Много лет считавшаяся ведущим ансамблем французского андеграунда интернациональная группа Magma сформирована в 1969 году ударником Кристианом Вандером, сыном цыганского скрипача, родившимся на польском побережье Балтики. Бывший джазовый музыкант, ученик и поклонник Колтрейна, в равной степени увлекающийся современной классической музыкой (Штокгаузен, Стравинский, Барток) и модерновым джазом (Джон Колтрейн, Сан Ра), Вандер видел задачу своей группы в том, чтобы "играть так, как это делал Колтрейн: проживать на сцене свою жизнь." Управляемая им Magma стала единственной французской группой, играющей в редкой манере арт-рокового модерна.
В первом составе группы работали басист Лоран Тибо, клавишник Эдди Раббин, гитарист Клод Энжен, певец Рене Грабор и к ним подключался трубач Тэдди Лэрси. Изначально они нацеливались на исполнение огромных ораторий о будущем Земли, в которых фрагменты исполнительской манеры Колтрейна сливались с мелодикой и ритмически акцентированными гармониями с богатым использованием контрапунктов, как это делал немецкий композитор Карл Орф. К этой экстравагантной комбинации в свои полиритмические сюиты Magma добавила склонность к ритмам вуду, вокал на манер классических опер русских композиторов и фольклорную основу с блюзовым наносом. Диск (1) представлял прогулку в бескрайних космических просторах, а следующий рассказывал о соперничестве Земли с выдуманной планетой Кобайя. На этом альбоме к экзотической музыке Вандер добавил еще и искусственный язык планеты Кобайя, синтезированный им из славянских и германских корней. И, начиная со второго альбома, все композиции исполняются на кобайском языке, а музыканты свободно объясняются на нем между собою в быту.
Творчество группы - это постоянная борьба за преодоление самих себя, борьба за право на общение с Универсумом. Универсум представлялся в их сознании словно надындивидуальный и сверхреальный мир, напоминающий христианского Бога-духа и являющийся источником творческого богатства, дарующего силу вдохновения и требующего от человека беззаветного себе служения. "Творить - чтобы приобщиться к Универсуму!" Magma и есть, с точки зрения группы, понятие, выражающее суть такого творчества.
"Своей музыкой мы хотим дать людям возможность жить. Некоторые музыканты во Франции воображают, что музыка - это ремесло, но это не для меня, - говорит Вандер. - Музыка - жизнь и смерть. Наша группа воплощает в своей работе синтез единого искусства, абсолютной коммуникации, сравнимый по масштабам со строительством пирамид".
"Прежде чем ты начнешь подниматься, необходимо работать, нужно отдать всего себя целиком теллургической силе земли..." Работа начинается с познания символики вещей, которая для Вандера заключается, в частности, в символике египетской культуры. Раскрытие того, что стоит за обыденным или субъективно-историческим пониманием суждений, понятий и знаков, то, что составляет их "надысторический и надреальный смысл", раскрытие значений, присущих в равной мере и отдельным древним культурам, и европейской культуре сегодняшнего дня - вот ключ к проникновению в суть вещей и управлению ими", - говорит Magma.
Это путь овладения звуками и создания искусства, способного вызывать "голос вечности" - Универсум.
Их музыка проста и сложна одновременно. От джаза - сложные гармонические импровизации, от европейского фольклора - прозрачные и чистые интонации народных мелодий, одухотворенный аскетизм инструментальных разработок, здесь же приемы и стилистика опер. Многие полагают, что их умение обработки фольклора заимствовано у Бартока. Но тяжелый, выраженный ритм, переходящий от подчеркнутой монотонности к импульсивному динамизму, символизирующий поступь Универсума навстречу "обнаженной душе", идет от рока и напоминает классику андеграунда - Doors, Grateful Dead, Pink Floyd.
Диски (1) и (2) планировались как первые главы музыкальной одиссеи, задуманной в девяти частях под общим названием Theusz Hamtaahk. Однако апокалипсические видения, записанные на диске (3), создавал уже совершенно новый состав. Звучание этого альбома очень отличается от того, что ансамбль делал раньше - темная музыка, что-то среднее между готикой и Древним Египтом, с использованием хоров и частых повторов. В сходной манере сделан и саундтрек к "Тристану и Изольде" - положенный на счет Вандера, он был записан с помощью некоторых музыкантов из Magma.
Лонгплей (4) являет совершенно иной тип музыки - более эфирное, волшебное, успокаивающее звучание одной пьесы на 32 минуты. Укороченную версию этого произведения можно услышать на великолепно отыгранном концертном двойнике (5), с чудесным переплетением. Из старого состава здесь остался только вокалист Клаус Бласквиц.
Следующий этап открывается диском (6) - более жесткое и гротескное звучание оказалось связанным с утратой ансамблем целостности. Еще один "живой" лонгплей (7) был составлен из превосходного материала, записанного на концертах за последние 8 лет, в том числе и составами, не отметившимися студийной работой. Альбом (8) оказался их самым джазовым, где следы Колтрейна прослеживались отчетливо, как никогда раньше - а вот эфирностью звучания и текучестью музыки он сродни пластинке (4).
Музыкально сложная, честолюбивая, но страдающая склонностью к повторам, Magma навлекла на себя немилость критиков отсутствием чувства юмора и гипертрофированной претенциозностью в своих концертных выступлениях. Интенсивные турне Magma по Европе (обычно с группой Gong) принесли музыкантам популярность в кругах "золотой молодежи", однако доходы группы были столь незначительны, что во время гастролей музыканты останавливались на квартирах своих поклонников. Несмотря на всю эклектичность и "странность" музыки, ансамбль был очень популярен в США, где его пластинки, любая из которых может достойно представить их работу, издавались почти одновременно с французскими оригиналами.
После изнурительных гастролей в деятельности группы наступила пауза, завершившаяся лишь в 1980 году, когда после новых перемен в составе ансамбль выпустил серию альбомов под общим названием Retrospective с переработанными версиями старого материала. Студийная работа отодвинула для группы на задний план концертную сторону их деятельности.
К моменту выпуска пластинки (12) состав в очередной раз полностью переменился, а звук стал еще более колтрейновским. Впервые сюжет альбома не был связанным с Кобайей. На альбомах (13) и (14) мы услышим самое джазовое и уже вообще некоммерческое звучание, построенное на фортепиано и контрабасе, с подключением флейт и ударных.
Myths et Legends - компиляция ранних синглов, порой в более расширенных версиях, сопровождаемых пояснением сюжета на французском языке.
Примечания к дискографии: в 1972 году они записали - по тематическим соображениям, под ярлыком Univeria Zekt - диск The Unammables, который из-за контрактных проблем долго пролежал на полке. Многие члены ансамбля - Дидье Локвуд, Жан-Люк Шевалье, Ален и Ивон Гиллар, Йочко Сеффер (соло и в группе Zao с другим выпускником "Магмы" Франсуа Кахеном), Бернар Паганотти в группах Paga и Weidorje (c Клаусом Бласквицем) - записывали альбомы, музыка которых относится, скорее, к джаз-року или фьюжн.
Вандер выпустил несколько сольных альбомов, которые по звучанию вполне подобны Magma.
Лорен Тибо был басистом самого первого состава Magma, а затем продюсером их записей. Его отличный сольный диск, сделанный с помощью других членов ансамбля, представляет собой гибрид стилей Magma и Майка Олдфилда с множеством влияний, вызывающих в памяти результат сотрудничества Брайена Ино с Дэвидом Бирном.
Дискография
Magma
сборники:
сольные записи Кристиана Вандера:
сольный альбом Лорена Тибо: