Rush стали самой заметной величиной в канадской роковой музыке со второй половины 70х годов. Уроженцы Торонто вокалист и гитарист Алекс Лайфсон (потомок сербских эмигрантов, его настоящее имя Алекса Животич) и Гедди Ли (вокал, бас, гитара) вместе с первым ударником Джоном Ратси организовали коллектив в октябре 1968 года - это было естественной реакцией на успех роковых трио Cream и Jimi Hendrix Experien ce . Довольно долгое время они выступали в барах, колледжах и на хоккейных аренах. Впервые на сцене появились в 1973 году в Торонто, предваряя выступление New York Dolls. Сидевший среди публики продюсер Тони Браун, уже работавший с Procol Harum и April Wine, предложил им записать диск. Но дебютный альбом (1) был выпущен лишь после того, как все крупные фирмы Северной Америки отказались финансировать его. Затем в 1974 году их взяло под свое крыло американское книжное издательство ATI, внимание которого привлекла "научно-фантастическая" тематика песен Rush. Это издание поспособствовало заключению контракта ансамбля на двести тысяч долларов и запись двух альбомов с фирмой Mercury. К этому времени коллектив стал более опытной, развитой и оригинальной командой, безжалостно отбрасывающей в своей музыке все, что представлялось ей маловажным и неинтересным. Когда во время американского турне 1974 года произошла смена ударника - Ратси ушел из-за слабого здоровья и расхождения взглядов на тематику дальнейшего творчества ансамбля - оказалось, что Нил Перт (псевдоним Николы Петровича, тоже серба по происхождению) способен многое добавить в лирическую выразительность ансамбля. Одновременно музыка трио стала менее предсказуемой и наполненной мистическими оттенками. Удачным стал диск (2) с выпущенной синглом песней By Tor and the Snow Dog.
Но оба эти альбома не произвели особого впечатления на канадскую публику, хотя в ретроспективе это удивляет. Группа звучала грубо и жизненно, а вокалист вполне напоминал более позднего Эксл Роуза из Guns'n'Roses. Положение начало меняться лишь в 1975 году, когда парни отправились на совместное турне с Aerosmith и Kiss.
Трудно представить, но именно в самое плодотворное для ансамбля время (четыре альбома за полтора года) они чувствовали себя в сильнейшем кризисе. Альбом (3) был принят вполне равнодушно, музыканты сидели без денег, фирма - без прибылей. Но диск (4) стал решающим в создании их репутации эпических рассказчиков фантастических военных историй, равно как утверждении музыкального образа и по праву занял почетное место в анналах роковой музыки. На целой стороне этого диска была протяженная композиция о парне, сбежавшим в другой мир после открытия им для себя электрогитары. "Еще сегодня фэны в своей почте утверждают нам, что "2112" для них лучше всех, - говорил позже Алекс. - Как будто это был наш пик, а после этого мы только стремились вниз". Этот лонгплей стал первым "золотым" для ансамбля.
Стиль группы было трудно положить на полочку с одним названием. В начале карьеры их часто называли "вымороченными Led Zeppelin". От этого ансамбля Rush взяли построение гитарных партий, сценические манеры. Одни обозреватели называли их музыку "облагороженным хард-роком". Однако интеллигентные Rush имели отношение, скорее, к другому жанру, представителями которого были Pink Floyd, Genesis и Yes - от последних трио заимствовало гармоническую и ритмическую структуру произведений, тематику песен о "далеких пределах" и "граничных линиях", грандиозность, часто доходящую до напыщенности. Тонкий фальцет с носовым оттенком ведущего вокалиста Ли также вызывает ассоциации и с Робертом Плантом, и с Джоном Андерсоном. К тому же трудно было ожидать, что подростковая публика, из которой формировались поклонники хард-рока, воспримет тексты Нила Перта, от которых отдавало Оруэллом. Но если Yes и Led Zeppelin прилагали все усилия, чтобы расширить выразительные возможности роковой музыки, Rush этого не делали и делать не собирались.
Лайфсон и Перт зарекомендовали себя инструменталистами мирового класса, обладающими выдающейся техникой. Ли, основной автор материала вместе с Лайфсоном, особенно хорошо проявлял себя в спокойных балладах, хотя сам предпочитал более динамичные номера. Все вместе они создали неповторимый климат своих композиций с ломаными ритмами, характерными, точными до долей секунды брейками.
На диске (6) они представили вниманию слушателей космическую оперу Cy gn us X-1, в которой рассказывалось о том, как астронавт пролетает через черную дыру в космосе. С этого момента их музыка становится гораздо яснее и чище, по филигранности выделки напоминая ювелирные изделия. В новой стилистике появились элементы симфонии (A Passage to Bangkoo) и эпические сюиты, конкурирующие с Close to the Edge - Xanadu, Hemispheres и инструментальная La Villa Stangiato. Для этого этапа деятельности Rush характерно сочетание необычных мелодических идей и текстов, наполненных контрастами, парадоксами и оригинальными темами. Подобный же стиль трио предъявило и на альбоме (8), ставшим бестселлером по обе стороны океана. "Отдельные места с этого альбома вдохновлены спокойствием после бури, когда первые лучи солнца пронзают тучи", - давал Алекс Лайфсон ключ к самым волнующим и самым зрелым, напоминающим Дебюсси композициям. Ясный, действенный, точный и синхронный арт-хард-рок в исполнении Rush получил все шансы обольстить широкого слушателя. Свои самые великолепные сюиты группа представила на втором концертном альбоме (10), где в одну симфонию соединены композиции The Trees, Xanadu и инструментальная Broon's Bane.
В конце 70х, самый удачный период своей карьеры, Rush за свой грандиозный, симфоничный и философичный рок дважды получали премию "Джуно" (канадский аналог Грэмми) как лучшая группа года. А два больших британских турне 1977-8 годов обеспечили им международный успех.
С 1982 года трио склонилось к исполнению более "песенного", доступного широкой публике рока, с искоренением сольных инструментальных вставок и увеличению роли электроники вплоть до появления электронной перкуссии. В этом же направлении двигались Yes , так что главный хит последних того периода Owner of a Loneny Heart вполне можно принять за творение Rush. Появилось в музыке и влияние Police, заключающееся в сходном использовании элементов рэггей. Вокальная манера Ли стала более статичной. Хотя еще записывались отдельные отличные песни - Subdivisions, The Analog Kid, Losing It, Afterimage и Marathon - от всего этого отдавало попсой.
На альбоме (16), закончившим 15-летнее сотрудничество с концерном Phonogram и начавшим новую эру под эгидой Atlantic, клавишные отступили на второй план, а вперед снова выдвинулась электрогитара, по мнению Алекса, "наиболее эмоциональный инструмент, в трехчленной раскладке неизбежно ведущий".
Каждый этап деятельности группы заканчивался выпуском концертного альбома.
Дискография:
Rush
сборники:
фильмография:
библиография: