В 1965 году шотландские фолкники Робин Уильямсон и Клайв Палмер объединились в дуэт. После года работы к ним присоединился Майк Хирон, и они взяли название Incredible String Band.
Дебютный диск [1] вызвал сенсацию в музыкальных кругах. Уильямсон, Хирон и Палмер сумели соединить народную и классическую музыку всех времен и культур в звуковую смесь, которая, по словам обозревателя Time, слушалась, "точно Beatles принялись распевать стихи мистика Уильяма Блэйка". Итальянские канцоны переплетались с народными песнями горняков из Уэльса, жужжанием пчел, ржанием лошади и оркестральными хороводами времен Возрождения. Колдовской ритуал индийского заклинателя дождя в сопровождении ситара смешивался с джигой XVIII столетия и негритянскими блюзами времен второй мировой войны. Вскоре после выпуска альбома Палмер ушел из группы и отправился медитировать в Афганистан.
С этого момента деятельность ISB неразрывно связана в завершенном дуализме с вдохновленными наркотиками опьяняющими аллегориями Уильямсона и склонностью к детской простоте Хирона. В своей технически сложной и причудливой студийной работе музыканты применяли более сорока экзотических и старинных инструментов и соединяли сложную в восприятии музыку с эротическими текстами. Часто являющаяся результатом потеря контакта со слушателями мало беспокоила их. "Мы представляем не нашу музыку, но сумму нашего жизненного опыта, - утверждал Уильямсон. - Музыка есть мистический дар, что пропитывает все наше существование. И если люди не могут понять наши песни, значит, они не могут разделить наше отношение к жизни ".И в своих попытках "писать музыку, которая звучала бы не модерново, но в связи со всеми временами и народами" (Хирон), к 1970 году "Невероятные" создали завершенное представление, где в цвете, музыке, пантомиме и декорациях утверждали свое психоделическое кредо.
С 1967 года они работают исключительно за пределами Шотландии. Хирон и Уильямсон провели свой дебют в Лондоне в большом представлении вместе с Джуди Коллинс и Томом Пакстоном, а впоследствии выступили на Ньюпортском фестивале в 1967 году в США - и все свои влияния они позаимствовали в путешествиях по всему свету и знакомствах с различными туземными музыкальными культурами.
Их собственная музыка прочно обосновала себя в качестве "альтернативной" молодежной английской культуры в эти месяцы; второй их альбом стал настоящей библией переживающего свое золотое время поколения хиппи. Концертные выступления еще больше упрочили репутацию и создали целую легенду.
Диск [3] до сих пор рассматривается как шедевр и их наиболее завершенное произведение. Он вызвал восторженные отзывы не только в "подпольной", но и в официальной прессе; они подтвердили, что композиторские способности Уильямсона и Хирона уникальны по структуре и разнообразию, а музыка их, очень эклектичная и богатая по текстуре, выходила за рамки традиционного фолка.
Но оперативный простор на некоторое время обернулся тупиком. После диска [3] изменилась стратегия дуэта, который пригласил двух своих подружек, скрипачку Лайкорас Маккензи и контрабасистку Роз Симпсон. Концертные их выступления стали более пародийными по духу, а двойник [4], еще отмеченный печатью их ранней гениальности, оказался в то же время слишком амбициозным и выполненным без чувства меры.
В серии невдохновенных произведений, сотворенных позже, выделяется лишь альбом [7], который, как и следующий, был выполнен для сценического представления и для фильма соответственно. Это была рафинированная и стилистически завершенная притча, как рок-оперы от Who и Kinks. Как в лучшие времена ISB, в музыке этого альбома сочеталось множество совершенно разнородных форм и влияний. Музыка ситаров сменялась лирической песней, которая, в свою очередь, переходила в сатирический ковбойский номер. Слова были довольно расплывчаты, но в них проскальзывали религиозные темы. В некоторых песнях говорилось о пути человека от рабского подчинения власти материи, пространства, времени и силы к всеобъемлющим идеалам любви и красоты.
В 1971 году из ансамбля ушла Симпсон, а через год присоединился Малькольм Лемейстр (бас, вокал, танец), в 1973 году - клавишник и декламатор Джеральд Дотт.
Хотя уровень творчества в этот период был на спаде, сольные альбомы Хирона Smiling Men With Bad Reputation и Уильямсона Myrrh смогли несколько отвоевать позиции, утраченные после выпуска диска (4).
Все же они имели значительное количество преданных поклонников, живущих концертными выступлениями ISB. В начале 70х годов ансамбль часто принимал участие в фестивалях под открытым небом, о них еще часто кричали концертные афиши и еще много раз им удавалось расшевелить изначально холодную аудиторию своим специфическим наивным, но всегда энергичным и заразительным стилем.
В 1973 году группа оставила свою чертовщину вместе с ведьмами, палачами и придворными волшебниками, ограничила свой экзотический инструментальный арсенал и начала исполнять "ритмичную деревенскую музыку с атмосферой цирка и ярмарки" (Sound). Хотя для более надежного контакта с публикой Уильямсон в это время отказался от употребления наркотиков, в ретроспекции стало особенно очевидным, что "Невероятные" были порождены и вскормлены именно субкультурой хиппи. Последнее концертное выступление ансамбля состоялось в 1974 году: музыканты ввели в свой состав тяготевшего к хард-року ударника Джона Гилстона, и в 1976 году группа записала свой последний диск. Растеряв на своем извилистом пути к публике экстравагантность и оригинальность, члены ансамбля приняли решение расстаться. Неизбежный, но вполне достойно завершившийся распад, принесший скорее чувство облегчения, чем сожаления, был особенно позитивно встречен журналистами, которые превозносили группу шесть лет назад и со все возрастающим унынием наблюдали за их упадком.
В прощальном интервью Хирон подтвердил, что в последние годы работа в студии была ахиллесовой пятой ансамбля, хотя концертная деятельность позволяла им держаться на плаву.
Некоторое время основатели группы выступали под названием Scientologists; вскоре Хирон стал работать в качестве сейшнмена и организовал группу Mike Heron's Reputation, в которой были четыре музыканта из последнего состава ISB - Хирон, ударник Джон Джилсон, Лемейстр и гитарист Грэхем Форбс, с новичками Дэвидом Бэйкером (Magna Carta), Майком Томичем (If). Они гастролировали по Англии вместе с группой Энди Фрейзера и записывали альбомы без особого успеха. (Выпущенный в 1987 году комплект является переделкой демонстрационных записей, ранее неопубликованных).
А Уильямсон отправился в Лос-Анжелес, где организовал группу Robin Williamson Merry Band, с которой записал три альбома "музыкальной поэзии"; он также выпускал и сольные альбомы.
Дискография:
Incredible String Band
сборники:
Сольные альбомы Робина Уильямсона:
Сольные альбомы Майка Хирона: