Move

Рой Вуд родился 8 ноября 1946 года в Бирмингеме. Еще подростком научился играть на гитаре. Поступил в Моселейскую художественную школу, из которой его позже исключили. Начинал играть в местных группах. Впервые его материал был исполнен и записан группой Майка Шеридана Nightriders, в составе которой тогда Вуд и выступал. Песня называлась Make Them Understand, и первый ее выпуск в 1965 году принес автору только разочарование. На следующий год он стал основателем бирмингемской супергруппы The Move, набранной из лучших местных музыкантов - ударник Бив Бивен, гитарист Тревор Бартон, вокалист Карл Уэйн и басист Эйс Кеффорд - умелым продюсером Тони Секундой.

В следующем году Секунда перевез их в Лондон, где они объявились в клубе "Марки", и их насыщенное эмоциями сценическое выступление привлекло внимание и публики, и роковой прессы. Move подписали контракт с фирмой Deram, и вскоре песня Вуда Night of Fear стала №2 в британских списках. На этой записи музыканты поразили слушателей использованием агрессивной партии виолончели и использованием отрывков из "Увертюры 1812 года" П.И.Чайковского.

В целом с момента начала своей деятельности группа ориентировалась не только на музыкальное, но прежде всего на скандальное сценическое воплощение Rolling Stones и The Who. Диапазон их сценического действа простирался от неподвижных угрюмых поз в костюмах гангстеров до пароксизма неистового разрушения. На части, разрубленные острым топором, разлетались на сцене телевизоры, прямо под ногами громоздились обломки автомобилей, рушилась шикарная мебель, раздирались на части и сжигались портреты Гитлера и тогдашнего родезийского премьера Яна Смита. Сочетание "рока и мусора" (Лилиана Роксон) создало им статус героев лондонского рокового подполья". И хотя со временем популярность группы и признание музыкальных талантов отдельных ее членов мало-помалу росли, Move пытались еще больше отработать действенность своего экстравагантного сценического шоу, добавляя к нему демонстрацию кинофильмов и слайдов, а также психоделические световые эффекты.

В 1967 году в списки попадают еще две песни - I Can Hear the Grass Grow и Flowers in the Rain. Последняя из них стала первым синглом, исполненным в новой круглосуточной музыкальной радиопрограмме Джона Пила Radio One. Популярности песни способствовал и вызванной ею политический скандал (не первый на счету группы - они уже успели объявить фельдмаршала Монтгомери членом своего фэн-клуба); она содержала в себе карикатуру на тогдашнего британского премьер-министра Гарольда Вильсона. Оскорбленный политик потребовал вмешательства Фемиды и, получив значительную компенсацию за нанесенный моральный ущерб, пожертвовал ее на благотворительность, Но, в конечном счете, как отметил Ян Кларк на обложке альбома (6), "в терминах паблисити это мероприятие полностью оправдало затраченные на него средства".

С такой специфической рекламой, своеобразным сценическим имиджем, а также способностью Вуда легко писать хитовый материал, группа редко выпадала из фокуса внимания публики, хотя и переехала из столицы в Мидлэнд.

Было несправедливо, что на фоне эскапад ансамбля музыка как-то оставалась в тени. Критик Грэг Шоу писал: "Их звук являет собой квинтэссенцию достижений рока конца 60х годов - настоянная смесь из всех популярных музыкальных стилей последних полутора десятилетий, воздвигнутая на фундаменте посконного рока. Они выполнили абсолютный синтез коммерческой поп-музыки, жесткого металлического андеграунда и экспериментальной электронной студийной техники". На их альбомах чередовались фолковые мелодии (The Last Thing on My M ind), тривиальные шлягеры для тинэйджеров (Don't Make My Baby Blue), равно как такие композиции, как Brontosaurus и Cherry Blossom Clinic Revisited, с грубым гитарным грохотом, богатой звуковой вышивкой струнных пассажей и цитат из классики на роковом фасаде, с эффектами "квакуши", исполненными на слайд-гитаре.

Со временем Вуд начал брать на себя функции первого вокалиста и, начиная с сингла Fire Brigades, этой позиции не уступал никому. После выпуска следующего сингла Blackberry Way, который возглавил британский списки, из группы в начале 1969 года ушел Тревор Бартон, смененный Риком Прайсом. Кэффорд покинул Move еще раньше; его позиция так и осталась незанятой.

Все это время группу раздирали конфликты, связанные то с менеджерами, то с контрактами, то с различиями во мнениях среди членов ансамбля - порой казалось, что группа разлетится в разные стороны. В конце концов укрепившаяся лидерская позиция Вуда, обладавшего склонностью к коротким, мелодичным и выразительным песням , стабилизировала у британских слушателей мнение о Move как об откровенной поп-группе. И все это время на счету группы оказывались все новые и новые хиты - Curly (1969), Brontosaurus (1970), Tonight и Chinatown (1971). Удивительно, что они не смогли добиться широкого признания за океаном, где их держали, скорее, за культовую андеграундную команду, нежели за поп-ансамбль.

Намереваясь исполнять более амбициозные и сложные композиции типа битловских Strawberry Fields Forever и I'm the Walrus, Вуд задумал создание нового параллельного экспериментального объединения Electric Light Orchestra. Для реализации этой идеи он сменил Карла Уэйна на Джефа Линна. И к 1971 году, когда Move, выполняя контрактные обязательства, выпустила альбом Message from the Country, состоящий, в основном, из уже известного материала, в ее составе числились только Вуд, Бивен и Линн. Но это уже история совсем другой группы.

Впрочем, на счет Move записан вышедший в 1972 году шлягер California Man, в действительности первая сольная песня Вуда, сделанная уже чисто в роковом ключе и предварявшая выпуск продукции уже следующего коллектива Вуда The Wizzard.

Выпущенный в 1973 году в США лонгплей Split Ends прозвучал прощальным аккордом "великолепной" (Stereo Review) и "титанической" (Rolling Stone) группы.

После непродолжительного пребывания в ELO Вуд решил оставить ансамбль Линну и нацелился на реализацию своей очередной идеи - создании группы Wizzard, игравшей почти посконный рок-н-ролл с интересной инструментальной раскладкой. В ее составе оказались уже упомянутый Рик Прайс, Билл Хант (фортепиано, арфа, французский рожок), Хью Макдоуэлл (электровиолончель), саксофонисты Ник Пентелоу и Майк Берни, а также ударники Чарли Грима и Кейт Смарт. Дебютный диск группы хотя и подтвердил хороший нюх Вуда на мелодии, но стремление лидера максимально загрузить каждого члена группы привело к тому, что аранжировки были выполнены чересчур небрежно.

А дальше, с появление чувства меры, результаты не заставили себя ждать. После успешного первого сингла Ball Park Incident, сделанного в стиле Фила Спектора, в 1973 году на вершине списков появляются песни See My Baby Jive и Angel Fingers, чуть позже сингл I Wish I t Could Be Christmas Everyday занял пятую позицию. Вуд в это время выступает в манере глэм-рокеров: красит волосы в разные цвета, обильно пользуется косметикой.

Если бы Вуд, с его замечательной способностью лепить зажигательные хиты, обладал бы еще и альбомным мышлением, на которое был запрос времени, он, несомненно, оказался бы на лидирующих позициях в жанре. Однако его неуемная натура требует очередного проекта. Сначала Wizzard он выпускает альбом (4), воскрешающий дух раннего рок-н-ролла, но в коммерческом плане попытка провалилась , и Вуд утратил интерес к этому направлению . Затем на рынке появился сольный диск (5), созданный с помощью ядра Wizzard, сладкозвучное попурри из различных стилей - но публика снова осталась равнодушной.

Он еще продолжает демонстрировать свое умение лепить шлягеры, экспериментирует с утяжеленной музыкой типа Brontosaurus на альбоме (6) с новым вариантом собственной группы Roy Wood Wizzo Band, пишет материал для Элвиса Пресли, сотрудничает с Энни Хэслем ; но из всех его творений коммерческого успеха добился лишь в 1977 году сборник The Roy Wood Story.

Дискография:

Move

  1. The Move (RZP 1968)
  2. Shazam (Fly 1970)
  3. Looking In (Fly 1970)

сборники:

  1. Flyback - The Move (Fly 1970)
  2. Message from the Country (HRT 1971) A/B:1+
  3. Split End (UA 1973)
  4. The Best of the Move (A&M 1974) A/B:1
  5. California Man (HRT 1974)
  6. The Greatest Hits (Hallmark 1978)
  7. The Move Shines On (HRT 1979)
  8. Platinum Collection (Cube 1981)
  9. The Move Collection (Collectors 1986/CST 1992)
  10. The Early Ears (Dojo 1993) B:1

Aльбомы Роя Вуда:

  1. Boulders (HRT 1973)
  2. Wizzard Brew (с группой Wizzard) (HRT 1973)
  3. See My Baby Jive (с группой Wizzard) (HRT 1974)
  4. Eddy and the Falcons (с группой Wizzard) (WB 1974)
  5. Mustard (Jet 1975) A/B:1
  6. Super Active Wizzo (с группой Wizzo) (WB 1977)
  7. An nie In Wonderland (с Энни Хэслем) (1978)
  8. On the Road Again (Automatic 1979)
  9. Starting Up (Legacy 1987)
  10. I've Got My Own Album to Do New Look (WB 1994) A/B:1/2

сборники:

  1. The Roy Wood Story (HRT 1976) OO
  2. The Best of Roy Wood (1970-1974) (MIP 1985)
  3. The Singles (1982)
  4. The Best of the Rest (CST)