Развитие ансамбля Steeleye Span, долгое время бывшего ведущим в английском фолк-роке (название происходит от имени героя одной из народных песен), можно разделить на четыре этапа в соответствии с изменениями в составе. Сначала Steeleye Span - настоящая супергруппа британского фолка. Уже давно работавшие дуэтом в фолк-клубах Мэдди Прайор и Тим Харт решили объединить свои усилия с удивительным музыкантом и упрямцем басистом Эшли Хатчингсом. Свой предыдущий ансамбль Fairport Convention он покинул из-за расхождения во взглядах на пути развития электрифицированного фолка (по той же самой причине он уйдет через два года уйдет из Steeleye Span, в обоих случаях точно в моменты, когда группы только начали проникать к широкой аудитории). Своим присутствием дебютный альбом (1) отметили Гея и Терри Вудз. Хотя группа на концертах практически не выступала, многие британские ценители "чистого" фолка долго с наслаждением вспоминали женское двоеголосие Геи и Мэдди Прайор.
Второй этап связан с вокалом и гитарой Мартина Карти, тогда и позже славы фолковых клубов. С его участием они записали лонгплеи [2] и [3], начали концертные выступления, сменили менеджера и продюсера Сэнди Робертсона на менеджера Джо Люстинга. Хатчингс ушел и со старыми приятелями по Convention Саймоном Найколом, Дэйвом Мэттексом, а также Джо Киркпатриком организовал Albion Country Band. В Steeleye Span его сменил Рик Кемп со своей более сложной и напевной манерой игры. Однако очень скоро после ухода Хатчингса группу покинул Карти, чьи достоинства не успели проявить себя в полной мере, и отправился в тот же Albion Country Band. Затем он перешел в более традиционную фолковую группу Watersons, где пела его жена Норма Уотерсон. В 80е годы гастролировал и записывался с ансамблем Brass Monkey, основанный Джоном Киркпатриком и Сью Харрис.
Первый из многочисленных составов группы Хатчингса Albion Country Band, насчитывающий 26 музыкантов, записал альбом No Roses. Этот ансамбль стал первой электрической группой, выступавшей в Лондонском Национальном театре. Хатчингс также много работал на записях своих прежних коллег по Fairport Convention, в частности, с Ричардом Томпсоном и Сэнди Дэнни. Он писал и представлял британскую фолк-музыку в своей собственной программе на телевидении БиБиСи в 1979 году. Одна из таких передач, сделанная с известной собирательницей британского фольклора Сесил Шарп, состоялась в 1984 году и документирована альбомом. Порой Хатчингса даже называют "отцом британского фолк-рока". В 90х годах в состав его группы Albion Band входили Саймон Найкол и Крис Уайт.
А в Steeleye Span появляется скрипач и исполнитель на мандолине Питер Найт, разносторонний и внимательный именно в сопровождении (очень приятно его солирование в быстрых танцевальных ритмах типа джиги или рилы, здесь он не уступает Дэйву Свобрику или Арбусу из East of Eden). Найт уговорил своего старого приятеля по фолк-клубам Боба Джонсона бросить свою работу бухгалтера и присоединиться к группе. И этот состав сотворил стиль, в котором вокальной густоте начинает соответствовать красочность и сила звучания инструментов.
Теперь впервые они смогли добиться значительного успеха в Англии и в 1972 году выпустили альбом [4], считающийся лучшим в карьере группы. Он включал в себя песню Gaudete, сочиненную еще в 1582 году и напетую на латинском языке а капелла, без музыкального сопровождения,. Выпущенная синглом, она в следующем году стала первым хитом для группы. Вскоре выходит сборник, содержащий материал альбомов [2] и [3] вместе с сольными записями Харта, Прайор и Карти.
Логическим завершением этого этапа развития группы явился приход Найджела Пегрума из ансамбля Guidrolog. Альбом [5] продемонстрировал, что их материал становится все сильнее. К этому времени, совершив несколько громких и доходных турне, ансамбль становится очень популярным в Англии. Однако попытка просочиться на американский рынок не принесла ничего хорошего.
Диск (6) увеличил число перемещений в составе. Его продюсером был Йен Андерсон. Были записаны "блатные" баллады Джонсона, особенно хороша Thomas the Rymer, которая стала квинтэссенцией этого этапа работы Steeleye Span. На альбоме была также версия композиции To Know Him Is to Love Him, на которой на саксофоне играл Дэвид Боуи. Одновременно группа выказала интерес к старому роковому материалу, записав версию а капелла нетленки Бадди Холли Rave On.
Соединить народные баллады с роком, электрифицировать инструменты и окружить женский сольный вокал мужским многоголосием - все это еще раньше удалось сделать Fairport Convention. Но преимущество Steeleye Span проявилось в отличном соединении их музыки со сценическим действием.
Пара танцевальных шажков Мэдди Прайор, энергично размахивающий руками Питер Найт, плавный полет рук Найджела Пегрума, склонившегося над своими ударными, нежность и внимание во взглядах Тима Харта, которые он бросает на окружающих от своего дульцимера или гитары, спокойная самоироничная усмешка Боба Джонсона. Все отдает настроением, словно общий обед у бабушки. Без трюков и конвульсий.
И даже их попытка воскресить старый английский театр масок, "муммерз", балаган с традиционной нечистой силой, которая убивает героя, но того возвращает к жизни врач-волшебник; забавляя людей и социальными намеками (ирландский цветной рыцарский щит) разделила поп-аудиторию на скептиков и поклонников.
А аудитория у них подобралась весьма разнородная с солидным средним возрастом - в зале сидели рядом подростки в джинсах, дамы в вечерних платьях и джентльмены в смокингах, и все они настойчиво требовали историй столетней давности о певце Томе и королеве фей на белой лошади, о крошке Хью и коварной даме из замка, о хозяине и 600 злых лошадях, о неразделенной любви, жизни, проданных конях, а также о трагичном и земном счастье.
Белую подала ему руку, повела его в дом
И в каменную вошли комнату, где криков его слышать никто не мог
На золотой посадила стул, подала ему сластей
На кровать его положила и как овцу зарезала.
Сошла кровь густая, сошла кровь рудая
Ушла кровь из сердца мальчика шаловливого, и не было никого рядом
За золотые взяла его волосы, и за ногу тоже
И в старый бросила колодец, в 50 шагов глубиной.
Little Mr.Hugh
Голос Мэдди Прайор, которой можно сравнить с голосом Джоан Баэз, часто в роковых песнях звучал так аутентично, что, казалось, его нельзя было сопровождать роковыми инструментами. С восьми лет она пела в опере в Блэкпуле, а затем прошла через английские фолк-роковые клубы как менеджер и как певица. Сначала она копировала Баэз и знаменитую ирландскую фолк-певицу Бриджит Тунни, из репертуара которой она позаимствовала песню о принце Чарльзе Стюарте. Именно эти источники и позволили Мэдди прийти к знанию, как использовать свой звонкий, острый, твердый и притом гибкий голос и связать его с возможностями микрофона, без которого она обходилась в начале своего творческого пути. В 1975 году она стала третьей в анкете Melody Maker , вслед за Мэгги Бэлл и Кики Ди.
Альбом [7] оказался такой же богатой смесью, как и более ранние. Он украшен чудесными записями Demon Lover и Long Lanking, а также New York Girls, на которой на укулеле играет знаменитый британский киноактер Питер Селлерз.
Затем после некоторого периода нестабильности группа пригласила нового менеджера Тони Секунду (ранее с The Move) и нового продюсера Майна Бэтта, известного своей работой с группой детского рока Wombles. Диск [8] и одноименный сингл (первое место в списках ) на рождественском рынке 1975 года успешно конкурировали с представителями всех жанров поп-музыки и позволили ансамблю впервые объявиться в американских списках.
Во время пассивности в 1976 году Прайор записала с фолковой певицей Джуди Тэйбор лонгплей [M4] и совершила с ней два коротких турне по Англии. К концу того же года из группы ушли Боб Джобсон и Пит Найт, их заменили Мартин Карти и Джо Киркпатрик - результатом стал чудесный диск [9], к сожалению, не получивший коммерческого признания.
Джонсон и Найт вскоре записали альбом The King Of Elfland's Daughter (CHR 1977), о котором с восторгом отозвалась английская критика. Музыка на альбоме представила собой электронный рок, содержала очень много мелодичности и чувства, а вокальные партии исполнили "звезды" английского рока - Алексис Корнер, Мэри Хопкинс, Крис Фарлоу, Кристофер Ли и другие.
Новый состав Steeleye Span оказался новой группой с новым звуком. После ухода Найта впервые за свою историю они не использовали скрипку, которую заменила концертина Джо Киркпатрика. Звучание группы стало более текучим и компактным. Много отличного материала добавил Карти, чей интерес к Брехту дал о себе знать во впечатляющей постановке The Wife of the Soldier и The Black Freighter.
Альбом (10) вместе с хорошо выполненной обложкой представил лучшую музыку Steeleye Span и явился солидным достижением, как артистическим, так и коммерческим.
Steeleye Span готовились к летнему турне по Европе и Австралии, когда вдруг решили разойтись и заняться реализацией сольных проектов. Первой из всех отметилась Мэдди Прайор, выпустившая в начале 1978 года сборник как своих, так и переработанных песен группы (Р5).
С осени 1980 года группа функционировала в старом составе с единственным изменением - у Мэдди и басиста Рика родился сын. Ансамбль дал серию концертных выступлений и выпустил альбом [12].
Примечания к дискографии: первые три альбома были переизданы в 1974-6 годах на Mooncrest. Альбомы [P1]-[P3] записаны Прайор вместе с Тимом Хартом, диск [P4] - с Джун Тэйбор.
Дискография:
Steeleye Span
сборники:
Сольные альбомы Мэдди Прайор:
сольный альбом Питера Найта:
сольные записи Тима Харта:
Дискография Эшли Хатчингса:
сольные альбомы Мартина Карти:
cборник:
альбомы Геи и Терри Вудза:
сольный альбом Джо Киркпатрика: