Вся история группы связана с именем ее организатора, разностороннего сочинителя, певца и гитариста Джеффа Линна. Он родился 30 декабря 1947 года в Бирмингеме, Англия, сначала в 1966 году заменил певца Майкла Шеридана в местном ансамбле Nightriders, включавшем также гитариста Дэйва Причарда, басиста Грэга Мастерса и ударника Роджера Спенсера. Выпустив неудачный сингл, квартет сменил название на Idle Race. Уже на следующий год Линн стал ведущей личностью ансамбля, отвечая за звучание и направление, а также за песенный материал. Дебютный альбом обнаружил его мелодический талант и юмор; особенно выделялись композиции Follow Me Follow и The Skeleton and the Roundabout. Ко второму альбому влияние Линна в группе увеличилось еще больше, здесь он оказался и продюсером. Группа исполняла интеллигентную поп-музыку с примесью психоделики. Многие из лучших композиций Линна при прослушивании вызывали ассоциации с Beatles, но без цитирования или плагиата. К сожалению, весь потенциал ансамбля остался нереализованным из-за безразличия аудитории. Коммерчески выигрышные песни Come With Me и At the End of the Road, казалось, были обречены на успех, но хитами не стали.
В этих условиях, несколько раз отклонив приглашение перейти в группу Move, Линн в конце концов там и оказался в январе 1970 года, подразумевая в перспективе именно создание Electric Light Orchestra. Оставшееся трио, добрав к составу Майка Хопкинса и Рэя Коллэма (позже замененного Дэйвом Уолкером), записало альбом (I3), смесь прогрока с откровенной попсой, и в феврале 1972 года распалось. Для Move Линн написал сингл Do Ya (на обратной стороне песня California Man), который оказался успешным в США и стал залогом будущих успехов ELO.
Последний коллектив к концу 1971 года состоял только из Вуда, Линна и ударника Бева Бивена и изначально был задуман как ансамбль, функционирующий параллельно Move и принимающий эстафетную палочку оркестрального рока от недавно распавшихся Beatles, создавших в этом ключе I'm the Walrus и Strawberry Fields Forever. Альбом (1) с весьма смелыми творческими концепциями записывался на экспериментальной студии фирмы Harvest и вышел только через два года после распада Move. В порядке эксперимента музыканты добавили в обычный инструментальный расклад еще и виолончель, гобой, фагот и кларнет. Альбом было довольно удачно распродан, а песня 10538 Overture из него в июне 1972 года попала в списки. В это же время группа начала и сценические выступления в Лондоне, в которых, помимо трех основателей, приняли участие виолончелисты Хью Макдоуэлл, Майкл Эдвардс, Эндрю Крэг, пианист Билл Хант и скрипач Уилф Джилсон. С тех пор проблема аппаратуры и технической стороны звучания смычковых инструментов стала главной в деятельности группы.
Когда Вуд, забрав Макдоуэлла, отправился создавать ансамбль Wizard, многие уже видели конец Electric Light Orchestra, хотя Вуд во время своего ухода вполне доброжелательно заявил в прессе, что такой талантливый музыкант, как Линн, вполне мог бы вести за собой целую группу. Линн и Бивен отмобилизовались и сколотили команду, состав которой являл собой крайне странную коллекцию то ли роковых, то ли классических музыкантов, хотя музыка, которую они исполняли, не представляла из себя в чистом виде ни того, ни другого. Трое из девяти участников состава, записавшего диск (2), ранее были членами Лондонского симфонического оркестра.
Альбом этот был выпущен в феврале 1973 года и в целом вызвал индифферентную реакцию. На нем было заметно, что Линн несколько уменьшил удельный вес звучания смычковых , и первая же из записей, выполненная в новой манере, смелый парафраз знаменитого рок-н-ролла Чака Берри Roll Over Beethoven, принесла ансамблю самый значительный успех в мировых списках. В третьем альбоме (3) роль смычковых была еще более занижена, результатом чего явилось создание таких очаровательных рок-н-ролльных композиций, как Ma-Ma-Ma-Ma-Belle. Затем на альбоме (5) звук смычковых оказался совершенно утопленным в полифоническом звучании 20-членного оркестра. К этому моменту музыка ELO представляла собой причудливый калейдоскоп ярких мелодий, превосходно аранжированных под классику средствами симфо-рока. Хит-парадные бестселлеры Evil Woman, Showdown, Strange Magic, Nightrider продолжали стабилизировать репутацию группы, однако критика к богатым и размашистым творениям Линна отнеслась скептически, усмотрев в них заимствования из Beatles, 10cc и даже Дилана. Все это в язвительной форме излагалось в рецензии New Musical Express на альбом (7), в которой была отмечена только песня I Can't Get It Out of My Head.
Очень приветливо отнеслись к ансамблю в США, где каждый их альбом, начиная с (5), становился "золотым" и где ELO совершили гигантское турне. "Живая" пластинка (6) была записана на концерте в Лонг-Бич в 1974 году, а фэны в Англии удовлетворили свои потребности только импортной продукцией.
В этой спорной ситуации в сентябре 1976 года на прилавках появился самый важный и самый лучший диск группы (8) (в названии заложена игра слов - оно может быть переведено и как "запись из Нового Света" и как "новый мировой рекорд"). В создании диска, кроме составлявших в последнее время костяк группы Линна, Бивена, вернувшегося из Wizard Макдоуэлла и виолончелиста Мика Камински, приняли также участие клавишник Ричард Тэнди, басист Келли Граукат и виолончелист Мелвин Гэйл. Дирижер оркестра - Луис Кларк, авторство всех песен принадлежало Линну. "Наконец-то классическая запись группы", - так приветствовал успех диска Melody Maker. Альбом этот окончательно сломил холодность британской публики и критики. В США было продано более двух миллионов экземпляров. Очень успешно на сингловом рынке разошлись четыре песни из этого альбома - Livin' Thing, Rockaria, Do Ya и Telephone Line. Звучание смычковых - больной для группы вопрос - в этой записи звучало предельно естественно и в то же время совершенно характерно. Необычные смены ритма вместе со стандартными ритм-энд-блюзовыми риффами составили главное очарование песни Livin' Thing или оперной пародии с "колоратурным сопрано" Rockaria. Опять не обошлось без влияния Beatles: песня Telephone Line напомнила о лучших балладах Пола Маккартни.
Альбом этот явился высшей точкой для ELO, музыку которой Линн сделал экспериментальной и мелодичной, необычной и прозрачной.
В своих выступлениях ELO интересно использовали всяческие технические и световые эффекты. Над сценой, как марка, ярко светились как будто подвешенные в воздухе три огромные буквы, составляющие аббревиатуру названия ансамбля.
В дальнейшей их работе доминировали две тенденции - сокращение численности состава и стерилизация музыки, делающая последнюю, с одной стороны, яркой и технически завершенной, а с другой - безэмоциональной и незапоминающейся. В звучании стали отчетливо прослеживаться ритмы диско - в полном соответствии с канонами этого стиля был записан лонгплей (10). Все диски, начиная с (11), занимали высокие позиции в списках. Альбом (12) - записанный совместно с Оливией Ньютон-Джон саундтрек к одноименному фильму.
В условиях кризиса Линн в 1983 году распустил группу, которая через три года была собрана вновь в составе: Линн, Камински, Бивен, Тэнди, Гейл и Граукат. Записав альбом (14), очень напоминавший их лучшие диски, группа вновь свернула свою активность без официального объявления о распаде. Лишь в 1987 году стало известно, что Бивен покидает ансамбль. Линн же сконцентрировал свои силы на записи чужих дисков, в частности, прекрасным и современным звучанием альбом Джорджа Харрисона Cloud Nine обязан именно ему.
В 1988 году Джордж Харрисон захотел записать еще один сольный альбом и пригласил в продюсеры Джеффа Линна. Подходящим для репетиций оказался только гараж Боба Дилана, куда по - соседски в ближайшие дни частенько заглядывали Рой Орбисон и Том Петти. Это замечательное сочетание звезд решило развлечься , и результатом вместе сольника Харрисона стал великолепный дебют нового ансамбля Traveling Wilburys. Выпущенный диск добился огромного успеха, долгое время продержался в первой тройке американских списков и стал одним из лучших достижений в творческой карьере каждого из составляющих квинтет членов. Следующий альбом был выпущен уже после смерти Орбисона с названием, запутывающим энциклопедистов , и добился таких же аплодисментов. Группу очень сильно склоняли на гастроли, но музыканты сумели устоять от соблазна, оставив за собой возможность совместной работы в будущем. Их можно назвать последней из великих супергрупп.
В 1991 году Бивен воссоздал ELO 2 вместе с Луисом Кларком и Граукатом. Они выпустили альбом (16). В июне 1994 года этот состав побывал на гастролях в Москве.
Дискография:
Electric Light Orchestra
сборники:
фильмография ELO:
библиография:
дискография Джеффа Линна:
сборники:
записи группы Idle Race:
альбомы группы Мика Камински Violinsky: