Human League

Human League оказались пионерами пост-глэмовой футуристической электро-поп-музыки, представив музыкальным потребителям самое широкое использование синтезаторов для создания попсовых песенок с флиртованием и намеками на фантастическую литературу.

Свой первый сингл они выпустили в 1979 году на фирме Fast. Тогда в состав входили, кроме певца Фила Оуки и клавишника Адриана Райта, режиссера представлений и ответственного за визуальные эффекты, также клавишники Мартин Уэр и Ян Марш. Их имидж состоял из дотехнологического очарования, которое скорее характеризовало группы первого британского битового бума, а также синтетического лоска, "космической" страсти, верха вздора в текстах и глэм-дождичка, с логическими заимствованиями у Kraftwerk и Гэри Глиттера. Распределение ролей в имидже: Оуки - лицо, Райт - дурак, Уэр - циник и Марш - загадка.

У квартета были самые амбициозные устремления, и фирма Virgin, на которую парни перешли в конце 1979 года, дала им "зеленый свет". Часто выступали в клубах, колледжах и университетах, но, как правило, на вторых ролях, предваряя выступление "гвоздя вечера". Да и в фирме главная ставка делалась на Гэри Ньюмэна, Orchestral Manoeuvres In the Dark и Foxx. Тем не менее, их отношение к Ньюмэну скорее можно назвать благодарностью: именно усилиями этого музыканта синтезаторная музыка в "новой волне" завоевала права на полноправное гражданство и шагнула в верхнюю часть таблиц популярности. Как контраст к неотесанности панка и его грубости, немузыкальности и вызывающей позе, на первый план в британской роковой музыке стал выходить технически точный, уравновешенный и даже утонченный звук "электронного" попа. Тогда-то и пришел час "Человеческой лиги" (название тоже позаимствовано из какой-то фантастической книжки), которая даже своим названием собиралась нейтрализовать то впечатление отстраненности и холодности, которое навевалось от прослушивания песен первых апологетов этого направления.

Но их путь к успеху, так обещающе поддержанный чартовым триумфом диска Travelogue, был серьезно затруднен раздорами в ансамбле, которые завершились разделом его на две части: отличные исполнители на клавишных и квалифицированные операторы компьютерных устройств Марш и Уэр основали группу Heaven 17, права на старое название осталось за Оуки и Райтом. Казалось, дни коллектива сочтены. По обязательствам контракта они должны были выехать на продолжительное турне в Европу, но ехать было некому. В этот трудный час решительность проявил Оуки. Он пригласил в состав нового виртуоза на синтезаторе Яна Бардена и заставил освоить эти же инструменты Райта, а в одной из дискотек родного сталелитейного Шеффилда он "положил глаз" на молоденьких девочек Джоан Катеролл и Сюзи Сюлли, поразивших его вкусом к музыке и естественностью в движениях. Он отправился к их родителям, уговорил их не спешить с выпускными экзаменами дочерей и забрал их на гастроли. Обе они смогли внести в работу группы молодость, наивность и неискушенность, разбавив роковую интеллектуальность и усложненность. В результате выиграли и группа и публика. И если в первой половине 1981 года в английской популярной музыке доминировал Адам Ант со своими "Муравьями", "Лига" начала свой звездный сезон в июле синглом The Sound of the Crowd. Следующие песни Love Action, Open Your Heart, переизданный первый их сингл Being Boiled и самая успешная Don't You Want Me? совершенно доминировали на рынке... Альбом Dare оказался среди самых интересных рождественских новинок. За несколько месяцев группа проделала путь в высшую лигу британской поп-музыки. К этому времени состав дополнил бывший гитарист группы Rezillos Джо Каллис, который по случаю освоил и клавишные, а на композиции Open Your Heart поделил уже и авторство. Важную роль в победности курса группы сыграли и вокальные партии обоих девушек, которые были полноправными участниками записывающих сессий. А концовка 1982 года превзошла все их ожидания: Dare был объявлен "диском сезона".

Пока Human League укреплял свои позиции дома в Великобритании, фирма уже замахивалась на американский рынок. Результат оказался вполне удачным: вместе с группами ABC, Duran Duran, Soft Cell и Spandau Ballet они обеспечили вторжение в США так называемой "новой волны британского попа". После изнурительного американского турне группа отправилась дальше - в Австралию, а затем в Японию, чтобы подтвердить свой статус звезд международного калибра. Все удалось, все было хорошо, кроме почти годичного отсутствия перед домашними поклонниками. За это время Фил Оуки сменил свою экстравагантную прическу на обычную стрижку. Комментировал так: "... свою рекламную задачу мои волосы выполнили, теперь они уже больше не нужны". Но это оказалось не единственным изменением в перечне типичных знаков ансамбля: для записи нового альбома группа собpалась существенно изменить звуковую палитру, сделать ее более пестрой, добавить смычковую и духовую секции и в целом отдалиться от тотального использования синтезаторов.

Но бороться за успех группе стало гораздо труднее. Пока они почти год отсутствовали перед домашней публикой, появились новые имена, новые коллективы, играющие в том же ключе: ABC, Soft Sell, Japan, Yazoo или Haircut 101. Human League никогда не пытались сделать слишком информативными тексты своих песен пли поразить слушателей инструментальными амбициями - их сила была прежде всего в свежем, ритмически выразительном и напевном исполнении заразительных и словно приглашающих к танцу куплетов и рефренов. Критики и публика ждали новый альбом ансамбля с напряжением, так как было очевидным, что воспроизвести огромный успех Dare весьма трудно.

И действительно, творческий путь ансамбля после Dare оказался отнюдь не усыпанным розами. Большая часть песен, которые они записали и выпустили после 1981 года, включая сингл Fascination, были весьма бесцветными. Когда на гребне успеха поднялись такие коллективы, как Eurythmics, Duran Duran и Culture Club, казалось, что лучшие дни "Человеческой лиги" позади. Но альбом Hysteria отмел слухи и опроверг скептический взгляд на будущее группы.

Главной проблемой, с которой в середине 80х годов столкнулись приверженцы технопопсового направления, оказалась способность управиться с огромнейшим числом всевозможных электронных приспособлений. В этом направлении в тогда установили себя два ответвления: представители первого из них использовали только электронику, а прочие пытаюлись скомбинировать синтезаторы, компьютеры и секвенcеры с классическими (скрипки, духовые) или традиционными для рока инструментами. Human League сначала относились к первому направлению и в этом скрывался определенный парадокс: ставший творческим духом группы Джо Каллис был очень техничным гитаристом, при сочинении песни отыгрывал ее на гитаре, а затем, невзирая на все трудности, перекладывал все гитарные приемы и риффы на синтезатор.

Именно гитара (а часто и бас-гитара) в руках Каллиса внесли свежую струю в звучание альбома Hysteria, сделала его более контрастным. Но звучание оказалось не единственным козырем группы на этом альбоме. Все песни, кроме одной (Rock Me Again and Again, соул Джеймса Брауна) представляли образец того, чем могла гордиться популярная музыка того вpемени. Выделялись отличный вокал Оуки, который во времена безоглядного копирования Дэвида Боуи (Саймон ЛеБон из Duran Duran, Марк Элмонд, группа Fixx и др.) смог внести в этот вокальный стиль много интересного; этот вокал, дополненный гораздо чаще, чем раньше, девичьим дуэтом, обеспечивал динамику новых песен ансамбля.

Гораздо больше внимания авторы ансамбля стали уделять текстам: теперь это свежие и небанальные зарисовки из будничной жизни молодых парней, маленькими шедеврами оказалась лирическая Louise, в которой нет и привкуса "сиропчика", либо драма безответной любви (I Love Too Much, Don't You Know I Want You), пародирующая банальные фразы. Сильнейшим контрастом являлась песня Lebanon с политическим содержанием, но без лишней выспренности, заимствовавшая свою лексику не с газетных страниц и не с транспарантов. Судите сами:

Грезы о временах,

Когда можно было дешево прожить на хлебе и вине,

И никто не мог мешать делить их с другим.

Но просыпаешься от рева ракет

Взлетающих неподалеку

И в голову приходит мысль

Что это уже не сон,

И что каждую минуту может прийти смерть.

Когда выходишь из лагеря защитить своих

И осмотреть мир вокруг, видишь:

Из окон бывших магазинов гремят выстрелы.

Уже две недели не живу дома

И бесполезно обращаться к полиции,

Ведь это настоящая война.

В сочинении лучших песен Human League принял участие и раньше недооцениваемый Адриан Райт, обладающий настоящим сдержанным английским юмором; он же оказался вдохновителем целой пестрой гаммы звуковых синтез-эффектов, а также автором ряда диапозитивов, помогавших группе в концертных выступлениях.

Во время подготовки лонгплея Crush ушли Райт и Каллис. Некоторые из композиций этого альбома принадлежат перу продюсеров Джема и Льюиса. Среди них песня Human, попавшая в Toр 10 в Англии и ставшая топпером в США.

Следующий их лонгплей Romantic? Встретился с холодным приемом.

Дискография:

  1. Reрroduction (Virgin 1979)
  2. Travelogue (Virgin 1980)
  3. Dare ((Virgin 1981)
  4. Hysteria (Virgin 1984)
  5. Crash (Virgin 1986)
  6. Romantic? (Virgin 1990)
  7. Love and Dancing (1993)

альбом Фила Оуки:

1. Рhil Oakey + Giorgiou Moroder (с Дж.Мородером) (Virgin 1986)