Japan

Ансамбль сформирован в 1974 году приятелями из лондонского предместья Кэтфорд: братьями Дэвидом Сильвианом (1958 г.рожд.) (клавишные, гитара, вокал) и Стивом Дженсеном (ударные) (настоящая фамилия Батт), уроженцем Кипра, басистом и флейтистом Миком Карном (настоящее имя Энтони Михаэлидес) и клавишником Ричардом Барбиери. Через три года по объявлению в музыкальной прессе к ним присоединился гитарист Боб Дин. Тогда же группа победила на конкурсе молодых талантов, организованном записывающей фирмой Hansa ,и добилась контракта с Ariola. Многочисленные рекламные фотоснимки той поры являют не слишком модный глэм-роковый облик ансамбля: длинные волосы, подкрашенные глаза и блистающие загадочными цветовыми оттенками фигуры музыкантов, в особенности композитора и текстовика Сильвиана.

"Это самый красивый парень в поп-музыке! У него внешность Мэрилин Монро и фигура Фрэнка Синатры", - так оценивал его в те времена бывалый менеджер Саймон Напье-Белл. Ранний материал Japan в Англии коммерчески был довольно неуспешен, так как имидж довольно плохо вписывался в эпоху доминирования панка. Однако им удалось добиться признания в некоторых европейских странах, равно как и в стране, по имени которой они были названы. Период 70х для них был ознаменован неким балансом между артистической уверенностью и ответственностью еще не слишком опытных в житейском плане юношей и постпанковой растерянностью, охватившей большие граммофонные фирмы, выискивающие новые имена. Первая попытка Japan удалась лишь отчасти, скорее всего из-за суеты и страха дебютного провала, которые помешали даже толком отработать имидж ансамбля. Все вошло в разумные и приемлемые рамки только после того, как парни в 1981 году перешли на фирму Virgin, где в полном соответствии с тогдашними тенденциями им было определено место в галерее ориентированных на синтезаторный звук молодежных составов с хитовыми амбициями.

В том же году ансамбль покинул Дин, который позже с кем только не сотрудничал - от Гэри Нюмена через Blancmange вплоть до Шинейд О'Коннор. Однако группе уход вовсе не повредил: три хитовых сингла и два лонгплея в списках обеспечили поворот в судьбе. Рафинированный, эмоциональный, временами совершенно своеобразный звук удивительно функционально впитал в себя дискотечную ритмичную основу. Уже первый реальный успех - альбом (4) - показал ,что ансамбль нашел себя во времени. Успех сингла The Art of Parties в мае подвигнул их на большое британское турне, но к тому времени они имели уже три очень удачных заезда в Японию, где они стали, пожалуй, самым популярным из выступавших здесь заграничных коллективов, а также стилистическим эталоном для молодых японских музыкантов. Успех, в известной степени обеспеченный и названием ансамбля, но главным образом, реальным интересом Сильвиана с коллегами к восточно-азиатской культуре и философии, дал новый импульс собственному творчеству и подвигнул к сотрудничеству с японскими музыкантами. Речь идет не об эпизодических встречах на сцене с необходимым гитаристом (Масами Теучи), но, скорее, о реальной творческой и партнерской деятельности с людьми из сферы Yellow Magic Orchestra (Рюичи Сакамото, Юкихиро Такахаши).

Год 1982 дал ансамблю еще шесть хитов и два лонгплея в списках. Из них очевидно, что Сильвиан стал самой выразительной личностью в группе. Заметным успехом пользовался комплект из дисков (1)-(3), переизданный под названием Assemblage. А в США группу не признали.

Из всех коллективов, работавших в первой половине 80х, Japan являлись наиболее "роксиподобными": как и Roxy Music, они отлично чувствовали песенную структуру (Swing, Methods of Dance, The Art of Parties). Как и Roxy, они любили экспериментировать со звуком, но радикально отличный подход к использованию клавишных позволил им пойти дальше. Как и Roxy, в момент своего появления на музыкальной сцене они подчеркивали свою исключительность стилизованными костюмами и умелым гримом. Но на этом сравнение заканчивалось - большинство музыкальных критиков не находило в музыке Japan теплоты и гибкости, характерных для Roxy. К тому же последние никогда не выказывали особого интереса к внеевропейской музыке.

После резвого спурта наступил естественный спад. Общая усталость и вялость особенно бросались в глаза на фоне огромного международного успеха лонгплея (5) и взятых из него синглов. В течение почти всего 1982 года деятельность ансамбля была практически свернута и каждый занимался собственными делами. "У него нет к Japan никакого интереса", - говорил тогда Сильвиан об отношении Мика Карна к группе, но эти слова автор мог бы приложить и к себе. Карн устроил выставку собственной скульптуры, отыграл большинство инструментальных партий на неважно принятом сольном альбоме (К1) (ему помогали Дженсен, Барбиери и гитарист Дэвид Роудэ) и вообще стал модным сейшнменом - его приглашали, кроме прочих, Гэри Нюмен и Мидж Юр. Барбиери стал продюсером шведской команды Lustans Lakejer. Дженсен работал с различными японскими музыкантами. Сильвиан вместе с Yellow Magic Orchestra выпустил сингл Forbidden Colours - эта песня была исполнена в фильме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" Нагиса Ошимы. Позже Сильвиан снялся еще в двух фильмах этого режиссера: "Фурио" и "Бамбуковая музыка - Дома из Бамбука".

Под сильным давлением фирмы члены ансамбля только в октябре решились на турне по Великобритании и Европе, которое символически заканчивалось концертами в Бангкоке, Таиланде и Японии. Группа внутренне была уже подготовлена к своему распаду. Ее члены сознавали, что работают вместе в последний раз, и поэтому контакт с публикой не принес никаких новых впечатлений. Концертный двойник (6) и, главным образом, одноименный видеофильм были лишь демонстрацией сильных и слабых сторон Japan. Случайные великолепные вокальные пассажи на манер Ферри чередовались с некоей статической музыкой, решительно ничего не говорящей слуху любителя посконного рока и желанной, быть может, только для любителя музыки созерцательной. Сам Сильвиан без тени кокетства отмечал, что эта музыка была "слишком стилизованной, слишком вычурной".

Действительно, музыка группы того периода была слишком далека от банальных попсовых трехминуток. Чтобы как-то поддержать популярность Japan, фирма в 1983 году выпустила компилятивный двойник. Однако печаль поклонников ансамбля не была слишком уж продолжительной. Уже в следующем году появился первый сольник Сильвиана (S1). Несомненные художественные достоинства этого диска не испортило даже неуемное стремление фирмы направить артиста на стезю коммерческого успеха. Хитовые синглы The Ink in the Well и Red Guitar смогли удовлетворить оба полюса любителей музыки. Еще одним шагом вперед оказался миньон Words with the Shaman, вышедший в декабре 1985 года. Он явился более тщательной музыкальной проработкой тем из предыдущего лонгплея, но далеко выходил за границы банальной поп-музыки. Обращало на себя внимание участие на обеих записях трубача Джона Хассела и Стива Дженсена, игравших, особенно на миньоне, очень свободно и медитативно. Шаманский характер всех трех композиций миньона подтверждал и труд над записью чародея студийного звука Холгера Зукея - а годом позже в Кельне Сильвиан и Зукей наиграли состоящий всего из двух композиций альбом (S5).

Этот миньон помог подготовить слушателей к появлению двойника (S3) в октябре 1986 года. Предыдущие эскапады Дэвида насторожили фирму, которая не без основания полагала, что альбом будет исключительно инструментальным. Однако как предварительно выпущенный миньон Talking the Veil, так и двойник добились вполне приличного коммерческого успеха, Но совершенно неожиданно против альбома ополчилась серьезная роковая пресса. Melody Maker: "Техника ради техники, интеллектуальщина, сплошное клише". Не помог и исключительный вокал, эмоциональной силой напоминающий раннего Элтона Джона - не хватало глобальной идеи, обоснования. Среди участников записи мелькают знакомые имена - Дженсен, Барбиери, гитаристы Роберт Фрипп и Билл Нельсон, и даже джазмен Кенни Уилер. Все семь вокальных и десять инструментальных композиций правильнее отнести к "нью-эйдж". Вызывало уважение намерение автора выразить свое отношение к природе, экологическим проблемам.

"Japan в 1987 году подарил миру три очень удачных альбома", - считал критик Стив Лейк. Скромнее других оказалась февральская попытка Мика Карна. Еще раньше этот мультиинструменталист отверг предложения о сотрудничестве с Питом Тауншендом, Джоан Арматрейдинг, Питером Фрэмптоном и Филом Коллинзом, дав тем самым понять, что коммерческий успех - не самое важное в его жизни. Диск (K2) он выпустил под ярлыком Dali's Car в дуэте с бывшим членом группы Bauh a us Питером Мерфи, исполнив там синтезаторную музыку, окрашенную в средневековые тона. А альбом (K3), несмотря на совершенно очевидные технические достоинства, оказался совершенно производным от "Оловянного барабана". В 1987 году слушателям этого показалось мало.

Более убедительной оказалась дебютная попытка Дженсена и Барбиери, выступивших под ярлыком The Dolphin Brothers. Это чистенький, безупречный в звуковом плане, с приятными текстами, привлекательный и притом неистеричный поп эпохи компакт-дисков. В печати мелькнуло предположение, что именно такую музыку должны были исполнять в 1984 году Japan, если бы они нейтрализовали амбиции Сильвиана и выжили.

А сам Сильвиан, соединивший свои усилия с Рюичи Сакамото, подключил музыкантов джазового или "пограничного" стиля (гитаристы Фил Палмер, Дэвид Торн, трубач Марк Айшем, контрабасист Дэнни Томпсон), выдал альбом (S4), действительно исключительный по своему эмоциональному воздействию. Погруженная в раздумья, захватывающая и при том понятная атмосфера альбома, к сожалению, не совпала по духу со временем своего издания. Предрождественская торговая толчея оттеснила диск от массового покупателя.

В 1988 году состоялось возвращение Сильвиана на концертную сцену. В серии выступлений под названием "Кругосветное шаманское турне" он выступал вместе с приятелями, число которых доходило до полутора десятков (Барбиери, Айшем, Торн и др.). Далее он сочинял сценическую музыку для модерновой балетной труппы Габи Эйгис, выпустил упомянутый диск с Зукеем, продолжал сотрудничество с Сакамото ("он лучше всех умеет основательно превратить мои мысли в музыкальные образы") и Робертом Фриппом.

В конце 1990 года оригинальный состав Japan под ярлыком Rain Tree Crow выпустил одноименный диск (7).

Дискография

Japan

  1. Adolescent Sex (ARL 1978)
  2. Obscure Alternatives (ARL 1978)
  3. Quiet Life (ARL 1980)
  4. Gentlemen Take Polaroids (VRG 1980)
  5. Tin Drum (VRG 1981)
  6. Oil on Canvas (концертный) OO (VRG 1983)
  7. Rain Tree Crow (1990)

сборники:

  1. Exorcising Ghosts OO (VRG 1984)
  2. The Other Side of Japan (Trojan)
  3. A Souvenir from Japan (ART)

записи Дэвида Сильвиана:

  1. Brilliant Trees (VRG 1984)
  2. Alchemy (An Index of Possibilities ) (кассета) (1985)
  3. Gone to Earth OO (VRG 1986)
  4. Secrets of the Beehive (VRG 1987)
  5. Plight and Premonition (с Х.Зукеем) (VRG 1988)
  6. Flux / Mutability (с Х.Зукеем) (VRG 1989)
  7. Ember Glance (VRG 1991)
  8. The First Day (с Р.Фриппом) (EG 1993)
  9. Damage (с Р.Фриппом) (EG 1994)

сборник:

  1. The Weather Box - 5CD (1990)

диски Мика Карна:

  1. Titles (VRG 1982)
  2. The Wa king Hour (в дуэте Dali's Car) (Paradox 1984)
  3. Dreams of Reason Produce Monsters (VRG 1987)
  4. Polytown (с Д.Торном и Т.Боззио) (СHP 1994)
  5. The Tooth Mother (с Дэвидом Торном) (CMP 1995)

альбомы дуэта Dolphin Brothers:

  1. Catch the Fall (VRG 1987)
  2. Stories Across Borders (Venture 1991) A:2