Gong

У этих лидеров жанра музыкальной космической фантастики был извилистый и трудный путь. Группа явилась результатом активности композитора, певца и гитариста Дэвида Оллена, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава и даже в эпоху своего расцвета представляла собой, по крайней мере, 7 отдельных коллективов, которые перемешивались и вступали во взаимодействие.

Австралийский битник, впервые приехавший в Англию в 1961 году, Оллен был одним из основателей группы Soft Machine. Вместе с Softs он отправился в свое первое европейское турне, но по возвращении у него оказался непорядок с паспортом и ему запретили въезд в Англию.

Оллен возвращается в Париж, где уже раньше занимался поэзией и имел связи в литературных кругах. До 1969 года он издал здесь несколько сборников стихов. Вместе с певицей Джилли Смит начал играть с различными гастрольными музыкантами. Отсюда и происходят два его первых альбома [A1] и [A2], выпущенные на фирме Byg Records, а затем в 1970 году было объявлено о создании группы Gong.

Альбомы [1] и [2] были заявкой о себе новой группы, в которую входили Джилли Смит, Кристиан Трич и Дидье Малерб (саксофон, флейта), а также ударник Пип Пайл, который ушел во время первого английского турне ансамбля и был заменен ориентированным на джаз Лаури Алленом. Басистом был Фрэнсис Моуз из группы Magma.

В это время Gong является одной из самых популярных групп, работавших во Франции, завербовавшей некоторое число поклонников и в Англии, благодаря импорту дисков и случайным концертам (как пример концертного выступления той поры - запись на выпущенном в 1973 году фирмой Revelation концертном сборнике Glastonbury Fayre).

С самого начала Gong стали исполнять очень сложные композиции, где в равной степени присутствовали элементы арт-рока, джаза, западноевропейского фольклора, фоном для которых служили эффектные синтезаторные импровизации. В текстовом отношении композиции "Гонга" представляют собой нечто среднее между поэзией битников и мифологией хиппи и по сей день являются одним из лучших образцом стихосложения в роковой музыке.

Главной заботой Оллена было придание блеска игре ансамбля, но желание удержать ее в максимальной удаленности от стиля варьете. Обладая отличным материалом, Оллен мог поступить так же, как и Кевин Эйрс: взять хорошего аранжировщика и сделать себе сольный альбом. Но Дэвид пошел иным путем, решив создать группу со своей философией и мифологией, вдохновленную идеями рока и фри-джаза. Оллен был абсолютным лидером группы, хотя и не обладал многими привычными особенностями этого амплуа. Он верил в творческую демократию и хотел оставить для нее место, сотворив группу с равномерно распределенной ответственностью.

Однако в начале 1972 года Оллен распустил группу и сосредоточился на композиторской работе, реформировав ансамбль в конце того же года вместе с контрактом с фирмой Virgin. В новом составе сохранили свои места Малерб, Смит, Лаури Аллен, Трич и Моуз, к которым добавились английский гитарист Стив Хиллидж и исполнитель на синтезаторе Тим Блэйк.

Этот состав записал альбом [3], после которого Оллен и Смит отправились в Испанию. Остаток группы назвал себя Paragong (хотя часто прикрывался и прежним названием и состоял в этот момент из Хиллиджа, Блэйка, Малеpба, новичка - ударника Пьера Мерлена, рожденного на Фиджи Майка Хаулетта) и гастролировал по Франции с весны, пока в него не вернулись Оллен и Смит. Упомянутый диск [3] явился первой частью задуманной Олленом трилогии "Радиогном-невидимка", до мельчайших деталей разрабатывающей тему низвержения с пьедестала героя.

Примерный сюжет этой трилогии таков: в [3] герой обнаруживает существование планеты "Гонг", а в конце пластинки с ним происходит что-то вроде раздвоения личности; в [4] герой прибывает на "Гонг", где встречает сверхлюдей, которые говорят ему, что он должен вернуться на Землю и попытаться создать там то, что он видел на этой планете; в [5] герой снова оказывается на Земле, но из-за слабости человека, все, что он организует, превращается в игру или хаос. Это для него большое разочарование, но он все же сохраняет веру.

"Трудно описать альбом группы Gong, который может оказаться менее глубоким, чем кажется сначала - а кажется он почти откровением. Посудите сами, что сказать об альбоме, который являет собой смесь Magical Mystery Tour, творений групп Bonzo Dog Band, Colosseum, King Crimson или Th e Mothers? В лирике - смесь мистицизма, того-что-можно-понимать-как-заблагорассудится - сатиры, фантазии и эсид-рока. Комбинация мифологии (включая римскую Диану, вавилонскую Иштар, буддистских мифических существ и так далее), сексуальных намеков (одна из частей The Isle Of Everywhere несет подзаголовок "Делай глубже"), наркотиков (P.H.P. - аббревиатура ходовой травки), джаза и так далее. Тем не менее, это альбом, с четко очерченной концепцией, с несомненными доводами за такой эклектизм - все эти мифы ведут к одному центральному мифу - истине - до которого нелегко дойти. Это набросок усилий главного героя раскрыть глаз своего внутреннего зрения, чему помогают "травка" и музыка ("Доктор Октава"), с переходом в нирвану самоуспокоения и самопознания. Но если герой замарает свой дух земными удовольствиями и прагматическим подходом к жизни, он никогда не получит билет на это чудесное путешествие.

В альбоме есть масса привлекательных мест, их просто трудно перечислить. Пленительные лирические открытия, постоянные изменения в текстуре, ритмических фигурах и тональных центрах в музыке. Вряд ли он попадет в коммерческие двадцатки, вряд ли он будет признан только очень узким кругом ценителей. В нем только музыка и идеи, интеллигентные без сюсюканья, остроумные без того, чтобы насмешить подростков, серьезные без намека на сахариновость.

[ Из рецензии на альбом [5] в журнале Down Beat ]

Для создания этих альбомов группа жила коммуной в маленьком домике за городом, проводя все время в непрерывном поиске. После выпуска последнего альбома трилогии Оллен отошел от активной музыкальной деятельности и отправился с Джилли на Майорку к своим детям.

Для объяснения ухода Оллена из группы можно выдвинуть много причин: определенная усталость от жизни с группой, завершение "Радиогнома-невидимки", но, пожалуй, уход его обуславливается главным образом музыкальными соображениями. Gong эпохи "Радиогнома" состоял из музыкантов, личности которых мало-помалу утвердились и у которых были разные музыкальные интересы. Именно это разнообразие, разумеется, и представляло силу группы. Но такая ситуация по самой своей природе неустойчива, особенно еще потому, что музыканты, незаурядные исполнители на своих инструментах, интересовались теперь только музыкой, а не словами и мифологией. Чувствуя это, Оллен, в натуре которого никогда не было желания навязывать свои идеи группе, ушел со сцены. Уже в период диска [5] он не играл важной роли в музыкальном плане, его участие ограничивалось главным образом текстами. Получалось так, что содержание, которое сначала значило очень много, было в конечном счете превзойдено музыкой. Забегая вперед, нужно отметить, что в диске [6] Хиллидж будет петь: "Не стоит говорить, если хотите понять, то слушайте музыку", а на следующей пластинке слов не будет вообще.

Естественной заменой Оллену казался Стив Хиллидж, который в духовном отношении был последователем бывшего лидера. Однако через короткое время оказалось, что лучшее время Хиллиджа было в альбоме [5] и развитие группы не выходит за рамки подражания. Следующий, более принципиальный переход был осуществлен на диске [6]. Но до него состав группы претерпевал ряд изменений. Дважды уходил из группы Пьер Мерлен; в первый раз его заменил Билл Брафорд сразу же после распада ансамбля King Crimson, a во второй - Брайен Дэвисон, ранее из Nice и Refugee. С помощью членов группы Gong записывает свой сольный альбом Стив Хиллидж и в конце 1975 года уступает в ансамбле свое место Алану Холдсуорту.

Продюсером диска [6] оказался Ник Мэйсон из Pink Floyd, что обусловило резкое повышение качества готовой звуковой продукции, которому теперь члены группы придали особое значение. Дэвид Оллен признался, что ему из этого альбома понравились только два отрывка, и вообще сравнил развитие "Гонга" с Soft Machine, которая начинала как психоделическая группа, но позже превратилась в ансамбль, исполняющий сильно урезанный и гладенький английский джаз. В записи этого альбома приняли участие музыканты, раньше сотрудничавшие с группой: француженка Мирей Бауэр, игравшая на ксилофоне и ударных еще на сессиях по записи дисков [4] и [5]; скрипач аргентинец Жорж Пинчевски, помогавший группе в их английском турне 1975 года, а клавишник Патрик Лемуэн, тоже француз, играл на джем-сессиях с группой в Страсбурге в 1973 году.

Состав этот довольно быстро распался и образовался новый коллектив, включивший в себя, среди прочих, Мерлена, Бауэр и новичка Бенуа Морлена. Они выпустили неудачный диск [7], сплошь построенный на штампах джаз-рока.

Затем в ансамбле вновь приходят значительные изменения. В своем лучшем составе: Оллен, Малерб, Мерлен, Блэйк и Хиллидж они собрались в мае 1978 года на "воссоединительный" концерт. Хотя эта акция позволила музыкантам решить часть проблем прошлого и привела к появлению нового великолепного альбома [8], однако соперничество двух заинтересованных фирм грамзаписи - Virgin и Tapioca - быстро отравило атмосферу согласия. С этого момента каждый из музыкантов, составлявших гордость старого "Гонга", повел свое дело. Прежнее название использовала как группа Пьера Мерлена, так и новый ансамбль Дэвида Оллена.

Состав Pierre Moerlen's Gong явился наследником группы времен дисков [6] и [7]. В него вошли, кроме Мерлена, Мирей Бауэр, Бенуа Морлен, 18-летний исполнитель на конге Франсуа Хосе, а также американский басист Хенни Роуи, который отлично сыгрался с ударными Мерлена. Группа уже не жила совместно, но по-прежнему вела свои дела с фирмой Arista. После выпуска первого альбома Мерлен еще больше консолидировал свое положение лидера, взяв на себя всю композицию, аранжировку и работу продюсера, играя к тому же не только на ударных, но и на вибрафоне, клавишных, синтезаторе и, даже, на втором альбоме попробовал себя как вокалист. Для записи этого диска (M2), как и для предыдущего, он пригласил многих знаменитостей: Стиви Уинвуда, Мика Тейлора, Дидье Малерба, Майка Олдфилда, которому Пьер помогал в записи альбома Incantations и отметившему здесь своим талантом значительную часть титульной композиции. Сама же группа Gong осталась почти стабильной, только Мирей Бауэр ушла в Editor Speciale, а ее заменил Росс Рико, который довольно хорошо вписался в стиль ансамбля. Но если диск-предшественник был наполнен кипящими идеями, выставляя напоказ неистовство и упоение молодости и, казалось, нащупывал свой будущий путь, то в альбоме [M2] весь этот жанр заключен в более спокойные рамки, а сам Мерлен больше не пытался расцветить свою музыку техническими достижениями, что сделало диск менее выразительным и менее насыщенным.

В 1980 году по взаимному согласию группа была распущена , и ее название было изъято из употребления. Тем не менее для своих концертных выступлений это название употребляла команда анархокосмического джаз-рока Here & Now.

После периода неактивности в 1986 году Gong резко обновили свой состав и выпустили альбом (M6). Но в основном их деятельность ограничивалась эпизодическими выступлениями на бесплатных фестивалях и тусовках.

Дэвид Оллен после своего выхода из группы вел более или менее уединенный образ жизни на Майорке, с испытанными музыкантами записал два альбома [A3] и [A4], напоминающие своей акустической простотой его первые произведения. На альбоме (А5) с Олленом сотрудничает испанский фламенко-гитарист Хуан Библиони; на этом альбоме можно также слышать ударные Виктора Перайно (позже в Kingdom Come) и скрипку. Диск (А7) записан под ярлыком New York Gong с участием Билла Ласвелла и Криса Катлера - в этой смеси джаза и рока, часто заставляющей вспомнить Henry Cow, можно восхититься по-прежнему причудливой лирикой Дэвида и узнать гитару Фреда Фрита. С 1982 года Оллен почти семь лет провел на родине в Австралии. Вернувшись в Европу, возобновил музыкальную деятельность. Альбом (А13) - коллекция звуковых пейзажей, напоминающих Metal Machine Music Лу Рида, а диск (А14) содержал нереализованные записи предыдущего десятилетия.

Виртуоз Малерб, прошедший через все гонго-эпопеи, начиная с разнузданного безумия первых дней группы и кончая холодной и спокойной мудростью дисков [6] и [7], отметил своим влиянием все эти этапы. Прежде чем заняться роком, он работал в джазе и индийской музыке. После распада группы в 1977 году он примкнул к трио импровизаторов, играл на майском концерте "Гонга", а затем Дидье присоединился к ансамблю Bloom, исполнявшему лишенную воодушевления и какой-либо оригинальности разновидность джаз-рока.

Тим Блэйк, великолепный исполнитель на синтезаторе, вершил свою музыку один, а на сцене своими лазерами ему помогал творить светошоу "Хрустальная машина" Патрик Уорренер. В плохие для "Гонга" времена вместе с некоторыми другими членами ансамбля он работал в команде Clearlight Symphony. После распада Gong он выпустил два сольных альбома с электронной музыкой, напоминающей Tangerine Dream , и с оптимизмом смотрел в будущее. Позже связал свою судьбу с Hawkwind.

Творчество Gong оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаз- и авангардного арт-рока.

О дискографии: кроме вышеупомянутого альбома Glastonbury Fayre, музыку группы Gong можно услышать на двойном диске Greasy Truckers: Live At Dingwalls Dance Hall (1974) и альбоме Дэмила Херэйя (1971). Диск [1] был переиздан отделением Caroline фирмы Virgin в 1974 году, так же как и альбом Оллена [A2] в 1975 году.

Дискография:

Gong

  1. Camembert Electrique (Big 1971)
  2. Continental Circus (Big 1971)
  3. The Flying Teapot (VRG 1973)
  4. Angel's Egg (VRG 1973)
  5. You (VRG 1974)
  6. Shamal (VRG 1976)
  7. Gazeuse! (VRG 1977)
  8. Vive Gong/Gong est Mort (Tapioca 1977) OO
  9. Live! (Tapioca 1978) OO
  10. Floating Anarchy (CHL 1978)
  11. Wingful of Eyes (записи 1975-8 гг) (VRG 1988) A/B:2
  12. Live au Bataclan '73 (1990)
  13. Live at Sheffield '74 (1990)
  14. Live 1990 (Demon 1991)
  15. The Owl and the Tree (MGN 1992)

cборники:

  1. Gong Maison (1989)
  2. The History and The Mystery of Planet G**g (MGN 1993)

Альбомы группы Pierre Moerlen's Gong:

  1. Leave It Open (ART 1977)
  2. Expresso 2 (ART 1978)
  3. Downwind (ART 1979)
  4. Time Is The Key (ART 1979)
  5. Moerlen's Gong Live (ART 1980)
  6. Breakthrough (ART 1986)
  7. Second Wind (Line 1989) A:1/2

Сольные альбомы Дэвида Оллена:

  1. Magic Brother, Mystic Sister (Big 1970)
  2. Obsolete (Shandar 1970)
  3. Banana Moon (Shandar 1971)
  4. Good Morning (VRG 1976)
  5. Now Is The Happiest Time Of Your Life (CHL 1977)
  6. N'existe Pas (CHL 1979)
  7. About Time (под ярлыком New York Gong) (CHL 1980)
  8. Dividedalienplaybax-80 (CHL 1980)
  9. The Death Of Rock & Other Entrances (Shanghai 1982)
  10. Alien In New York [EP] (CHL 1983)
  11. Don't Stop (Shanghai 1984)
  12. Australia Aquaria (Demi Monde 1990)
  13. Seven Drones (VPR 1990)
  14. Long Lost Songs - The Australia Years (VPR 1991)
  15. Live 1963 (1994) H:3
  16. She Made the World (с группой Mother Gong) (VPR)
  17. Magic Brother Live 1991 (с Дж.Кларк)
  18. El Alins's New Wave (CHL)
  19. Invisible Opera Company (VPR)

Сольные альбомы Дидье Малерба:

  1. Bloom (1979)

Диски группы Джилли Смит Mother Gong:

  1. Gilly Smith Mother (1978)
  2. Fairy Tales (1979)
  3. Robot Woman (1981)

  4. Robot Woman 2 (1982)

Aльбомы Тима Блэйка:

  1. Crystal Machine (Barclay 1978)
  2. New Jerusalem (Barclay 1979)
  3. Live Music of Tim Blake (VPR)
  4. Magick (1991)