Алан Парсонз добился высокой репутации студийного мастера своей совместной деятельностью с самыми выдающимися композиторами и исполнителями рока на рубеже 60/70х годов. Этот выпускник призаводского техникума лондонского концерна EMI начал свою карьеру в студии звукозаписи "Эбби роуд" в то время, когда Beatles взялись за свою работу над "белым" двойным альбомом. В 1971 году Алан появился в качестве звукорежиссера у Пола Маккартни для записи альбомов Wild Life и Red Rose Speedway, однако свое настоящее "боевое крещение" получил несколькими месяцами позже, работая вместе с Pink Floyd над легендарным диском Dark Side Of The Moon. Его фамилия открывает список группы сотрудников одной из известнейших пластинок во всей истории роковой музыки.
До того, как Парсонз приступил к записи своего первого сольного альбома, он успел еще отметиться сотрудничеством с Аланом Стюартом, Джоном Майлзом и группой Hollies и работал по случаю в американских студиях. Там же и родились два его первых сольных альбома.
На пластинке [1] Парсонз, пропагандирующий взгляды о необходимости симбиоза современной музыки - в том числе и роковой - с поэзией и литературой, сделал попытку перевода на язык симфонического рока мрачной и загадочной прозы "отца американского романа ужаса" Эдгара Аллана По. Такая литература, по мнению Парсонза, представляла идеальный материал для либретто современной роковой оперы. И действительно - несмотря на то, что все в альбоме [1] было нетипичным - начиная с многостраничной, имитирующей пожелтевшую бумагу, вкладки, до обложки с загадочными силуэтами то ли мумий, то ли компьютеров, заключенных в свои металлические бандажи, от психоделических текстов до тяжелой, суперсовременной музыки - диск был хорошо принят и критиками, и слушателями, которых удовлетворяли авангардистские эксперименты.
На альбоме [2] вновь появилась "озвученная философия" Парсонза: пластинка была посвящена опасностям, возникающим, по мнению композитора, при создании современных Големов... "Искусственный интеллект как угроза интеллекту природному" и вызов, брошенный гуманистической свободе мысли очеловеченным обществом роботов - смысл этой пластинки.
Парсонз стал первым музыкантом, пробившим барьер отождествления у широкой публики творца роковой музыки с обаятельным и процветающим певцом или инструменталистом, чьи непринужденно-раскованные, неукротимо-темпераментные или дико заросшие, соответственно, позы, фигуры и лица были до мельчайших деталей спроектированы опытнейшими профессионалами, Он показал, что на первом плане может находиться и человек в наушниках, сидящий в студии среди огромного количества приборов, регулирующий уровни и спектр комбинируемых им сигналов и склеивающий куски монтируемой им пленки. Но главная ценность его произведений не в утверждении нового героя в поп-музыке, не в демонстрации ошеломляющих синтезированных звучаний, а в том, что вся эстетика дисков [1] и [2] будит в слушателях желание совместно переживать, размышлять, обсуждать и спорить друг с другом о таких проблемах, о которых до этой пластинки они, возможно, даже не подозревали или, быть может, не уделяли им должного внимания.
Бравурная трактовка техники и электроники, как средства выражения в "новом музыкальном языке", кажется в творчестве Алана Парсонза столь же естественной, как и его постоянные обращения к литературной и философской трактовке, достаточно удаленной от банальной "поп-энд-роковой" музыки. Главным соавтором овеянных ореолом мистицизма пластинок группы Парсонза Alan Parsons Project, в том числе и последующих [3] и [4], стал Эрик Вульфсон, который является не только автором текстов, но также и композитором или сокомпозитором большинства созданных группой произведений.
Если диск (2) был взглядом из сегодняшнего дня в будущий, то следующий альбом можно считать взглядом из сегодня в прошлое. Тему египетских пирамид Парсонз и Вульфсон выбрали не случайно. "Вряд ли в последние годы в США писали о чем-нибудь больше, чем о пирамидах и их некоей магической силе", - говорил Вульфсон. Однако менялся исходный характер концептуальных альбомов. Некоторые песни диска (3) выпадали из общей темы. На этом же лонгплее выкристаллизовался состав ансамбля Alan Parsons Project, почти не менявшийся долгое время: кроме Парсонза и Вульфсона, в нем играли гитарист Йен Бейрсон, басист Дэвид Пэйтон, ударник Стюарт Эллиот и клавишник Дункан Маккей.
Следующие диски не принесли, в общем, ничего нового. Напротив - Project стали в основном группой, исполняющий усредненный, т.н. "леденцовый" поп, в котором не хватало оригинальности и изобретательности. Но в результате группа в коммерческом плане изрядно преуспела, особенно на европейском континентальном рынке. В 1979 году ансамбль имел в хит-парадах одновременно четыре песни - успех, доступный разве только Beatles. Меньше удовлетворения выказала профессиональная критика. От диска (4), посвященного отношениям мужчины и женщины, стали чаще раздаваться критические отзывы. Парсонз был обозначен как роковый вариант Перси Фэта и Джеймса Ласта. Но популярности у слушателей он не утратил - это доказал и следующий диск (5), на котором Вульфсон дебютировал в качестве вокалиста. Одновременно это оказался последний диск, обладающий монотематическим характером - о переменчивом счастье в азартной игре, о связи азарта и политики, об эмоциях, связанных с игрой в карты, о мистике, связанной с розыгрышем партий, "в которой, несмотря на вмешательство интеллекта человека, все решает случай". Двойной "платиновый" статус, завоеванный этим альбомом , показал, что для Парсонза карта и на этот раз легла счастливой стороной.
С конца 80х Парсонз предпочитает работать продюсером.
Дискография:
Alan Parsons
сборники: