Dark.

Его песни часто исполнялись такими артистами, как Джули Ковингтон, Арло Гатри, группами Any Trouble и Pointer Sisters.

Дискография:

Richard Thompson

  1. Morris On (ISL 1972)
  2. Henry The Human Fly (ISL 1972)
  3. I Want To See The Bright Lights Tonight (ISL 1974)
  4. Hokey Pockey (ISL 1975)
  5. Four Down Like Silver (ISL 1975) B:1
  6. (guitar, vocal) (ISL 1976) OO A:1
  7. One For The Road (ISL 1976)
  8. First Light (CHR 1978)
  9. Sunny Vista (CHR 1979)
  10. Strict Tempo (Elexir 1981) A/B:1; B-B
  11. Shoot Out of Light (HNB 1982)
  12. Small Town Romance (HNB 1982) B-B
  13. Hand of Kindness (HNB 1984)
  14. Across a Crowded Room (PLD 1985) B-A; A/B:2
  15. Vision of Excess (PLD 1985) BB+
  16. Daring Adventures (BGO 1986) A/B:2
  17. The Marksman (с П.Филлелом) (саундтрек) (1987)
  18. Live , Love, Larf and Loaf (с Фритом, Френчем и Кайзером) (Rhino 1987) A:1
  19. Amnesia (EMI 1988)
  20. Invisible Means (с Фритом, Френчем и Кайзером) (Windham Hill 1990)
  21. Rumour and Sigh (CPT 1990) A:1
  22. Sweet Talker (саундтpек) (1992)
  23. Mirror Blue (CPT 1994)

сборник:

  1. Watching the Dark: The History of (HNB 1993) OOO

видеофильм:

  1. Across a Crowded Room (1985)

библиография:

  1. Heylin, Clinton - Gypsy Love Songs & Sad Refrains: The Recordings of Richard Thompson & Sandy Danny; Labour of Love 1989
  2. Heylin, Clinton - Richard Thompson: 21 Years of Doom and Gloom; Clinton Heylin 1988

сольные записи Линды Томпсон:

  1. One Clear Moment (WB 1985) B-B; A:1