Shawn Phillips

Шауна Филлипса можно отнести к плеяде роковых музыкантов, чьи альбомы повсеместно почитались музыкальными критиками, занимали высокие места в анкетах крупнейших музыкальных изданий, но так и не просачивались на передний план шоу-бизнеса. В его регулярно выпускаемой продукции были как новаторские диски, так и посредственные альбомы, обозначавшие творческую стагнацию музыканта и ввергавшие в отчаяние его почитателей.

Филлипс родился в Техасе в январе 1943 года. Его отрочество проходило под сильным влиянием блюзов. В местных концертных залах регулярно выступали как блюстители традиций типа Джимми Рида, так и представители нового поколения негритянской музыки, например Айк и Тина Тернер. Шаун впитывал все эти влияния и даже когда изучал необходимый курс классической музыки, предпочитал исполнять блюзы Рида. Как и многие его коллеги, в середине 60х годов перебрался в Калифорнию и там вместе с Тимом Хардином стал исполнять фолковую музыку. Самым памятным событием начала своей музыкальной карьеры сам Филлипс считал выступление вместе со знаменитым комиком Ленни Брюсом на вечере открытия легендарного клуба "Кафе Ау-Гоу-Гоу" в Гринвич Виллидж.

Уже тогда Шаун пытался соединить роковые песенки со звуком большого оркестра; подобные эксперименты британских Moody Blues начались лишь четырьмя годами позже.

На какое-то время он переселился в Англию, где подружился с Доновэном и сотрудничал с ним на записи альбомов Fairytale и Sunshine Superman. Он же сочинил первый рифф к песне Season of the Witch, одной из самых исполняемых композиций роковой музыки, попавшей в репертуар Эла Купера, Джули Дрисколл и других. А затем последовало американское турне Доновэна, которое для Филлипса закончилось в Мексике, где он задержался и начал экспериментировать со своей фантазией.

Мексиканский опыт предварил самый плодотворный творческий период жизни Филлипса. Он в очередной раз сменил место жительства - на этот раз перебрался в рыбацкое местечко Поситану близ знаменитого итальянского курорта Сорренто. Это не было бегством в частную жизнь, а, скорее, бегством от Америки. "Мне потребовался опорный пункт, чтобы взглянуть со стороны и холодным разумом на разную музыку и американский общественный дух. У меня там не было никаких проигрывателей и магнитофонов , и музыка, которую я слышал, была исключительно живой".

В Поситане Филлипс писал музыку и учился играть на гитаре. Результатом стал материал для трехдискового комплекта, который Шаун предложил фирме A&M. Запись альбома началась в конце 1968 года в Лондоне с участием многих тогдашних знаменитостей: Эрика Клэптона, Стиви Уинвуда и его коллег по группе Traffic, равно как пианиста и виолончелиста Пола Бакмастера, который позднее аранжировал диски Леонарда Коэна и Элтона Джона. Сначала проект показался фирме чересчур смелым , и она склонила музыканта к компромиссу. A&M хотела снизить коммерческий риск, раздробив материал по четырем самостоятельным альбомам, которые выпускались в течение четырех лет. "Работа над трилогией заняла у меня четыре с половиной года, - жаловался Филлипс, - а они похерили все в две недели. Многие люди не выносят рок, а многие - слышать не могут классику, а мне хотелось их соединить. Поднести слушателю элементы западной музыкальной культуры - от пения а капелла до фолка - в форме, привычной для психоэкспериментальной музыки".

Результат этого синтеза оказался вполне замечательным. Блюз и фолк научили певца чувствовать, а классика - мыслить. В целом получился стиль компактный и индивидуальный, в котором трудно отыскать чужие шаблоны. Центром тяжести работы Филлипса явилось, как и у других мастеров, единство автора, исполнителя и аранжировщика.

Филлипсу удалось серьезно раздвинуть границы творческого проявления "поющих поэтов". Не в последнюю очередь благодаря широкому использованию инструментов, нетипичных для рока - не только ради изысканности звучания, но для того, чтобы в их контрасте заиграли новые краски и образовался простор. Впрочем, эти нюансы можно расслышать даже в записях, сделанных с традиционным сопровождением: здесь звук инструментов соединяется в невообразимых комбинациях, звучащих, однако, интересно и невычурно.

Следующей особенностью музыки Филлипса оказался ритм. Песню вперед гнал скорее вокал, чем биение ударных. Местами ударные не звучали вовсе - их ритмическую функцию тогда выполняли акустическая гитара Филлипса либо флейта, но голос оставался сильнейшей опорой ритма. Как с инструментом, Шаун обращался с голосом виртуозно, напоминая этим Тима Бакли. Пел Филлипс очень интимно, всегда избегая величественности и помпезности; голос его звучал в каждой позиции чисто и энергично, великолепно переходя в фальцет и сохраняя выразительность в полушепоте. Все это отлично сочеталось с его широкоформатными мелодиями, наполненными глиссандо, взлетами и падениями, и при этом очень дисциплинированно отыгранными.

Не столь выразительными были у Филлипса тексты: их искренность и эмоциональность очень симпатичны, но внимательный слушатель довольно быстро замечал, что авторская мысль идет здесь утоптанными тропами. Однако отличные музыканты редко оказываются хорошими поэтами или мыслителями. Правилом, скорее, является наивный и путаный взгляд на мир. К счастью, тексты песен были единственной областью, где Филлипсу недоставало самокритики и дисциплины.

Дискография

Shawn Phillips

  1. I'm a Loner (EMI 1965)
  2. Shawn (EMI 1966)
  3. Contribution (A&M 1971)
  4. Second Contribution (A&M 1971)
  5. Collaboration (A&M 1972)
  6. Faces (A&M 1973)
  7. Bright White (A&M 1973)
  8. Lost Horizon (саундтрек) (Bell 1973)
  9. Furthermore (A&M 1974)
  10. Do You Wonder (A&M 1975)
  11. Rumplestilskin's First Resolve (A&M 1976)
  12. Spaced (A&M 1977)
  13. Transcendence (RCA 1978)