Philip Glass

Филип Гласс родился 31 января 1931 года в Чикаго, занимался математикой и философией в Чикагском университете, учился в Джульярдской музыкальной школе в Париже у знаменитой Нади Буланже (в свое время она преподавала таким известным композиторам, как Аарон Коупленд и Вирджил Томпсон). "Надя Буланже считала, что нас, американцев, вообще неправильно учат. И в 27 лет я вынужден был переучиваться заново, занимаясь по восемь часов в день вместе с другими ее учениками. А я был старше их лет на десять-пятнадцать".

Начал сочинять оригинальную музыку во время работы над звуковой дорожкой к фильму под управлением Орнетта Коулмена, когда Рави Шанкар попросил Филипа помочь ему оформить свою часть. Соединение талантов этих мастеров привело к созданию неслыханной ранее музыки. С тех пор Шанкар и Гласс часто сочиняют и записываются вместе.

Он работал с Шанкаром, учился, начал сочинять свои произведения, в которых остро чувствовалось влияние индийской и африканской музыки. В основе его композиций лежали повторяющиеся простые темы - этот стиль еще раньше получил название "минимализма".

В середине 60х годов Гласс много путешествует по Северной Африке и Азии; вернувшись в 1967 году в Нью-Йорк , он знакомится с индийским исполнителем на табле Алла Ракхой. В 1968 году он формирует группу, способную исполнять его собственную музыку. Это был период чистого минимализма, в ритмическом каркасе которого искаженные аккорды укладывались в диатонический звуковой объем, чаще ассоциирующийся с роковой музыкой. Сам Гласс утверждал, что его музыка должна слушаться, как "чистый звук, акт без какой-либо сюжетной или композиционной структуры". Сам он не оставался в этом мире "чистого звука" слишком долго. В 1975 году, не имея записывающего контракта, Гласс совместно с Робертом Уилсоном начал работу над первой из своих трех опер, Einstein on the Beach. Весь цикл он посвятил "историческим фигурам, которые своей мудростью и силой внутреннего видения меняют ход истории". "Эйнштейн" впервые был поставлен в Европе, а до Бродвея добрался 21 ноября 1976 года, когда и произвел там фурор. Гласс подписывает контракт с фирмой CBS и выпускает успешный диск (8).

Жизнь Гласса можно разделить на два периода: до "Эйнштейна" и после него. "До" он был известен только в Европе, где у него нашлись последователи среди роковых музыкантов - Дэвид Боуи, Брайен Ино, King Crimson; творчество их, в свою очередь, оказало влияние и на Гласса. В США же ему покровительствовали лишь художники, они помогли ансамблю Гласса организовать первые выступления в художественных галереях Нью-Йорка.

После успеха "Эйнштейна" Гласс начал получать заказы. Нидерландская опера заказала ему "Сатьяграху" - произведение о молодых годах Махатмы Ганди; оперу "Эхнатон" (выпущенную на одноименном диске фирмой CBS в 1988 году) он написал по заказу Штутгартского оперного театра. Ему заказывают музыку к фильмам, театральным постановкам, балетам (в частности, "Нью Йорк Сити Бэллей" под руководством знаменитого Джерома Робинса). Вместе со своим ансамблем из семи человек Гласс дает концерты в крупнейших залах Парижа, Токио, Торонто. Филадельфийский симфонический оркестр устроил летний фестиваль, на котором по очереди исполнялись произведения Рихарда Вагнера и Филиппа Гласса.

Стиль его начал меняться: на фундаменте своих повторяющихся ритмов Гласс возвел весьма изящное здание, его гармонии стали сложнее и многообразнее. И вообще простота его музыки весьма обманчива - многие музыканты признавались, что исполнять произведения Гласса могут только высокие профессионалы. Сейчас Гласс, ставший одной из ведущих фигур в серьезной музыке, начисто отвергает ярлык минималиста. Как, впрочем, и все остальные ярлыки, в том числе и восторженные заявления о том, что он "навел мосты между серьезной и популярной музыкой". "Я никогда не принимал этого раздела", - говорит Гласс. И его "несерьезные" произведения попали в списки. В частности, альбом (7), в записи которого принимали участие Лори Эндерсон, Сюзанна Вега, Пол Саймон. Гласс много сотрудничал и с одним из признанных лидеров рок-поэзии Дэвидом Бирном из Talking Heads.

Вместе со звуковым дизайнером Куртом Мункачи Гласс пытается использовать для своей музыки все студийные ресурсы и возможности новой технологии. "Мы не устанавливаем микрофоны перед оркестром... Почти каждый фрагмент дополняется электроникой". Со временем гармонии в музыке становились богаче , и Гласс все охотнее использовал оркестральные краски, "потому что для музыки самым важным является то, что она задает эмоциональную основу или контекст. Она грамотно указывает, что вы должны чувствовать, когда что-то видите ".

Музыку Гласса можно слушать и отдельно от образа. Она действует как "музыка для каждого" в лучших популярных традициях - как на простого обывателя, так и на рафинированного знатока, который должным образом оценит совершенные звуковые краски, изысканную ритмическую структуру и гармонично соединенные влияния из различных музыкальных культур.

Большая часть музыка Гласса была сочинена для сцены или для фильмов. Кроме упомянутых опер, стоит упомянуть о звуковых дорожках к фильмам Годфри Реджио Koya a nisquatsi и Powaqqatsi. В 90е годы он сочинял оперы с Дорис Лессинг и Алэном Гринсбергом. Работал с Брайеном Ино над переработкой Low, выпущенного ранее Дэвидом Боуи.

Дискография:

Philipp Glass

  1. Music with Changing Parts (1972)
  2. Solo Music (1972)
  3. Music in Similar Motion/Music in Fifths (1973)
  4. Music In 12 Parts 1 & 2 (1974)
  5. Eistein on the Beach (CBS 1975)
  6. North Star (1977)
  7. Dance Nos. 1 & 2 (1979)
  8. Glasswork (CBS 1982) B+B
  9. Koyaa nisquatsi (Life Out of Balance) (саундтрек) (ISL 1983)
  10. The Photographer (1983)
  11. Akhnaten (CBS 1984)
  12. Satyagraha (CBS 1985) BA+
  13. Mishima (1985)
  14. Songs from Liquid Days (CBS 1986) A+:1
  15. Powaqqatsi (саундтрек) (CBS 1988)
  16. Solo Piano (CBS 1989)
  17. 1000 Airplanes on the Roof (1989)
  18. Passages (с Рави Шанкаром) (CBS 1990)
  19. Low Symphony (CBS 1993)
  20. The Screens (с Фодэй Муса Сусо) (PLP)
  21. String Quartets 2-5 (ELT 1995) A+:1+