Eurythmics

Энни Леннокс родилась в шотландском рыбацком и портовом городе Абердине, который знаменит футбольной командой и давними поэтическими традициями. Отец Энни имел музыкальные интересы - как всякий правоверный шотландец играл на волынке. В детском возрасте Энни начинала играть на фортепьяно, позднее училась игре на флейте и мечтала, что станет знаменитой в серьезной музыке. В 17 лет, когда окончила абердинский женский колледж, захотела поступить в Королевскую музыкальную Академию и отправилась в Лондон.

Только вот мечты о концертных залах с публикой в наглаженных фраках и сверкающих платьях перестали занимать ее. Энни захотела стать певицей в популярной группе. Она многое сделала для осуществления своей мечты - оставила Академию, работала официанткой, продавщицей в книжном магазине, часто выступала в кабаре и высматривала себе группу, которая могла бы проявить к ней интерес.

Дэйв Стюарт на два года старше. Родился в Сандерленде и в семье никакого музыкального образования не получил. Быть может, из него вышел бы хороший футболист, но в 12 лет эта возможная карьера закончилась с серьезной травмой колена. Как позже говорил сам Дейв, "это был счастливый случай. Я лежал в больнице, и кто-то принес гитару. Поскольку бегать и даже ходить не разрешали, взялся за инструмент и долго учился на нем играть".

В 14 лет он попал на первый роковый концерт. От выступления группы Amazing Blondel пришел в такой восторг, что после окончания концерта тайком забрался в грузовик с аппаратурой, проехал в нем четыре часа, а когда грузовик остановился, спрыгнул, объявился перед музыкантами и попросил взять в группу. С помощью полиции Дэйв был отправлен домой, но уже через короткое время как гитарист предварял выступления ансамбля, набираясь такого нужного опыта.

Дальше его судьба была пестрой - играл все, от фолка через блюз до фанка. Основал и распустил группу Songdancer, играл с театральным ансамблем и пр.

В 1977 году судьбы Дэйва и Энни пересеклись с помощью сочинителя песен Пита Кумбза. "Это певица, которую можно слушать целый день и все время чувствовать мурашки на спине", - так представил Кумбз певицу Стюарту. При знакомстве Энни в сопровождении органолы напела Дэйву несколько песен, наполненных влияниями из классической музыки. Их музыкальное и личное сближение оказалось закономерным, и, расставаясь, они уже договорились о дальнейшем сотрудничестве.

В 1978 году они организовали группу Tourists. Выпустили на фирме RCA три лонгплея, один хитовый сингл I Only Wanna Be With You, объездили весь мир и в 1979 году распались. "Причиной краха проекта был, прежде всего, невыгодный контракт с записывающей фирмой, а также обычные финансовые махинации", - разъяснял Дэйв. Воспоминанием об этих временах является строчка их успешной песни Sweet Dreams: "Некоторые хотели тебя только использовать, а иные даже злоупотребляли".

Когда "Туристы" распались, перед Дэйвом и Энни выросла проблема - что же делать дальше?

"Своими выразительными возможностями нас провоцировал панк. В новом проекте мы хотели попытаться создать идейный и музыкальный противовес. Купили синтезаторы и начали творить нечто, соответствующее соединению музыки соул с современным инструментальным арсеналом. Часто приходилось репетировать даже в гостиничных комнатах: я пытался играть, Энни пела. Так и возникла концепция альбома Sweet Dream", - вспоминал Стюарт.

Новый и важнейший импульс для дальнейшей деятельности дуэта принесла встреча с сочинителем и продюсером Конни Планком. "Он внушил нам, чтобы мы все взяли в свои руки, рассчитывали только на самих себя. И таким образом можно снизить издержки, связанные с существованием многочленной группы, и вынудить себя к непрерывному труду и музыкальному прогрессу".

Их первый самостоятельный альбом In the Garden был записан в кельнских студиях. На этом простом и романтичном диске все было в порядке - отличная продукция, аранжировка, исполнение, были и обязательные хиты: фолк-роковая English Summer, иронизирующая над панком Belinda и навязчивая Never Gonna Cry Again, которая обозначила электронную ориентацию дуэта. Энни и Дэйв также обнаружили явную склонность к экспериментам, особенно в песнях Take Me to Your Heart и Sing Sing, равно как и в эмоциональной She's Invisible Now. По словам рецензента журнала Best, "это место поп-эксперимента, где Ummagumma встречается с Monkees".

Только этот альбом не стал событием на музыкальном рынке. Дэйв после серьезного повреждения в автоаварии и восьмимесячного пребывания в больнице во время выпуска этого альбома не имел возможности принять участие в необходимой рекламной компании и неизбежных для достижения успеха гастрольных выступлениях. Когда он вышел из больницы, закончились их интимные отношения с Энни, но они остались друзьями и, естественно, сотрудниками. Они сняли в Лондоне небольшую записывающую студию и приготовили на ней следующий альбом. "Мы привыкли заносить на магнитофонную ленту каждую мелочь и всякую деталь, которая приходила нам в голову. Были ли это пара аккордов, забавная музыкальная идея или просто ритмический отрывок".

На восьмидорожечной приставке они подготовили запись и при содействии Планка отправили ее на фирму RCA. Через несколько месяцев на прилавках магазинов появился диск Sweet Dream, а с ним и заслуженный успех.

Этот диск стал прорывом на широкую аудиторию и первые полосы музыкальных изданий. В музыкальном самовыражении здесь переплелись различнейшие временные и географические влияния, и эту смесь критики позже назвали "международным звуковым конгломератом". Основой успеха стала прежде всего совершенная и точная студийная работа, а поскольку при записи использовались новейшие электронные приспособления, дуэт стали относить к апологетам т.н. электро- или синти-попа. (Ни на одном турне они не использовали сопровождающей группы, обходились даже без ударника).

Альбом был построен на оригинальном материала (исключение составляла песня Wrap It Up из репертуара дуэта Sam and Dave), содержал два хита Love Is а Stranger и Sweet Dream и в целом слушался отлично. ("Думаем, что наш альбом станет одной из важнейших записей 19 8 3 года. Нас не устраивает делать то, что нам самим представляется недостаточно сильным", - Дэйв Стюарт). В каждом тоне, импрессионистическом плетении текстов, даже в изобретательном решении обложки подписалась рука мастера, отлично ориентирующегося в моде . Электроника использовалась умеренно и рассчитанно, отлично прослеживался вкус аранжировщика. В альбоме были песни с текстами, посвященными современным проблемам человечества. Отличной иллюстрацией всех достоинств дуэта стала песня Jennifer, баллада об утонувшей девочке, с модно обезличенным голосом Леннокс.

Леннокс, бесспорно, явила собой интереснейший тип современной певицы - одновременно хрупкая и грубая, выказывает то холодность, то кипящий темперамент. Ранящая и ранимая, страстная и терпеливая. Может петь как с бесстрастным видом сверху, так и с необузданной энергией.

Год 1983 был для дуэта особенно успешным. Энни в анкете Melody Maker была признана лучшей британской певицей, а вышедший в начале 1984 года диск Touch с прелестным рок-н-роллом Here Comes the Rain Again, мексиканской фиестой с великолепной ударной партией на Right By Your Side и фанковой Point а Rumour почти не уступал своему предшественнику. Вместе с ансамблями Wham, Aztec Camera и другими их пригласили для участия в популярном телесериале The Tube (выступление позже было издано на лонгплее), затем дуэт провел крупные английские гастроли. В результате Энни потеряла голос и была вынуждена обратиться к врачу.

В 1984 году дуэт смело пустился в область дальнейших экспериментов. Они сочинили и записали музыку к кинематографической версии дискуссионного романа Оруэлла "1984". "Наша музыка соответствует образам фильма", - говорил Дэйв. Самой успешной песней с изданного саундтpекового альбома стала Sexcrime, прочно державшаяся в начале 1985 года в T op 10. Жаль, что приходится только доверять обозревателям, утверждающим, что комбинация холодной электроники и голоса Леннокс отлично соответствуют видениям Оруэлла.

Забавна стилизация, с которой Eurythmics проводили свои концертные выступления. Энни часто одевалась в совершенно будничное платье, но впечатление особенности подчеркивал умело нанесенный грим, коротко остриженные и окрашенные в оранжевый цвет волосы. Сзади, весь в черном, стоял за клавишными инструментами Дэйв. За его серьезный вид и сценические манеры в прессе Дэйв получил кличку "сыча", а Энни - "морковки", понятно, за свою шевелюру.

В музыке и в жизни их прельщают противоположности. "В большую часть текстов наших песен мы вводим различнейшие контрасты,- толкует Стюарт. - Нам, например, нравится такой образ: на тротуаре лежит мелкая монета, а вокруг ходят люди в дорогих мехах. Или: самое сильное ощущение счастья и любви обязательно связано с виной или жалостью".

В 1985 году Энни приглашают для исполнения главной роли в фильме "Революция", очевидно, оценив по достоинству ее внутреннюю эмоциональность, способность сопереживания и неожиданную мимику. Перевоплотившись в рыжеволосую девушку двухсотлетней давности, Леннокс на редкость успешно справилась с ролью. Премьера фильма проходила в Лондоне в начале 1986 года, как раз в то время, когда уже третий подряд сингл дуэта с нового альбома Be Yourself Tonight оказался наверху списков.

Лонгплей этот - безусловно лучшая пластинка ансамбля. На ней нет неинтересных номеров. И так же безусловно, что самая яркая композиция альбома - вышедшая синглом песня This Must Bе Angel. Ни с чем не сравнимое чувство внутренней освобожденности смешивается в ней с неохватной гаммой цветов, тонов и эмоций. Необычный, меняющийся ритм, блестящая партия саксофона в финале и безупречный, будто не знающий никаких ограничений голос Энни отметили новую ступеньку в развитии ансамбля.

В песне Sisters Do It for Herselfs, которую Леннокс поет дуэтом с Эритой Франклин, Eurythmics пытались взглянуть на некоторые немаловажные проблемы окружающего мира. Например, как видно из обращения в ее названии - "сестры", на положение женщин. "Когда-то было время, - звучат слова, - когда считалось: позади каждого великого мужчины должна быть великая женщина. Теперь времена меняются. Мы выходим из кухонь...". Диском Be Yourself Tonight Энни создала образ более женственный, а оттого - сексуальный, но более строгий и менее ироничный, менее претенциозный и более стильный. Склонность Eurythmics к сюрреалистической упаковке своих песен не перебивала их эмоциональности. Упреков критиков в отсутствии вкуса не было...

1986 год - новый альбом Revenge. В нем меньше резковатости, внутреннего динамита и напористости. Мелодически он беднее своего предшественника, но порой в нем звучит снежная нежность. Коммерческий успех лонгплея был обеспечен предшествующим триумфом дуэта и гарантирован гастрольным турне. Бесспорная удача пластинки - песня Miracle of Love - оказалась лидером списков. Она отражала и новый лиризм, который открыл в себе ансамбль, не теряя при этом своего лица как некоего авангарда поп-музыки.

Не адресуясь непосредственно к этой композиции, Энни в интервью журналу Stern тем не менее ясно выразила свое отношение к сегодняшнему миру, видение которого - как призрачно может быть счастье! - в ней передала.

Общая идея, которой объединены альбом конца 1987 года Savage и синглы Beethoven и I Need а Man вряд ли случайна. Здесь главный образ песен - обманутая женщина, ставшая куклой. "Конечно, он необычный и гротескный, - поясняет Энни, - но некоторые аспекты моей женской судьбы в нем есть". В общем, Savage - очередная дань столь любимой дуэтом иронии, но в нем все больше прослеживалось личностное тепло певицы. Этот альбом Леннокс называет "самой мрачной работой, которую мы с Дейвом когда-либо делали. Но что касается текстов, то никакая другая пластинка мне не была так дорога и близка"...

На людях Энни все чаще стала появляеться без грима и косметики. "Все-таки я музыкант, а не манекенщица, - объясняла Леннокс, которая не разделяет свою жизнь и свои песни. - Eurythmics - это не профессия, а часть моего бытия".

Дейв и Энни в Северном Лондоне обзавелись самой современной студей. Когда не были заняты собственными проектами, записывали для приятелей и знакомых.

"Только теперь я чувствую, что счастлива, - говорила Энни в конце 80х. - И только благодаря опыту, которого набралась в пестрой своей жизни, из меня что-то вышло. Я долго добивалась признания и оценки собственной деятельности у разных людей, потому как у меня не хватало уверенности в том, что я смогу построить собственную судьбу. Теперь я в этом чувстве не нуждаюсь, я вижу, насколько переменчивы взгляды большинства людей. Моя собственная сила, - заключила она разговор с журналистом, - это самая лучшая сила, которую могу иметь".

В 1988 году их выступление на концерте в честь дня рождения Нельсона Манделы стало одним из самых памятных моментов этой акции; особенно удалась акустическая You Have Рlaced A Chill in My Heart, ставшая настоящим триумфом. Лонгплей We Too Are One, оставаясь на первом месте в британских чартах, стал самым их ярким коммерческим достижением.

В 90х годах почувствовали необходимость отдалиться друг от друга и занялись реализацией сольных проектов.

Дискоография:

  1. In the Garden (RCA 1981)
  2. Sweet Dream (RCA 1983)
  3. Touch (RCA 1984)
  4. 1984 (for the Love of Big Brother) (саундтрек) (RCA 1984)
  5. Be Yourself Tonight (RCA 1985)
  6. Revenge (RCA 1986)
  7. Savage (RCA 1987)
  8. We Too Are One (Arista 1989) A:3; AA-
  9. Revival (1989)
  10. Live 1983-89 (RCA 1993) OO D-

сборник :

1. Greatest Hits (RCA 1991)

фильмография:

  1. Sweet Dreams
  2. Live
  3. Savage

альбом Энни Ленокс:

1. Diva (RCA 1992) A:1

записи Дейва Стюарта:

  1. And the Sрiritual Cowboys (RCA 1990)
  2. Vegas (в группе Vegas с Т.Халлом) (BMG 1992) A:2
  3. Deeр Blues (саундтрек с Р.Палмером) (WB 1993)
  4. Lily Was Here (с К.Далфером) (RCA 1994)