Рой Вуд родился 8 ноября 1946 года в Бирмингеме. Еще подростком научился играть на гитаре. Поступил в Моселейскую художественную школу, из которой его позже исключили. Начинал играть в местных группах. Впервые его материал был исполнен и записан группой Майка Шеридана Nightriders, в составе которой тогда Вуд и выступал. Песня называлась Make Them Understand, и первый ее выпуск в 1965 году принес автору только разочарование. На следующий год он стал основателем бирмингемской супергруппы The Move, набранной из лучших местных музыкантов - ударник Бив Бивен, гитарист Тревор Бартон, вокалист Карл Уэйн и басист Эйс Кеффорд - умелым продюсером Тони Секундой.
В следующем году Секунда перевез их в Лондон, где они объявились в клубе "Марки", и их насыщенное эмоциями сценическое выступление привлекло внимание и публики, и роковой прессы. Move подписали контракт с фирмой Deram, и вскоре песня Вуда Night of Fear стала №2 в британских списках. На этой записи музыканты поразили слушателей использованием агрессивной партии виолончели и использованием отрывков из "Увертюры 1812 года" П.И.Чайковского.
В целом с момента начала своей деятельности группа ориентировалась не только на музыкальное, но прежде всего на скандальное сценическое воплощение Rolling Stones и The Who. Диапазон их сценического действа простирался от неподвижных угрюмых поз в костюмах гангстеров до пароксизма неистового разрушения. На части, разрубленные острым топором, разлетались на сцене телевизоры, прямо под ногами громоздились обломки автомобилей, рушилась шикарная мебель, раздирались на части и сжигались портреты Гитлера и тогдашнего родезийского премьера Яна Смита. Сочетание "рока и мусора" (Лилиана Роксон) создало им статус героев лондонского рокового подполья". И хотя со временем популярность группы и признание музыкальных талантов отдельных ее членов мало-помалу росли, Move пытались еще больше отработать действенность своего экстравагантного сценического шоу, добавляя к нему демонстрацию кинофильмов и слайдов, а также психоделические световые эффекты.
В 1967 году в списки попадают еще две песни - I Can Hear the Grass Grow и Flowers in the Rain. Последняя из них стала первым синглом, исполненным в новой круглосуточной музыкальной радиопрограмме Джона Пила Radio One. Популярности песни способствовал и вызванной ею политический скандал (не первый на счету группы - они уже успели объявить фельдмаршала Монтгомери членом своего фэн-клуба); она содержала в себе карикатуру на тогдашнего британского премьер-министра Гарольда Вильсона. Оскорбленный политик потребовал вмешательства Фемиды и, получив значительную компенсацию за нанесенный моральный ущерб, пожертвовал ее на благотворительность, Но, в конечном счете, как отметил Ян Кларк на обложке альбома (6), "в терминах паблисити это мероприятие полностью оправдало затраченные на него средства".
С такой специфической рекламой, своеобразным сценическим имиджем, а также способностью Вуда легко писать хитовый материал, группа редко выпадала из фокуса внимания публики, хотя и переехала из столицы в Мидлэнд.
Было несправедливо, что на фоне эскапад ансамбля музыка как-то оставалась в тени. Критик Грэг Шоу писал: "Их звук являет собой квинтэссенцию достижений рока конца 60х годов - настоянная смесь из всех популярных музыкальных стилей последних полутора десятилетий, воздвигнутая на фундаменте посконного рока. Они выполнили абсолютный синтез коммерческой поп-музыки, жесткого металлического андеграунда и экспериментальной электронной студийной техники". На их альбомах чередовались фолковые мелодии (The Last Thing on My M ind), тривиальные шлягеры для тинэйджеров (Don't Make My Baby Blue), равно как такие композиции, как Brontosaurus и Cherry Blossom Clinic Revisited, с грубым гитарным грохотом, богатой звуковой вышивкой струнных пассажей и цитат из классики на роковом фасаде, с эффектами "квакуши", исполненными на слайд-гитаре.
Со временем Вуд начал брать на себя функции первого вокалиста и, начиная с сингла Fire Brigades, этой позиции не уступал никому. После выпуска следующего сингла Blackberry Way, который возглавил британский списки, из группы в начале 1969 года ушел Тревор Бартон, смененный Риком Прайсом. Кэффорд покинул Move еще раньше; его позиция так и осталась незанятой.
Все это время группу раздирали конфликты, связанные то с менеджерами, то с контрактами, то с различиями во мнениях среди членов ансамбля - порой казалось, что группа разлетится в разные стороны. В конце концов укрепившаяся лидерская позиция Вуда, обладавшего склонностью к коротким, мелодичным и выразительным песням , стабилизировала у британских слушателей мнение о Move как об откровенной поп-группе. И все это время на счету группы оказывались все новые и новые хиты - Curly (1969), Brontosaurus (1970), Tonight и Chinatown (1971). Удивительно, что они не смогли добиться широкого признания за океаном, где их держали, скорее, за культовую андеграундную команду, нежели за поп-ансамбль.
Намереваясь исполнять более амбициозные и сложные композиции типа битловских Strawberry Fields Forever и I'm the Walrus, Вуд задумал создание нового параллельного экспериментального объединения Electric Light Orchestra. Для реализации этой идеи он сменил Карла Уэйна на Джефа Линна. И к 1971 году, когда Move, выполняя контрактные обязательства, выпустила альбом Message from the Country, состоящий, в основном, из уже известного материала, в ее составе числились только Вуд, Бивен и Линн. Но это уже история совсем другой группы.
Впрочем, на счет Move записан вышедший в 1972 году шлягер California Man, в действительности первая сольная песня Вуда, сделанная уже чисто в роковом ключе и предварявшая выпуск продукции уже следующего коллектива Вуда The Wizzard.
Выпущенный в 1973 году в США лонгплей Split Ends прозвучал прощальным аккордом "великолепной" (Stereo Review) и "титанической" (Rolling Stone) группы.
После непродолжительного пребывания в ELO Вуд решил оставить ансамбль Линну и нацелился на реализацию своей очередной идеи - создании группы Wizzard, игравшей почти посконный рок-н-ролл с интересной инструментальной раскладкой. В ее составе оказались уже упомянутый Рик Прайс, Билл Хант (фортепиано, арфа, французский рожок), Хью Макдоуэлл (электровиолончель), саксофонисты Ник Пентелоу и Майк Берни, а также ударники Чарли Грима и Кейт Смарт. Дебютный диск группы хотя и подтвердил хороший нюх Вуда на мелодии, но стремление лидера максимально загрузить каждого члена группы привело к тому, что аранжировки были выполнены чересчур небрежно.
А дальше, с появление чувства меры, результаты не заставили себя ждать. После успешного первого сингла Ball Park Incident, сделанного в стиле Фила Спектора, в 1973 году на вершине списков появляются песни See My Baby Jive и Angel Fingers, чуть позже сингл I Wish I t Could Be Christmas Everyday занял пятую позицию. Вуд в это время выступает в манере глэм-рокеров: красит волосы в разные цвета, обильно пользуется косметикой.
Если бы Вуд, с его замечательной способностью лепить зажигательные хиты, обладал бы еще и альбомным мышлением, на которое был запрос времени, он, несомненно, оказался бы на лидирующих позициях в жанре. Однако его неуемная натура требует очередного проекта. Сначала Wizzard он выпускает альбом (4), воскрешающий дух раннего рок-н-ролла, но в коммерческом плане попытка провалилась , и Вуд утратил интерес к этому направлению . Затем на рынке появился сольный диск (5), созданный с помощью ядра Wizzard, сладкозвучное попурри из различных стилей - но публика снова осталась равнодушной.
Он еще продолжает демонстрировать свое умение лепить шлягеры, экспериментирует с утяжеленной музыкой типа Brontosaurus на альбоме (6) с новым вариантом собственной группы Roy Wood Wizzo Band, пишет материал для Элвиса Пресли, сотрудничает с Энни Хэслем ; но из всех его творений коммерческого успеха добился лишь в 1977 году сборник The Roy Wood Story.
Дискография:
Move
сборники:
Aльбомы Роя Вуда:
сборники: