Родился 9 марта 1942 года в Гарманте, Уэльс. С детских лет его считали музыкальным гением, уже в 8 лет он выступал с игрой на фортепиано по БиБиСи. Затем учился в лондонской консерватории по классам фортепиано и скрипки, где в 1963 году добился персональной стипендии Леонарда Бернстайна. Позже перебрался в США и там своей "деструктивной" манерой игры произвел сильное впечатление на знаменитого композитора Коупленда. Большое влияние на молодого Кэйла оказали современные авангардные композиторы Джон Кейдж и Эрик Сати. Позже в Нью-Йорке в группе Velvet Underground он соединил свое понимание современного музыкального авангарда с роком Лу Рида.
К текстовой прямолинейности и музыкальному примитивизму Рида Кэйл добавил соответствующие по духу и форме элементы экспериментальных минималистических концепций, бывших в то время модными в Нью-Йорке. И под влиянием ЛаМонта Янга и Эрла Брауна, использовавших предельно простые шумовые эффекты и монотонные риффы как мелодическую основу для приведения слушателя в определенное эмоциональное состояние, родился специфический стиль группы, продемонстрированный композициями Sister Ray и European Son (to Delmore Schwarz).
Звук Velvet стал значительно менее выразительным, когда в 1968 году Кэйл ушел, чтобы проявить себя в ипостасях продюсера, аранжировщика, композитора и исполнителя.
Сначала он работал продюсером на фирме Electra, помогая в записи Нико и Stooges, а затем выдал один за другим несколько сольных альбомов. С первого прослушивания спокойные и непритязательные, они, без сомнения, относились к интереснейшим творениям своего времени. Модерновые представления Кэйла дали результатом оригинальную аранжировку, дополненную рафинированной скрытой иронией его текстов. Стилистику этих пластинок Melody Maker определил как "синтез вечной прелести классики, современной рок-музыки и музыки будущего".
В записи дебютного диска Кэйлу помогал нью-йоркский ансамбль Grinderswitch, в рафинированном эссе (2), записанном в успешном сотрудничестве с экспериментатором Терри Райли, Кэйлу удалось объединить свое классическое прошлое, роковое настоящее и электронное недалекое будущее музыки. Интересен сделанный с помощью Королевского филармонического оркестра диск (3), на котором Кэйл представил музыкальную историю Англии, как "сомнительную шутку для посвященных". На альбоме (4), выполненном в более традиционном духе с участием музыкантов из Little Feat, он "исказил всю европейскую культуру в сюрреально-дадаистской перспективе".
Вернувшись в Англию и к концепциям минимализма, по новому контракту с фирмой Island он с помощью Ино и Фила Манзанеры записал диск (5), на котором пугал слушателей "приключениями в духе "черных" детективов 40х годов". Наибольшую популярность из него завоевали песни Fear Is a Man's Best Friend, Gun и Ship of Fool. Импульсивность ритмики, жесткость и агрессивность звучания - не под влиянием ли Stooges? - смогли несколько расширить аудиторию музыканта. Был продюсером альбома Нико The End и объявился на совместном с Нико, Кевином Эйрсом и Ино концерте в театре "Рэйнбоу", результатом которого стал лонгплей (6). На нем продемонстрирована виртуозная техника игры Кэйла на скрипке и фортепиано; в частности, здесь он предлагает слушателям необычную версию знаменитой песни Heartbreak Hotel из репертуара Элвиса Пресли.
Второй сольный альбом Кэйла на фирме Island (7) снова был записан с участием Ино и Манзанеры. Из других приглашенных сейшнменов - в частности, гитариста Криса Спеддинга, ударника Тими Дональда, басиста Пэта Дональдсона и клавишника Криса Томаса - Кэйл сформировал группу для гастролей по Европе весной 1975 года. И, хотя альбомы этой поры оказались организованнее, но не беднее дисков (1) - (4), они, как и эпизодические выступления, не принесли Кэйлу дохода и вызывали восторг разве что у самых преданных поклонников.
К концу 1975 года он вернулся в Нью-Йорк, где оказался продюсером дебютного альбома Horses Патти Смит. Тогда же нашел время для записи сольного альбома (8), в которой ему помогали Ино, Спеддинг, а также Фил Коллинз. Наиболее удачными композициями на нем были Leaving It All Up to You и песня Джонатана Ричмэна Pablo Picasso. Однако в целом тексты песен диска были пропитаны мрачными, декадентскими настроениями, и не в последнюю очередь из-за этого он был плохо принят прессой.
Во второй половине 70х годов Кэйл постепенно перешел от широких экспериментов к более простому року; такую же метаморфозу одновременно претерпели и произведения Лу Рида. Язвительный критик, лет десять назад проклинавший творения Velvet Underground, сказал бы, что их заела рутина шоу-бизнеса.
Позже он был продюсером у Игги Попа и Silverhead, выводил из неизвестности группу Джонатана Ричмэна Modern Lovers, но свою музыкальную деятельность активизировал лишь в следующем десятилетии. Написал музыку сопровождения к радио - спектаклю Курта Воннегута "Кто я теперь?" и выпустил серию альбомов. На "живом" лонгплее (10) он записал только новые композиции. В 1981 году он отошел от своего правила и для работы над диском (11) пригласил продюсера со стороны (Майка Торна), да и в качестве сессионных музыкантов на этот раз выступили не суперзвезды, а совсем молодые студийные инструменталисты. Но лучшим из дисков этой поры оказался (12), душераздирающий и черный, тоскливый и злобный, непоправимо мрачный, но с какой-то внутренней подсветкой, обеспеченной "эстрадностью звучания" (здесь Кэйл активно использовал в аранжировке поп-шлягерные элементы, особенно подчеркнув партию клавишных). Точность "имперского" Костелло образца '82 года. Страх, уныние, утраченная любовь в Мальстроме Метрополиса - вот признаки "нового общества", обозначенного в этом альбоме. Он насквозь пропитан прячущимися под пламенем пряными испарениями, блистательными убийцами, орфическими песнями и вокалом, для Кэйла лучшим за всю его карьеру.
Чтобы выйти из тупика, Кэйл создает экспериментальный альбом (14), являющийся одновременно и концертным и студийным, и новой работой, и сборником старых идей. Эксперимент имеет успех: критика отмечает даже, что концертное исполнение удается музыканту лучше студийного. Во многом новаторским стал и следующий диск Кэйла (15). Авторство текстов на нем принадлежало не только Джону, но и Рэтсо Слоумену, продолжателю поэтических традиций Боба Дилана.
Альбом (17) по оригинальности и красочности оказался на уровне лучших ранних работ артиста, а совместный с Лу Ридом диск (18), посвященный памяти недавно умершего Энди Уорхола, был восторженно встречен как критиками, так и массовой аудиторией.
Ко всем музыкальным достоинствам Кэйла отличал убежденный антикоммунизм: "Идем на Москву, наемники готовы к войне", - пел он на концертном диске (10).
Лонгплей (20) записан "живьем" в конце 70х в нью-йоркском клубе CBGB's.
За исключением совершенно банального лонгплея (13), все диски Кэйла полны для поклонников привлекательными моментами. В лучших вещах Antarctica Starts Here, I Keep a Close Watch, Never Win and Never Lose весь Кэйл. По склонности к постоянному самообновлению и способности к радикальным стилистическим решениям его обычно сравнивают с Фрэнком Заппой, подчеркивая при этом, что по уровню исполнительского мастерства и оригинальности музыкального мышления его трудно с кем-либо сравнивать.
Cборник инструментовок Paris s'Eveille мключает музыку к фильмам и редкие записи Velvet Underground.
Дискография:
John Cale
сборники: