Стивел родился в 1943 году в семье арфистки Джорджи Когевелу. За свою первую арфу, которую ему сделал отец, равно как и за фортепьяно, он взялся в возрасте девяти лет и с тех пор быстро набирал репутацию. Свои знания как практически, так и теоретически (Алан имеет английскую и шотландскую ученую степени) он использовал для возрождения и распространения бретонской и шотландской музыкальных культур. Стивел нашел необычный способ популяризовать народную музыку - через рок-н-ролл. Своими произведениями он символизировал путь воскрешения не звучавших уже четыре столетия кельтских арф, к соединению бретонской, шотландской, валлийской и ирландской народной музыки с электрической поп-музыкой.
Его успех у французской публики, а затем и в остальных странах, оказался весьма неожиданным. Альбом (4) был признан изданием Melody Maker открытием года в фолк-музыке, и множеством критиков был описан, как оригинальнейшее соединение рок-н-ролла и фольклора, которое кому - либо удавалось провести.
Для этой разновидности музыки сразу нашлось название - кельтский рок. Певец, арфист, пианист, композитор, аранжировщик и поэт всегда пел на языке своей родной Бретони, а группу его можно было назвать кельтской, равно как валлийской, шотландской или ирландской. Обычный француз, равно как и англичанин, ни слова не поймут из названий его песен - Marv Pont-Kalleg, An Duzzhunel, Tha Mi Sgith и др. Уместно вспомнить юмореску Чапека о языковой головоломке шотландцев.
Однако гораздо больше внимания в творчестве Стивела привлекает его музыка. Она скорее кельтская, чем роковая. Группа его играла на свирели, волынке, дульцимере, псалтерии (два последних - старинные струнные инструменты), скрипке (замечательный скрипач Рен Уэрнеер), гитаре (хорошо известный роковой публике Дан Ар Брас), банджо, фортепьяно, органе и самое главное - на кельтской арфе .
Алан впустил в студию тщательные разработки старых народных песен и вообще целую кельтскую культуру. В 1965 году, время наивысшей славы Боба Дилана, Beatles и Джони Холидея, он выступал в клубах на манер воинственных предков, исполняя со своей арфой перед роковыми энтузиастами песни Бретони, каких не знали и его родители.
Сам записал с арфой два альбома, а затем начал привлекать других исполнителей с разнообразными инструментами. "Мне казалось это естественным развитием. Нельзя было, как это делали многие другие, уподобляться американским фолкникам". Когда в 1968 году он выступал в Лондоне перед главным номером концерта, группой Moody Blues, никто его там еще не знал. Но дома, в Бретони, он уже был более чем популярен. Его тщательно и искусно подготовленные варианты народных песен не походили ни на одну из прежних попыток соединения рока и фольклора. Роковая ритмика и гитара были подчинены сочному звучанию народных инструментов. Стивел не пытался представить фольклор так, чтобы он лез в уши в виде привычной популярной музыки. Он стремился, чтобы слушатели узнавали кельтскую музыку в ее полной красе, оригинальности и силе. Роковые элементы использовались только для того, чтобы подчеркнуть нюансы, а не сделать ее более доступной.
В 1972 году Стивел выступил со своей группой в парижском зале "Олимпия". С этого концерта все по-настоящему и началось... Он становится бретонским народным героем и совершенно вытесняет оттуда французскую поп-музыку; его альбомы (1), (3) и, наконец, (4), смогли одержать победу у французского слушателя (равно как канадского, австрийского, швейцарского и бельгийского) над дисками многих попсовых звезд.
Годом позже он появился в Англии на фестивале в Кембридже, а также в королевском "Элберт-холле". Предпринял совместное турне со Steeleye Span, был увенчан лаврами и во время американских гастролей, а скромное поведение Стивела на сцене совершенно не соответствовало тому ажиотажу, который был поднят вокруг его имени.
"Бесспорно, самый лучший альбом в этом жанре со времен Fairport Convention и их диска Liege and Lief", - оценивал его альбом (4) английский критик. Особенно привлекательно звучит волынка в композиции из этого альбома Reel, староирландском народном танце, действующем на слушателя как самые удачные произведения Beatles.
На протяжении 1974-5 годов Стивел гастролировал по Европе, собирая толпы публики и вызывая волну широкого энтузиазма, где бы он ни выступал. В Дублине в ноябре 1974 года он записал свой второй концертный альбом. Важно отметить, что кельтский рок Стивела не только стал исходным пунктом для развития целой бретонской культуры и своебытности, но и был средством распространения политических лозунгов, призывающих к независимости Бретони.
Сам Стивел считал, что политические и артистические задачи одинаково важны, однако его положение одного из лидеров движения за независимость Бретони было подорвано в 1976 году, когда распалась его группа сопровождения и Дан Ар Брас присоединился к Fairport Convention.
В это же время на редкость замечательно прозвучал его акустический альбом (5), который пользовался в Шотландии, например, большим успехом, чем диски группы Steeleye Span.
Дальнейшие проекты Стивела подразумевали переложение на музыку стихов современных бретонских поэтов в сопровождении арф, создание национальной кельтской симфонии со сточленным оркестром, включающим индийские и вьетнамские инструменты.
Однако последние диски, начиная с (9), пользовались меньшим публичным успехом, нежели предшественники, хотя качеством не уступали. Быть может, падение интереса критиков к музыканту в Англии связано с потерей интереса ко всему фолк-року, - а во Франции призывы к отделению Бретони вряд ли могли поддерживаться официозом. Тем не менее, Стивел ежегодно с успехом дает концерты в Париже, выезжает в США и другие страны.
Ар Брас после ухода от Стивела играл в группах Fairport Convention и Magma, а в 1977 году начал сольную карьеру. Его замечательные и оригинальные альбомы, особенно записанные в 80х годах, используют влияния кельтской народной музыки.
Дискография
Alan Stivell
сольные записи Дана Ар Браса: