Певец, гитарист и композитор Джон Мартин родился в Глазго в 1948 году, на гитаре начал играть в 19-летнем возрасте и после короткого периода стабилизации репутации стал записываться. На свой первый сольный альбом (1), самый фолковый в его творчестве, Мартин затратил около трех месяцев. Следующий лонгплей потребовал для своей записи флейтиста и саксофониста; постоянным исполнителем на этих инструментах и партнером Мартина стал Харольд Макнейр.
Диск (3), записанный в США с участием группы The Band, обеспечил Мартину широкое признание. Альбом (4) с очевидным влиянием джаза Джон сделал вместе со своей женой Биверли, однако семейные обязанности вынудили ее прекратить музыкальную деятельность, и Мартин продолжил работу один. Следующие диски подтвердили, что этот стиль стал определять творчество Мартина - образцом его стала пластинка (6). Гипнотические повторы в мелодиях, исключительное использование акустической гитары с эхо-приставкой - весь этот арсенал был задействован и для записи диска (7).
Выступая вместе с басистом Дэнни Томпсоном, Мартин продолжал собирать последователей, особенно в США. Но сам он отвергал любые коммерческие проявления в своей работе. Достаточно сказать, что концертный двойник (8) можно было только выписать по почте из его домашней резиденции. Факт, что он сразу же получил заказы на 10 тысяч экземпляров, явился доказательством наличия когорты стойких почитателей.
Талантливый, часто просто поразительный исполнитель, Мартин обладал и оригинальным музыкальным видением. Его музыка отличалась жаром и эмоциональной силой даже в самых тихих пассажах, не исключая, впрочем, чистой заумности. Утонченный и изысканный стилист, Джон, как вокалист, пользовался богатым набором интонационных красок.
Сборник So Far So Good дает весьма слабое представление о масштабах его работы, а лучшие образцы творчества Мартина можно найти на альбомах, записанных на рубеже 70/80х годов.
После изрядных коллизий он вторично женился и отправился жить и работать в Вест-Индию, где записывался вместе с местными артистами рэггей, такими, как Макс Ромео, Питер Том и Скрейг Перри. Когда энтузиазм сошел, вернулся в Англию и на студиях фирмы Island создал свой очередной шедевр (9). Полностью выдержанный и уравновешенный, сделанный с участием старых приятелей Джона продюсера Криса Блэкуэлла и Стиви Уинвуда, диск был построен на звучании электроинструментов, с эхо-эффектами и чудесной музыкой настроения. Была даже самба Certain Surprise, но самой лучшей оказалась пульсирующая и как бы омывающая очистительным дождем композиция Small Hour s , где звуки электрогитары Мартина падают, как слезинки.
Вскоре подоспел развод и со второй женой. Тогда же Мартин решил изменить свою музыку и сконцентрировать усилия на вокале. Продюсером диска (10) был Фил Коллинз, он же вместе с басистом Джоном Джиблином, клавишником Томми Эйром и синтезистом Дэйвом Лаусоном обеспечивал инструментальное сопровождение. На альбоме была музыка, органично соединяющая элементы рока и джаза, с преобладанием последних, а в звуковом плане диск оказался самым экономным из всех, что выпускал Мартин. Песни типа Hurt In Your Heart и Baby Please Go Home выдавали его эмоциональное состояние. Альбом обошелся без акустической музыки в пользу безукоризненно оформленного звучания клавишных и ударных. Cменивший ориентиры Мартин не забыл и своих прежних фэнов; на пластинке для них была композиция Johnny Too Bad. А песня Sweet Little Mystery нашла хороший прием даже у аудитории, привыкшей к легкому слушанию.
Мартин отправился в Ирландию, где всегда был особенно популярен. Здесь он отработал продюсером диска Balance and Control группы Scullion, очередной раз женился и довольно быстро восстановил прежний оптимизм.
В 1981 году Мартин на время разорвал свой контракт с Island и сформировал новую группу сопровождения. Получившийся в результате диск (11) оказался вполне роковым и добротным, но сравнения с предшественниками не выдерживал. Снова продюсером оказался Коллинз, он же пел и стучал, а Эрик Клэптон принял участие в записи песни Could't Love You More. Лучшей на диске оказалась титульная композиция, филиппика в адрес Рейгана, с очень эффектным оформлением партии бас-гитары. Новый басист Алан Томсон оказался очень незаурядным музыкантом и шоуменом и особенно помог представлению материала Мартина на концертах.
Возвращение на Island музыкант ознаменовал записью на Багамах диска (14) вместе с вокалистом Робертом Палмером. Эмоциональная, мечтательная, с мистическими нотками музыка диска вернула Мартину привязанность его аудитории.
В следующем году был подготовлен, смикширован на компьютере и выпущен альбом (15). Продюсером случился сам Мартин. Вместе с саксофонистом Колином Тулли и Томпсоном он представил богатый материал, написанный им самим и Фостером Паттерсоном и сопровожденный чудесным журчанием клавишных и солнечной ясностью вокала Мартина. Здесь еще есть экскурсы в чистый поп с приятной Lonely Love с отличной работой Тулли и выпущенной синглом Angeline. Музыкальным портретом Мартина '85 можно назвать Nightline, очень технично записанную танцевальную пьесу с ураганными ударными и ливнем синтезаторных звучаний. Альбом был очень насыщен электроникой, и даже партии обычных инструментов пропускались через студийные приспособления. Но старая магия пения и текстов Мартина сохранилась.
Однако отсутствие коммерческого успеха вызвало нервное расстройство у Мартина, и он снова сорвался в алкоголизм. И когда в 1988 году врач поставил перед ним дилемму - пить или жить, Джон отставил бутылку и выпустил вскоре альбом (17). Но особенно хорошими были два следующих - диски (18) и (20). Они оказались настоящим подарком для преданных поклонников, вызвали восторг в прессе и продемонстрировали, что культ Мартина за 20 лет не ослаб.
Дискография:
John Martyn
сборники: