Анкеты читателей журнала Melody Maker в середине 70х годов - время расцвета арт-рока - постоянно называли группу Genesis среди самых лучших в Англии и во всем мире. Так же высоко ценились и члены ансамбля. Так, в 1977 году Фил Коллинз был вторым на ударных и шестым как вокалист, Тони Бэнкс - третий на клавишных, как и Стив Хакетт среди гитаристов.
Успех группы был тем более ценен, что после кругосветных выступлений они часто выступали в Британии, не кокетничая уклонениям от налогов гастролями в Калифорнии, Франции или Швейцарии.
Их альбомы той поры не продавались так хорошо, как диски ELP или Led Zeppelin, в тираже достигая 200,000, реже более.
Они оказались чуждыми какой-либо мании, их никогда не обожествляли поклонники, и вообще, тогда они были известны лишь своей публике.
Они не относились ни к новой, ни к старой волне, не имели ничего общего с блюзом, да и их принадлежность к року остается под вопросом. Их композиции овеяны литературным вдохновением, тонко выработанными музыкальными структурами, "которые простираются от убедительного до претенциозно-тяжеловесного" (Fonograf Recording). В отличие от групп Yes и ELP, с которыми их чаще всего сравнивали, Genesis никогда не поправляли своих дел серьезной музыкой или ее имитацией, играя лишь свои оригинальные творения.
Альбомы Genesis привлекали внимание с первого взгляда своим изобразительным решением, картинами, навевающими атмосферу сказочных историй, особенно британских авторов Льюиса Кэррола и Джона Китса. Сама музыка группы, при всей ее мелодичности и дивной пленительности, для многих оказалась твердым орешком. Но именно многообразие и являлось главным козырем ансамбля, хотя в самом начале карьеры эта их "скрытая песенность" серьезно затрудняла им жизнь. Тогда группа называлась Anon, а ее участники - вокалист и флейтист Питер Гэбриэл, гитарист Энтони Филлипс, клавишник Тони Бэнкс, гитарист и басист Майк Резерфорд и ударник Роб Тиррел - учились вместе в школе. Было им по 16 лет, и они безуспешно пытались выдвинуться своими сочинениями. Школа эта - Чартерхауз Паблик Скул - очень высоко котировалась в системе английского образования, и далеко не каждый родитель мог позволить себе послать туда своего отпрыска на учебу. Уже в этом было принципиальное отличие фундамента группы - в отличие от прочих знаменитых ансамблей, где тон задавали выходцы из рабочего класса и мелкобуржуазных семей, образование и интеллект у Genesis были на высоте.
В те стародавние времена их объединила общая склонность к сочинению стихов и песен, и именно стихотворчество, наряду с театральностью, долго оставались главными козырями группы. Меньше других, согласно утверждению Гэбриэла (особенно меньше Yes) они испытывали желание демонстрировать свою музыкальную технику. Именно с целью популяризации своих песен после школы они занялись пополнением своего музыкального образования и увеличили состав на ударника Джона Мэйхью. Поначалу они совершенно не преуспели в выполнении своих задач, и лишь когда на школьном вечере объявился Джонатан Кинг, знаменитый певец, продюсер и музыкальный делец, ребята вручили ему катушку с записями своих песен. Восторга особого от прослушивания Кинг не испытал, однако почуял в их музыке нечто оригинальное. Вскоре он забрал записи в лондонскую фирму Decca, и в 1967 году эта фирма выдала сингл Silent Sun, годом позже другой, A Winter's Tale, а еще через год - альбом. Придумали себе новое название, Genesis, однако, когда узнали, что в США есть группа с тем же ярлыком, сменили свой на Revelation. Когда американский Genesis распался, обо всех этих изменениях напоминанием осталось лишь название альбома [1]. Совпадая названием с первой и последней библейскими книгами, вполне квалифицированный диск явил собой образец изысканности - но внимание слушателей привлекла лишь мелодия Una Paloma Blanca.
Уже никто не помнит, что Кинг был наставником и продюсером их первого альбома. После трех лет напрасного ожидания успеха он отступился от них, испугавшись слишком затянутой и повествовательной манеры выступления группы. Ему казалось, что ансамбль скорее добьется успеха на песенной стезе.
Времена были трудными. Концертные разъезды группы с самой скромной аппаратурой ограничивались лишь ближайшими окрестностями. Получали за выход сначала 600 фунтов стерлингов, потом немного больше. Странная музыка, манера выступления и оформления альбомов не могли привлечь роковых фанатиков. Некоторое время они балансировали на грани распада, но затем кое-кто обнаружил к ним интерес - включая Гая Стивенса, позже продюсера Mott The Hoople, и группу Moody Blues, которые подбросили идею о совместной работе с только что открытой ими фирмой Threshold, но все это было несерьезно. Тесные контакты установились лишь с Тони Стрэттон-Смитом, директором небольшой компании Charisma, где они трудились без малого полтора десятилетия.
Альбомная премьера на этой фирме готовилась весьма тщательно. Выбравшись из Лондона в деревню, на деньги, полученные в залог, они сочиняли и аранжировали тексты, а в студию явились с полностью подготовленными текстами и полным представлением о звуке. Эта детальная подготовка организации записи альбома сделала возможным выпуск диска [2] и вообще стала характерной для творчества группы, проявившей себя в те времена скорее текстами, чем инструментовкой.
Альбом этот ("Нарушение границы") - пластинка довольно неровная и сумбурная, но через несколько лет Тони Бэнкс назовет этот диск "самым большим шагом вперед, сделанным когда-либо в нашей карьере". Действительно, на этом лонгплее, правда, в эскизной форме, просматриваются достоинства, которые Genesis будут развивать в последующем десятилетии: динамичная музыка балладного склада с широким использованием английского фольклора, но очень структурированная и без импровизационного риска; полная света, тепла, изысканных ритмов, с тонкими интонационными нюансами и волшебно-сказочной лирикой, которая выпевалась шепотом, криками, а то и ступенчатым речитативом. Отдельные номера альбома были очень неплохими: ритм-энд-блюзовая композиция Somebody For Looking, песня Stagnation - в ней впервые слышен звук оригинальной 12-струнной гитары, прекрасное соло Бэнкса на органе, отличная песня The Knife, с которой Genesis имели успех в своем дебюте в Лондоне, в зале "Надзвездный" Ронни Скотта. Однако исполнительское мастерство участников оставляло желать лучшего - ритм-секция выглядела неуверенно и не могла создать прочного фундамента общему звучанию.
В начале следующего года из группы уходят Мэйхью и Филлипс, который, закончив университет, предпочел работу преподавателя музыки. Лишь много позже он вернулся в музыку с сольными альбомами.
Дело поворачивалось плохо. Ничем не помогло телевизионное выступление в программе "Диско 2".
Их третий альбом (3) был построен на использовании мотивов популярных детских песенок, переработанных в меланхолических тонах со специфическим "черным" юмором. Уже тогда тексты у группы несли основную смысловую нагрузку. Песня у Genesis почти всегда - драма, иногда сон, а иногда - реальная история, представленная совершенно в сюрреалистическом духе, часто с лирической хрупкостью, как в Dusk на диске (2), часто с юмором, как описание на лондонском жаргоне смертельной схватки волка с лисой в песне White Mountain с того же диска. А на альбоме (3) песня Musical Box повествует о девочке, играющей в крокет головой восьмилетнего Генри, в композиции The Return Of The Giant Hogweed рассказывается о сорняке, непрерывно растущем и поглощающем всю страну. Творчество группы становится подчеркнуто английским, так же как и у современных им Kinks или Доновэна.
Альбом оказался первым, записанным в их знаменитом составе: Питер Гэбриэл (13.09.50), Энтони Бэнкс (27.03.50), Майк Резерфорд (02.10.50), а также новички - ударник Фил Коллинз (30.01.51) и гитарист Стив Хакетт (12.11.50). До их прихода Genesis некоторое время играли втроем. Коллинз раньше работал в группе Flaming Youth, с музыкой знаком с юных лет и проявил себя также в качестве актера исполнением роли Артфула Доджера в мюзикле "Оливер". Образцами для юного Фила были Харольд Джонс из биг-бэндового ансамбля Каунта Бэйси, а позже Билл Брафорд, Бадди Рич, Билли Кобэм и Джон Бонэм.
Стив Хакетт пришел через три месяца после Коллинза. Интеллектуал-одиночка из Кенсингтона, поклонник Баха, Скарлатти, Альбинони и King Crimson уже два года пытался найти применение своим талантам. Перед Хакеттом гитара у Genesis была скорее фолковая, и смысловое звучание оказывалось у этого инструмента недогруженным. В новом составе романтические интонации в музыке Genesis окончательно упорядочились и закрепились ритмическим битом. Так же, как и каждый в группе, Хакетт не солировал, выделяясь звучащими вполголоса мелодическими интермеццо, унисонным звучанием с органом и нежными звуками испанской и 12-струнной гитары. А когда Genesis купили меллотрон, который стал в их музыке опорным инструментом, Хакетт подчинил свою гитару общему звучанию. Потому-то так часто говорят о его "негитарном" тоне.
Мощные ударные Коллинза придали уверенность игре остальных музыкантов, а мастерство Хакетта и его приверженность к электронному звучанию привнесли в музыку некоторую утонченность. Симфо-рок Genesis продолжал строиться на волнующей, полной мелодрамы и контрастов лирике, с прочувствованными соло меллотрона. В музыке зазвучали "классические" регистры органа; как бы соревнующиеся между собой неожиданные взлеты и падения динамики, тембра и ритма - все это слушалось весьма эффектно.
Еще перед выпуском альбома [3] группа была вся в долгах. Упомянутый диск, а также серия последующих гастролей - в июне 1972 года во Франции, большое турне зимой того же года в родной Англии, увенчанное концертом в знаменитом театре "Рэйнбоу", - упрочили благоприятное впечатление. Но только выпуск альбома [4] помог группе избавиться от долгов и шагнуть в статус суперзвезд, чему способствовали восхищенные рецензии во всех музыкальных изданиях, оды чарующей личности Гэбриэла и все возрастающий интерес в США.
Питер, безусловно, был душой группы - со своим пластичным голосом, напоминающим Роджера Чэпмена из группы Family, со своими волнующими, нереальными микроисториями, вплетенными в продолжительные песни, великолепной, совершенно свободной и одушевленной речью между мелодиями, стилизованным поведением, меняющимся от номера к номеру. Он был отличным актером с тысячью масок - старика, национального героя, лисы, цветка, монстра и многих других - все умел Гэбриэл носить и связать их с музыкой. Причем он никогда не переступал границ хорошего вкуса и не пользовался такими сомнительными находками, как гильотина, змея или сексуальные игрища с куклами, как Элис Купер или Дэвид Боуи.
Вся система их театрального выступления также подгонялась под музыку и потрясала воображение зрителя - "настоящий театр с почти постоянной сменой событий" (Melody Maker), световые эффекты, безумные движения при ультрафиолетовом облучении - при этом их лица, казалось, парили в черной пустоте - непременная смена поз и костюмов. Genesis оказались первым ансамблем, который синхронизировал музыку и сюжет одной мизансценой. Предвестник...
Упомянутый альбом [4] содержал две композиции из числа лучших, записанных группой - Watcher Of The Skies, и Supper's Ready, сюита о шизофреническом раздвоении личности, которая живет в реальности и в мире фантазий. Этим альбомом они отметили свой дебют в английских списках, а в итальянских списках диск продержался несколько месяцев.
Осенью 1973 года в свет выходит великолепный диск [6], который содержал первый английский хитовый сингл группы I Know What I Like и вызвал бурю восторгов в музыкальной прессе. Вот что писал, например, о мелодии Cinema Show рецензент издания New Musical Express: "Она включает в себя вереницу мастерских риффов и музыкальных фраз, каждая из которых занимательна настолько, что из нее могла бы получиться небольшая роковая баллада, тем не менее, после 8-10 тактов в ней наступает какая-то неразбериха и Фил Коллинз начинает ударными рассекать темп и бросает своих партнеров в струю интереснейших и спорадических структур, которые, казалось бы, ничего общего не имеют с содержанием произведения. Но уже в мгновение новый замысел становится привычным и ясным даже для тех, кто уже свыкся с авторскими намерениями".
Изменились и тексты песен. Оттеснив сказочную символику первых альбомов на второй план, Genesis теперь пели о лживости и лицемерии современного мира, о тех социальных контрастах, которые характерны для нынешней Британии. Весь альбом (6) - гротескная картина общества потребления, в котором процветают мафия, рэкет, где битвы гангстеров за место под солнцем происходят прямо около твоего дома: "открой окно и увидишь сам".
Затем ансамбль вылетел в США, где в каждом городе приходилось покорять публику, такую трудную для многих английских групп. Домой они вернулись под сильным впечатлением от поездки и сразу же записали одно из своих самых замечательных и интересных произведений. Появление работы, которая соединила в себе все творческие достижения ансамбля и стала вершиной его музыкальных и поэтических поисков, выглядело совершенно закономерным. Двойной альбом [7], ("Заклание агнца на Бродвее") - рок-опера, созданная, по мнению многих, под сильным влиянием "Томми" Питера Тауншенда, описывающая путешествие американского хиппи по нью-йоркскому "дну", приведшее его к гибели. Альбом вскрывал глубокие социальные противоречия современного американского города. Он полон воображения и острых находок. Для достоверности создаваемого образа Питер Гэбриэл даже пел на уличном жаргоне.
Зрелище по представлению "Агнца" было обставлено пышно, даже несколько претенциозно, хотя сочетание красок, света, музыки и сценических эффектов отточено здесь до совершенства. Сцена в дыму, в лучах прожекторов всех цветов радуги. Феерические декорации, заумные слайды, мгновенно сменяющие друг друга на трех гигантских экранах. Певец, загримированный под пуэрториканца и поющий: "Я вижу ужасное лицо войны над Нью-Йорком...". И музыка, заставляющая дышать аудиторию словно одним дыханием. Все это сочетание позволило критикам и поклонникам в один голос утверждать, что в области театрализованного представления Genesis достиг вершины, а журналист Брюс Мейлер в Melody Maker назвал коллектив "самым многообещающим ансамблем со времен Beatles".
Альбом [7] оказался последним, записанным группой вместе с Гэбриэлом. В конце 1975 года после волны околомузыкальных слухов лидер и вокалист, который и был, собственно, группой Genesis в глазах тысяч поклонников, так же, как и Пол Маккартни в Wings, объявил, что он уходит в сольную работу.
Большинство критиков в этот период поставило крест на дальнейшей судьбе ансамбля. Но Genesis посрамили скептиков, представ перед публикой в новом обличье - Фил Коллинз покинул стульчик ударника и с удивительной самоуверенностью взялся за роль ведущего вокалиста. Ставший результатом этой перестановки альбом [8] стал лучшим у группы и вызвал повсеместно восторженные отзывы, добившись признания анкетой Melody Maker лучшим диском года (и это несмотря на то, что несколько месяцев назад группу уже похоронили).
В музыке мало что переменилось - она осталась светлой, жемчужно переливающейся и звучащей как бы вокруг ликующего меллотрона, в верхнем регистре тесно сочетающегося с голосом Коллинза, весьма сходным с гэбриэловским. На обложке и в текстах песен диска - диккенсовские персонажи. На концертах Коллинз иногда пел от своих ударных, иногда стоя от микрофона, а в это время на ударных его подменял кто-либо из приглашенных музыкантов, иногда Билл Брафорд, иногда американский негр Честер Томпсон, работавший у Фрэнка Заппы и в Weather Report. И здесь музыка стала более выразительной и понятной, и Коллинз более сосредоточен на музыке, нежели на зрительных эффектах - новые черты можно найти на концертном двойном альбоме [10].
Ему предшествовал альбом [9], записанный в конце 1976 года на голландских студиях, который был недружелюбно встречен в критических и музыкальных кругах. Основанием для такого отношения послужила, пожалуй, схожесть этого альбома продукцией и исполнением с предшествующим [8], но он оказался менее контрастным и ярким. Впрочем, в ретроспекции в нем легко обнаружить и точность в звучании, и зрелую сдержанность - просто любому альбому было очень трудно стать успешным после A Trick Of The Tail. Особенно на альбоме [9] удалась первая сторона. Очень мелодичная психодрама Eleventh Earl Of May звучит, словно Battle Of A n Eppin Forest из [6], баллада Майка Резерфорда Your Own Special Way просто великолепна. Наиболее чудесная на альбоме All In A Mouse's Night рассказывает об истории уничтожения мышиной семьи с разных точек зрения: от испуганной пары людей на кровати, от сердитого кота и от несчастных мышат, живущих под полом...
Почти одновременно в продаже появился первый сольный диск Стива Хакетта с красивой работой его жены Ким Пур на обложке. Музыка Хакетта взяла много от классики, простираясь в звучании от мягкой средневековой Hermit до энергичной, выделанной под Уэйкмана Ace Of Wands, а также A Tower Struck Down. Прелестна Shadow Of The Hierophant, с привкусом Малера и с участием певицы Сэлли Олдфилд. Убедившись в обоснованности своих сольных претензий, Хакетт объявил о своем уходе из Genesis.
Все эти перестановки не могли не сказаться на творческом облике некогда сплоченного ансамбля. Прежде всего, Genesis отступил от социальной направленности в тематике песен (в ретроспекции эта ориентация ассоциируется с Питером Гэбриэлом), вновь вернувшись к символическим и абстрактным сюжетам. Но в коммерческом плане альбом (11) оказался весьма успешным. На его записи в студии на гитаре играл Майк Резерфорд, а в гастролях к группе подключался Дэрил Стермер, сотрудник Жан-Люка Понти.
С начала 1979 года группа практически свернула свою совместную деятельность, собираясь вместе только на сессии для записи сольных альбомов и работы над очередным своим диском [12]. Он мало добавил к творческому лицу группы, которая, как музыкальный коллектив, осталась цельной и интересной. Альбом посвящен взлету и падению поп-звезды, утрачивающей свои иллюзии в жестоком мире шоу-бизнеса. Кульминацией записи и ключом к пониманию ее содержания оказалась песня Guide Vocal, тема которой повторилась в финале.
В конце 1980 - начале 1981 года все члены ансамбля отметились выпуском своих сольных альбомов. Все они пользовались уважением прессы и устоявшейся аудитории Genesis, а диск Коллинза [C1] добился к тому же высоких и прочных позиций в коммерческих списках.
Бэнкс, Коллинз и Резерфорд практически не общались до сентября 1981 года, когда собрались в студии для работы над диском [13]. Этот альбом, равно как и следующие студийные (15) и (17), свидетельствовал о значительном изменении музыкальных привязанностей группы: ударные выдвинулись на передний план, звучание клавишных стало гораздо чище, ритмическая основа стала неоправданно тяжелой, балладные композиции превратились в обычные песни с многократным повторением темы, а общая направленность музыки стала напоминать "новую волну". Когда-то эфирный, словно невесомый, стиль Genesis теперь будто налился свинцом.
На этих альбомах стала заметной особенная роль Коллинза, вооруженного опытом своих сольных дисков: он оказался тем, кто привил группе необходимый апломб и смелость отказаться от нажитого капитала 70х годов. Сам Коллинз, маньяк-работоголик, побужденный к тому же к интенсивной работе личными проблемами, в частности, разводом, оставил свои обязательные арпеджио, стал играть фанки на манер Earth, Wind and Fire и использовать новомодную электронную перкуссию. То из 70х, что американские критики называли у Genesis претенциозностью, растворялось по мере того, как ансамбль переносил свои концерты со стадионов в относительно небольшие залы. Так и прошли успешные гастроли по Англии в 1980 и 1982 годах, увенчанные выступлением в лондонском клубе "Марки" и документированные отличным концертным альбомом (14). Последний показал, что за 14 лет на сцене Genesis не растеряли энергии и энтузиазма. Четвертая сторона содержала студийный материал.
Однако прежняя одухотворенность музыкантов, по мнению некоторых критиков, превратилась в искусственную экзальтированность, а мастерство - в изощренное штукарство. Кризис? Соотносительно с общим тогдашним уровнем роковой продукции - нет. Соотносительно с вершинами, покоренными группой в середине 70х годов - безусловно, да! Отдельные удачные композиции, как титульная и Who Dinnit? с альбома (13), Illegal Alien и Mama c диска (15), в начале 1984 года отметившаяся в верхней части практически всех мировых списков, титульная и In Too Deep c лонгплея (17), говорили не столько о выходе из художественного тупика, сколько свидетельствовали о незаурядной музыкальной сноровке.
Однако первые же после трехлетнего периода концертной неактивности гастроли ансамбля по Англии и Европе показали, что популярность группы совершенно не пострадала. В очередной раз они продемонстрировали умение находить контакт практически с любой аудиторией, продолжая на сцене делать главный упор на освещение, пытаясь динамикой его изменений придать ощущение движения неподвижным музыкантам.
Двадцатилетие существования группы немного изменило в ее привычках. Но результаты студийной работы становились все более редкими из-за многочисленных увлечений и обязанностей - продукция, кинематография, семьи новые и старые, мини-метро у Фила, лошади у Майка, кинематография у Тони - и, конечно, у каждого сольная работа. Но, когда тяга к общему студийному труду обуревала всех троих, они проводили там ежедневно куда больше 12 часов.
Хотя, согласно названию диска (18), танцевать они не умели, но в очередной раз оседлали списки с песней No Son of Mine. Теперь продюсером оказался Ник Дэвис, а в голосах сопровождения - семейные половины музыкантов. Как обычно, исключительная по качеству медленная песня (Ne v er a Time), впечатляет переживание о судьбе сына Эрика Клэптона (Since I Lost You); иронизирующая над рекламой титульная песня сменяется серьезной Driving the Last Spike.
Огромный коммерческий успех этого диска обеспечил не менее жаркий прием последовавшим затем "живым" и компилятивным альбомам.
Итак, усилиями прежде всего Коллинза, Genesis образца 80/90х годов оказались приемлемыми для поп-аудитории, а их синглы и альбомы получили постоянную прописку в списках. Привлекательность их концертов росла и росла, сделав их в итоге одной из самых желанных приманок для слушателей. Genesis добились новой, огромной аудитории, в которой даже оказались хиппующие члены королевской семьи. Единственными из "динозавров" техно-рока они пережили без коммерческих потерь великий ледниковый период жанра. Они остались выдающейся группой ценой, быть может, вычерпывания своего творческого потенциала. Но возможно и другое: уступки житейским соблазнам сыграли свою роль и направили ансамбль по пути творческого компромисса.
Сольные альбомы Стива Хакетта, выпущенные после ухода из ансамбля, обнаруживали постепенное ухудшение качества, что нашло свое отражение в стилистической пестроте, отсутствии идейного и артистического стержня. Впрочем, нужно признать, что качество записей, микширование которых было выполнено с помощью компьютерных устройств, (Хакетт явился одним из первых музыкантов в роке, применивших эту технику в студии) оказалось практически безупречным. Он работал в группе GTR вместе со Стивом Хауи.
Фил Коллинз оказался организатором одного из лучших английских джаз-роковых коллективов Brand X. Творения сольной карьеры Коллинза совершенно не напоминали его работы в Genesis и были ближе, скорее, к модифицированному соулу. Тем не менее, коммерческий успех его альбомов (C1), (C3) и ( C4) и многих синглов был огромен. Активно занимался продукцией, работал с Адамом Антом, бывшей певицей квартета ABBA Фридой, Джоном Мартином, Эриком Клэптоном и Филипом Бейли из EW&F. Выезжал на гастроли совместно с Genesis, Робертом Плантом и Клэптоном. Сочинял и исполнял музыку для фильмов, сам снялся в фильмах "Полиция нравов Майами" и "Бастор".
Первый гитарист ансамбля Энтони Филлипс вернулся в шоу-бизнес в начале 1977 года. В его обильной дискографии один альбом непохож на другой, музыка располагается в диапазоне от чисто британской прог-попсы через продолжительные оркестральные пьесы до электронных творений. Некоторые из них полностью составлены из инструментовок, на других поет Филлипс или приглашенные вокалисты - Фил Коллинз, Дэн Оуэн из Happy the Man, Дэйл Ньюмен и другие. Среди лучших альбомов - напоминающий ранних Genesis (Р1), равно как и поздний (Р14); они построены на звучании гитар, окруженном мини - оркестром. Более электрические альбомы (Р2) и облегченный (Р4) сделаны с помощью Джона Джи Перри (экс-Caravan) и Майкла Джайлса. Самый попсовый его альбом (Р7) (с участием Ричарда Скотта) местами поражает интеллигентностью звучания. Другая его работа со Скоттом (и с Моррисом Пертом на перкуссии), альбом (Р6), хотя в звучании опирается на клавишные, в целом вполне напоминает Олдфилда. Импрессионистическая синтезаторная музыка на (Р13) дополняется прекрасными гитарными пассажами Энрике Берро-Гарсиа. В таком же минорном ключе и с подобной инструментовкой решен диск (Р15), содержащий более короткие пьесы, в том числе предназначенные для телепередач. Очень спокойная и расслабляющая музыка звучит с альбома (Р16), выполненного скорее в стиле "нью-эйдж". Несколько особняком в творчестве Филлипса стоят великолепные диски (Р7) и (Р12) - первый из них является коллекцией гитарных дуэтов с Берро-Гарсиа, а второй составлен из фортепьянных инструментовок, записанных в период между 1971-1985 гг. На очень хорошем альбоме (Р17) доминируют минорные звучания акустической гитары и электроники, дополненные перкуссией и сопрано-саксофоном.
Примечания к дискографии Genesis: альбом [1] был переиздан в 1974 году под названием In The Beginning; в 1986 году - под названием When the Sour Turns to Sweet, в 1990 году на компакте под названием Genesis; диски [2], [3], [4], [6] были переизданы в 1975 году под названием Genesis Collection, vol.1 & 2.
Дискография:
Genesis
сборники:
видеофильмы:
библиография:
Сольные альбомы Стива Хакетта:
сборники:
Сольные альбомы Фила Коллинза:
сборники:
видеофильмы Фила Коллинза:
Сольные альбомы Майка Резерфорда:
с группой Mike & the Mechanics:
Сольные альбомы Тони Бэнкса:
Сольные альбомы Энтони Филлипса: