Родился в 1935 году в Колфаксе, Калифорния и вырос в Реддинге. Хотя родители его не были музыкантами, ребенок начал слушать и напевать песни еще до того, как научился разговаривать. Юный Терри вырос в отдалении от музыкальных центров и воспитывался в основном на популярной и кантри-музыке. Хотя у него в детстве был преподаватель по фортепьяно, серьезным обучением Райли не занимался, пока в возрасте 18 лет не перебрался в Сан-Франциско. Здесь он начал играть в группах, исполнявших камерную музыку, в основном французскую - Дебюсси, Равеля, Пуленка и Милье, а также Бартока. Затем на него производят сильное впечатление хроматические пьесы Шенберга и Веберна , и в подражание им он пишет свои опусы.
В 1960 году на занятиях в университете в Беркли Райли знакомится с ЛаМонтом Янгом, основоположником так называемой "статической" музыки , и некоторое время они осуществляют совместное музыкальное руководство над танцовщицей Энн Халприн.
Затем Янг отправился в Нью-Йорк, а Райли - в Калифорнию, завершать свое музыкальное образование. Он попал на записывающую студию и начал экспериментировать над "петлей", многократным повторением и наложением отдельных циклов, а затем отправился в Европу для апробации своих музыкальных идей. Гастролируя по континенту с фортепьянными концертами и организацией хэппенингов, он выполнил свои две первые коммерческие записи: первую, очень гипнотичную, по типу марокканской, на французской студии BAM, а другой стала композиция Cookin' with the Miles Davis Quintet.
После возвращения из Европы его первой большой работой оказалось сотрудничество с трубачом Четом Бейкером, в котором Райли попытался объединить гипнотическое начало с импровизационным, вводя в инструментарий сопрано-саксофон в духе Джона Колтрейна. Итогом этого периода стал диск (2).
Наиболее успешным в творческом плане у Райли оказался следующий лонгплей (3), который включил в себя 53 мелодических и ритмических мотива, большинство из которых были крайне непродолжительными и простыми, как отдельная нота или группа из 6/16. Музыканты начинали исполнять свои партии одновременно, но каждая из партий развивалась почти независимо от остальных, и , перекрываясь, они образовывали богатый мелодический рисунок.
Этот альбом во многом определил развитие англо-американской авангардной музыки в 70е годы. Под влияние Райли попали композиторы Филипп Гласс, Стив Райх, Фредерик Ржевски, а также роковые группы и личности, включая Soft Machine, Брайена Ино и Velvet Underground с Джоном Кэйлом. В результате сотрудничества Райли с последним в 1971 году был записан диск (5), которому предшествовал коммерчески самый успешный у Райли альбом (4) с композицией Poppy Nogood and the Phantom Band.
Альбом (6), записанный Райли на органе "Ямаха", критики сравнивали с музыкальным мерцанием лучей света в полупрозрачной дымке. Идеи, заложенные в (3), оказались рафинированными и сгущенными в остове из соло-импровизаций, гипнотических и воздушно-лирических.
Культ Райли закончился в середине 70х годов, однако его затянутые непрерывные экскурсы в грезоподобные технические эффекты на перекрывающихся лейтмотивах приобрели много последователей и способствовали привлечению внимания слушателей к современным авангардным произведениям.
Дискография
Terry Riley