О нем писали, что он стал бы звездой, даже если торговал вразнос картофелем. Его тексты со слэнгом кокни, сиплый трактирный голос, страстные черные глаза и коренастая фигура олицетворяют силу, юмор и хитрость. Когда Дюри выпустил в 1978 году с группой Blockheads альбом New Boots and Panties, тот в чартах уступил лишь диску шведского квартета АВВА. В 1980 году его сингл What а Waste оказался третьим, сам Дюри среди певцов - восьмым, а годом раньше - даже пятым, уступив Планту, Джону Андерсону, Боуи и Гэбриэлу.
В какой-то мере, как во времена кабаре и ревю и их ведущих сочинителей Портера и Кармайкла, Дюри всегда чаровал слушателей и своим прямолинейным роком, и напоминая ямайский реггей группы Tootse And the Maytalls, и в своих попытках изменить манеру фразирования Джина Винсента, которому посвящена песня Sweet Gene Vincent, и выразительным, совершенно несентиментальным произношением, с какой-то фатовской свободой. И без понимания текстов его песен Дюри чарует естественностью, простодушностью рисунков звуковых интонаций, не проходящей мимо слуха. Если бы мусорщик Дулитл в "Пигмалионе" пел бы о чем-нибудь еще, кроме поисков кусочков счастья, он делал бы это так, как Дюри - бодро, с приязнью, ласково, без вокальной экстравагантности. Главным образом ласково.
Удивительно, но ласка и рассудительность скромно проступают и из самых мрачных и из самых резких песен Дюри. Как у Диккенса в образах самых отрицательных героев.
Но откуда взялись эти качества у Дюри, настолько отличного от всех своих коллег по фирме Stiff - изнуряющего Элвиса Костелло, возбуждающих Public Image Limited или бескомпромиссных рокеров Дэйва Эдмундса и Ника Лау? Ответ могли бы дать тексты. Но они пригодны лишь (не зря Дюри не пользовался успехом в США) в улавливании специфической лондонской атмосферы.
Заглянем в детство нашего героя (родился в 1944 году в Апминстере, Эссекс), которое было тяжелым. Талантливого мальчика в 7 лет разбил паралич, и вместо школы для одаренных он попал в спецзаведение для увечных детей, где понемногу учился ходить, управлять своими движениями и ухаживать за собой. Испытания закалили его характер. Он окончил среднюю школу и отправился в Лондон, в высшую школу. Сданные вступительные экзамены он расценивает как крупнейшую в жизни победу. Но в свой талант художника никогда в жизни особенно не верил.
С 13 лет, когда он еще не имел никакого отношения к музыке, мечтал стать певцом. В своих художественных привязанностях был всеядным, включая джаз Чарли Паркера. Наконец в 1970 году основал группу Kilburn And the High Roads, названную по улице, пересекающую ирландский квартал в северном Лондоне, где в вечерней школе для взрослых Дюри читал тогда лекции по искусству. Первый гитарист группы Кейт Лукас был одним из его студентов, остальными в составе были Рассел Харди (фортепиано), Чарли Сенклер (бас). Тони Ричардс (ударные) и саксофонист Дэви Пейн.
Они стали одной из первых английских групп, выступавших в пабах и добившихся широкого признания. Исходный состав являл собой чуть ли не самую странную компанию в роковой музыке. Рядом с ударником, который едва возвышался над своим стульчиком, и семифутовым басистом, Дюри приковывал к себе внимание. С затянутыми в черные перчатки кистями, коренастый, коротко остриженный певец, казалось, скорее выплевывал, чем выпевал тексты, составленные на жаргоне кокни и парней из рабочей среди.
У них начали появляться поклонники, менеджером группы стал известный в роке Чарли Джиллет. При широкой поддержке прессы, сравнивавшей их с ранними Stones и Who, имея в виду их образность и агрессивность, начали они путь в английском роке.
Все обещало колоссальный успех, но по непонятным причинам все пошло не так, как ожидалось. Быть может, их перехвалили, как совсем недавно ансамбль Dr.Feelgood, и, не выдержав груза больших ожиданий, некоторые начали покидать группу. Первым с корабля сбежал Джиллет, группа подписала контракт с Raft, недавно образованной дочерней фирмой от WB. Был записал альбом Wotabunch с продюсером Тони Эштоном, но фирма была закрыта так же быстро, как недавно с помпой открывалась. Альбом, признанный неудовлетворительным, был выпущен только через пять лет.
Лишенные иллюзий, Kilburn вернулись играть в пабы и клубы, а в 1975 году, через полгода такой работы, получили новый записывающий контракт с фирмой Dawn, результатом чего явился бледно отделанный и разочаровывающий альбом Handsome.
Группа снова была реорганизована (Дюри остался единственным из членов первого состава), но с результатами вновь неуспешными. Главной причиной оказалось то, что Дюри несколько обогнал свое время, предвосхитив многие достижения и успех "новой волны".
Ян привыкал к мысли, что в роке он себя не проявит. Но со своей новой группой Blockheads получил в октябре 1976 года огромный успех в Бристоле и стал звездой практически за ночь.
В новом сопровождении у Дюри играли музыканты пластичные: негритянский ударник Чарли Чарльз, индус Норман Уотт (бас), гитарист Джон Тенболл, на клавишных Мики Галлахер (отлично стилизующий звучание своего инструмента под трактирное пианино), саксофонист Дэви Пейн из первого состава Kilburn, но наиболее важной фигурой стал гитарист и композитор Чез Дженкел. Меньшую часть репертуара сочиняли остальные члены группы, но аранжировал весь материал все же Дженкел. Хотя они не создали новый стиль, но сумели увеличить изобретательность Дюри, включающую словесные игры и рифмы типа: Джона Колтрейна сопрано - Челентано.
Отец двух детей, Ян Дюри в 1979 году в текстах песен альбома Do It Yourself, особенно в Inbetweenips, Dance of the Screamers, Sink My Boats, проявил себя многократно. В своем вокале, идущем от глубин душевной интимности, против предыдущего диска New Boots and Panties не хватает музыкальной ударности, что компенсируется тематическим и идейным сдвигом в диапазон от откровенной эротики к сложным и разносторонним жизненным и человеческим проблемам.
Многие приписывали успех Дюри тому, что его синглы хорошо звучали в "джук-боксах". Но кроме ритма, звуковой уравновешенности и остроумия, в его музыке можно слышать нечто гораздо более существенное: Дюри хорошо с людьми, и слушателям с его голосом и его песнями - тоже.
В 1980 году как певец он выступал довольно мало, а в августе неожиданно дал о себе знать как драматический актер, выступив в роли Гамлета, духа его отца, Лаэрта, солдата Франциска и самого Шекспира в варианте "Гамлета" перед 200 зрителями в актовом зале школы в небольшом английском городке Клэпхеме. А в это же время в Европе гремел очередной его хит I Wanna Be Straight, на первый же слух отличающийся от предыдущего материала. Но для Дюри это уже стало нормой.
Продав в начале 1981 года миллионным тиражом песню Hit Me with Your Rhythm Stick, Дюри перешел на фирму Polydor, где в том же году выпустил альбом Lord Upminster. О нем сам певец сказал: "Диск был задуман как танцевальная ярмарка. Только песни Lonely Town и Spasticus имеют острые тексты..." Критика альбом вполне одобрила. Группа Blockheads играла здесь только в композиции Spasticus Autisticus. К остальной музыке руки приложили Чэс Дженкел, которого не хватало на предыдущем альбоме и великаны реггей Слай Данбэр и Робби Шекспир.
В январе 1984 года Дюри выпустил лонгплей 4,000 Weeks Holiday, дал рождественский концерт вместе с Дженкелом и Madness и впервые за более чем два года собрался на гастроли по Англии и сопровождении семичленной группы The Music Students. Сам Дженкел в это время развивал небезуспешную сольную карьеру с лонгплеями и американскими хитами No Corrida и Glad to Know You.
В середине 80х Дюри сосредоточил свои усилия в кинематографе в качестве киноактера - он снялся в фильмах "Владелец замка", "Росинант", а также "Пираты" Романа Полански. На лондонской сцене появился в главной роли в спектакле Мэри О'Мэлли "Разговор с дьяволом". Еще в 1981 году вместе с еще одним членом Blockheads Мики Галлахером он написал мюзикл "Яблоки". В 90е годы Дюри был частым гостем ночного телешоу "Метро".
Дискография:
сборники:
сольные альбомы Чеза Дженкеля: