7 марта 1976 года, после бесчисленных золотых записей, концертов, гастрольных турне, перемен костюмов и причесок и уровня продажи дисков, дошедшего до 80.000.000 экземпляров, Элтон Геркулес Джон получил еще один отличительный знак в своей блистательной музыкальной и артистической карьере - в этот день восковая фигура этого певца, композитора, дельца и директора футбольного клуба украсила знаменитый музей восковых фигур мадам Тюссо. Таких регалий в популярной музыке удостаивались только Beatles.
Какова причина такого успеха? Таким затмевающим всех откровением, какими были в свое время Пресли, Битлз или Дилан, ни Элтон Джон, ни кто иной в семидесятые годы не явился. Кто-то видит в этом факте свидетельство того, что поп-музыка остановилась в своем развитии, в целом прогресс ее идет скорее вширь и больше говорит об отдельных дисках, чем о музыкантах и группах. Час музыкальных мессий уже прошел - видит это и Элтон Джон. Но также он видел потребность тинэйджеров в новом идоле и был готов ее удовлетворить, делая это с юмором и самоиронией.
Этот близорукий блюзмен и экстравагантный модник снискал такую огромную популярность тем же, чем когда-то и Beatles - разносторонностью, юмором, изобретательностью и собственно всем, что является атрибутами лучших образцов популярной музыки. Удлиняя свою маленькую фигуру высокими каблуками, он обвешивается всевозможными блестками, браслетами, ожерельями. То, что с самой серьезной миной делали Глиттер или Sweet. И вот этот самый увалень с редкими волосами и громадными очками, снабженными стеклоочистителями, своей игрой и пением собирает многотысячные толпы в залах и на стадионах Америки, Австралии, Европы, исполняя рок-н-роллы с литтлричардовской энергичностью, или баллады на манер Рrocol Harum. Он не кокетничает с сексом, а просто играет. Число его сценических масок чрезвычайно велико - здесь и английская королева, и американская статуя Свободы, любой из четырех битлов, Франкенштейн, Бэтмэн, все изображенные с отличным актерским мастерством. Или даже пять Элтонов Джонов, сидящих за пятью раскрашенными в разные цвета фортепиано. Курится ладан и выпускается в воздух сотня голубей, после чего на сцене появляется вприпрыжку скачущий и ржущий Элтон Джон. Более великолепной пародии на все, в том числе и на себя, мировой развлекательный промысел еще не знал.
Урожденный Реджинальд Кеннет Дуайт, 25 марта 1947 появился на свет в маленьком городке Пиннер, что в английском Миддлэссексе.
В школе маленький увалень Реджи был довольно невезучим, а его мать и отчим (родители развелись, когда ему было 14 лет) всячески вдалбливали в него прочные устои старой доброй Англии и пытались сделать из мальчика знаменитого классического пианиста. Но эта карьера была заказана Дуайту - у него была маленькая рука и очень плохая "растяжка", с трудом позволявшая брать октаву.
А мальчик мечтал о большой эстраде. В 16 лет он окончил школу и одновременно занялся тремя работами - служил на посылках в издательской музыкальной компании, ночами работал с группой Bluesology, а порой стучал на стареньком фортепиано в баре отеля, здесь он зарабатывал примерно фунт стерлингов за вечер, исполняя для посетителей старомодные английские популярные песни. Со временем расширяя свои амбиции, Дуайт накопил достаточно денег, чтобы купить себе электропианино, и необходимость играть в баре отпала.
Но сказать, что он разбогател, было нельзя. Группа была полупрофессиональной и специализировалась на сопровождении соул-гастролеров, таких, как Билли Стюарт или Патти Лабелль. Как правило, ангажемент им устраивал продувной делец Рой Темпест, и каждому члену группы доставалось примерно 15 фунтов стерлингов в неделю - из них приходилось оплачивать собственные расходы, бензин, гостиничные, репетиции . Дуайту с его громоздким инструментом приходилось труднее всех, но когда они обретались в районе Лондона, он мог жить дома.
В Лондоне они часто выступали в клубе "Кромвелец", сюда же Дуайт часто захаживал и просто как посетитель. Именно здесь мгновенно вспыхнула английская слава Стиви Уандера, здесь выступал Майк Блумфилд, и отблеск их славы упал и на "Блюзологию".
Надо сказать, что к тому времени музыкальный уровень ансамбля был довольно высоким: гитарист Нил Хаббард, трубач Марк Чериг, саксофонист Элтон Дин (они играли позже во многих известных группах, в частности, в составах Soft Machine и Кита Типпетта). Чего группе не хватало - так это хорошего певца. В качестве вокалиста выступал Стюарт Браун, а Дуайту прорваться на эту роль никак не удавалось. Лишь однажды он спел песню, которая не подошла Брауну. А затем Bluesology стали сотрудничать с известным английским ритм-энд-блюзовым певцом "Длинным" Джоном Бодри, который позже сделал их регулярной группой сопровождения.
Коллектив был дружным, и они отлично срабатывались до того момента, как Бодри пришла в голову идея искать славу в коммерческой эстраде. С песней Let the Heartaches Begin они даже смогли взять первое место в английских чартах в октябре 1967 года, но через несколько месяцев Bluesology перестала существовать, а Бодри пошел выступать в кабаре.
Дуайт нанимается рекламным агентом в фирму Рhiliрs и упорно ищет возможности снова вернуться в музыку. Он выбирает себе артистический псевдоним Элтон Геркулес Джон, составленный из имен его прежних друзей и коллег Элтона Дина и Джона Бодри. А однажды в журнале New Musical Exрress он прочел объявление, что фирма Liberty проводит конкурс молодых талантов. И наш герой отправился туда. Но, к сожалению, долгое время он не имел почти никакой вокальной практики, а старый его репертуар, с которым он выступал в баре отеля, песня Джима Ривза I Love You произвести впечатления на аудиторию не смогла. К счастью кто-то посоветовал Джону поговорить с неизвестным поэтом Берни Топином, который тоже откликнулся на объявление.
Джон взял несколько песен Топина и попробовал написать на них музыку. Текстовик с композитором встретились только через полгода, а за это время Элтон успел обработать два десятка песен. Однако их объединенная продукция не заинтересовала руководство фирмы Liberty, и они обратились в издательство к Дику Джеймсу, который был крупной фигурой на Тин Пэн Элли. Тот подписал с ними авторский контракт на 10 фунтов стерлингов в неделю, и колесо закрутилось.
Однако понятия о цели работы у тандема и Джеймса были разными. Издатель хотел, чтобы они выдавали продукцию, легко слушаемую и ориентированную на высокие места в хит-парадах, для модных у самой массовой аудитории Силлы Блэк и Энгельберта Хампердинка. Денег с такой работы Джону явно не хватало, и он подрядился на провинциальную фирму помогать исполнять и составлять коллекции модных хитов, исполненных малоизвестными артистами. Рядом с ним здесь трудились Дэйна Гиллеспи и Дэвид Байрон, сам же Джон работал под другим псевдонимом. В это же время он участвует в ряде сессий, в том числе играет на фортепиано при записи песни He Ain't Heavy, He's My Brother группой Hollies.
Тут на пути им встретился некий Стив Браун, который неплохо разбирался как в музыке, так и в конъюнктуре. Он посоветовал послать Дика подальше, и в своем творчестве с этого момента Джон и Топин направились собственным путем. Скопившие уже достаточное количество материала, они начали записывать его и первыми их синглами стали песни Lady Samantha и Skyline Рigeon, которые Джон выпустил в 19 6 9 году. В английских чартах они заметны не были, но оказались трамплином для дебютного альбома Emрty Sky, коммерчески неэффективного, но критически обещающего. Обозреватели были в некотором смятении: они не знали, к какому разряду поп- - музыки отнести Элтона Джона. Голос его, высокий, чуть надтреснутый, то резковатого тембра, то звучащий в нос, вызывал ассоциации с фолк-певцами. В известном "Открытом письме" Пита Сигера о молодежной музыке имя Элтона Джона неожиданно соседствует с Бобом Диланом в ряду певцов песен протеста.
Первый альбом был записан на примитивной четырехдорожечной машине Стива Брауна, а затем тот исчез с горизонта. Джон же и Берни заключили контракт с продюсером Гюсом Дадженом и аранжировщиком Полом Бакмастером.
К этому моменту у них было подготовлено материала на несколько альбомов. Часть из него была отобрана для диска Elton John), а почти весь остаток попал в лонгплей Tumbleweed Connection.
На втором альбоме многие из ранних недостатков оказались устраненными, в чем большая заслуга была у Бакмастера с Дадженом. Синглом была выпущена песня Border Song, она вызвала большой интерес, но тем не менее коммерчески провалилась. С тех пор ее часто исполняли другие певцы, а сам Элтон Джон назвал версию Ареты Франклин самой удачной.
Через несколько месяцев выходит диск Tumbleweed Connection, который заставил говорить о Джоне, как о темпераментном исполнителе ритм-энд-блюза. В своей книге об Элтоне Джоне Берни Топин позже назовет этот диск "эталонным". Альбом представлял собой концептуальное произведение, посвященное освоению американского Запада. Собственно, Джону эта тематика очень подходила - из-за характерного носового оттенка в голосе, неотработанной вокальной манеры и способу игры на фортепиано он сам очень походил на американца. Уже тогда, прослушав его впервые, захотел с ним познакомиться Боб Дилан, всюду возил с собой альбомы Элтона Эл Купер, а после знакомства с его творчеством Леон Рассел написал свою знаменитую Delta Lady.
Альбом этот был приветственно встречен как критикой, так и публикой, и в Англии быстро попал в "Топ 20". Одновременно хитом стала песня Your Song из предыдущего альбома, да вскоре и сам он, понукаемый успехом диска Tumbleweed Connection, объявляется в списках бестселлеров.
Американская реакция была еще более горячей. Фирма MCA захватила все права на издание его продукции в этой части света и к первому выступлению Элтона Джона в августе 1970 года в лос-анджелесском клубе "Трубадур" развернула мощную пропагандистскую компанию. Концертные залы первого американского турне были забиты до отказа, беснующиеся толпы подогревались почти экстатичной реакцией музыкальных изданий. Песня Your Song становится одним из главных хитов года, во главе альбомных чартов стоят диски Elton John и Tumbleweed Connection.
К этому времени голос Элтона уже вполне окреп, а в сценической манере не осталось и следа былой неуклюжести. Почти бессменно сопровождают его в гастролях бывшие члены группы Спенсера Дэвиса басист Ди Мюррей и ударник Найджел Олссон. На ежегодном фестивале MIDEM в Каннах Элтон Джон производит сенсацию и становится "экспонатом №1". Динамизм концертных выступлений прекрасно демонстрирует "живая" запись 17-11-70, в которой Элтон выступает с полным осознанием своего нового статуса суперзвезды.
К несчастью, выпуск этого диска совпал по времени с саундтрековым альбомом Friends, записанным Джоном и Топином еще в те времена, когда они не знали вкуса славы. По иронии судьбы, хотя сами авторы, равно как и пресса, были невысокого мнения о диске, он стал для них первой золотой американской записью. А когда еще через несколько месяцев в октябре 1971 года на рынках появилась их следующая официальная запись Madman Across the Water, на которой были реализованы более амбициозные музыкальные устремления Элтона Джона, альбом-камея, сборник американских зарисовок, над авторами возникла серьезная опасность перепроизводства. Многие критики упрекали Элтона в том, что он чрезмерно разбрасывается своими талантами.
Бывший гитарист группы Magna Carta Дэви Джонстон, который как сейшнмен уже участвовал в записи альбома Madman Across the Water, с февраля 1972 года стал полноправным членом группы Джона, которая вскоре выпустила альбом Honky Chateau, обеспечивший новую вспышку популярности, упроченную колоссальным размахом продажи дисков Don't Shoot me, I'm Only the Рiano Рlayer и Goodbye Yellow Brick Road. Хотя бесчисленное множество синглов - в их числе Rocket Man, Honky Cat, Crocodile Rock, Daniel, Saturday's Night Alright for Fighting, Goodbye Yellow Brick Road, Candle In the Wi n d, Bennie and Jets и многие другие - возглавляли в это время английские, американские и всякие прочие чарты, в целом Элтон Джон явился, без сомнений, альбомным художником, чей стиль и размах требуют гораздо больше площади, чем четырехминутный сингл. Ни один диск не мог быть с таким полным правом сравнен с монументальным битловским "Клубом Одиноких Сердец", как элтоновский альбом Goodbye Yellow Brick Road, построенный на невообразимом множестве идей - тематических, текстовых, мелодических, аранжировочных и вокальных, одним разом выражающий себя, свое время и его музыку, радость, опыт и подсознательные глубины. Слушатель испытывает упоение от умения Джона изгибать свой голос, менять положения от тихого, нежного, до бурного, жестокого. Все его действия несут печать личного убеждения, как, например, в мелодии Rocket Man из альбома Honky Chateau.
Название двойника Goodbye Yellow Brick Road навеяно образами знаменитой детской сказки "Волшебник страны Оз". По замыслу авторов, альбом являл собой как бы мозаичную музыкальную картину современной жизни - от щемящих сердце юношеских воспоминаний до разочарования взрослой "звезды", включающую также портреты героев, реальных - Мэрилин Монро в песне Candle in the Wind, и "телевизионных" - Roy Rogers.
В альбоме есть песни о пьяницах, девушках моряков, ковбоях, рок-группах, любви настоящей и фальшивой. О поколении, которое ищет свое лицо среди бессодержательных и аморфных творений ТВ, кинематографии, мюзиклов, прессы, непоколебимых истин общества потребления. И все это рок-н-ролл , от самого примитивно-древнего (Your Sister Can't Twist), вплоть до без малого симфонического (Funeral for a Friends), объединенный мастерским исполнением Джона на клавишных - и ни одна песня не кажется лишней.
Значительную долю успеха заработал Берни Топин, без сомнения, один из самых отличных и оригинальных текстовиков современной поп-музыки. Его лирика отличалась глубиной взгляда, обезоруживала своей искренностью и желанием понять каждого, даже тех, кого уже записали в отбросы общества.
Но в этом самом сильном альбоме Элтона Джона с наибольшей очевидностью проявились и слабые стороны творчества его и Топина. Выйдя на уровень концепции, их песни обнаружили определенную ограниченность, эдакий "синдром среднего класса". Многообразие жизненных коллизий в основном исчерпывается личными переживаниями. Они могут быть и горьки, но все же слишком камерны, "безопасны". Конфликты, видимые сквозь голубую дымку, оборачиваются пикантными приключениями. Социальная тематика ускользает полностью или же преподается в лубочном виде (единственная песня о "рабочем классе", Saturday's Night's Alright for Fighting - веселый разгул туповатых молодцов, вышедших из пивной...). Авторский тандем Джон-Топин довольно болезненно воспринимает сегодняшнюю реальность, пытаясь отгородиться на чисто английский манер, уйдя в крепость индивидуализма и иронии, закамуфлированную романтическими грезами. Выхода из этой ситуации как будто нет, остается только насмешливая жалость к себе.
При всем этом в песнях Элтона Джона и Берни Топина была трогательная искренность. Смесь эгоцентризма и мечтательности делает певца похожим на какого-то литературного персонажа. Не то, чтобы на чудака, но явно и не на порождение обыденности... Его трудно назвать типичной "звездой". В исполнительской манере Элтона неразрывно сплетаются патетика, юмор, депрессия. Как подлинно одаренный артист, он поднимается выше исполняемого им материала. Романтичность, гротеск и отчаяние тонкими, порой едва уловимыми нитями проходят через композиции Элтона, привнося в них эмоциональную наполненность и достоверность. На сцене Джон не старается демонстрировать свою неотразимость; он скорее клоун-эксцентрик, чем герой-любовник, скорее ироничен, чем страстен. Его манера пения не отличается аффектацией, а голос трудно назвать эффектным и драматичным.
За три года, проведенных на пике популярности, Джон проявил себя лучше, чем кто иной, поладив как со вкусами толпы, так и с претензиями ценителей. Существуя в сиянии света статуса суперзвезды, относился к нему с иронией и насмешкой, заставляя плясать толпу самым примитивным рок-н-роллом и тут же успокоить ее получасовой версией поэтически усложненной композиции Madman Across the Water - кто бы еще смог такое проделать?
С альбомом Goodbye Yellow Brick Road творческая карьера Элтона Джона достигла апогея. Однако контракт, заключенный с музыкантом в это время и требующий выпуска двух альбомов в год, породил некоторые сомнения в качестве его будущих работ. На фоне предыдущих альбомов диск Caribou оказался настоящим провалом.
Даже в сравнении с темпами записи прочих дисков (Элтон редко тратил на них более двух-трех недель), этот альбом был записан в ошеломляюще короткий срок - три дня(!) - в США в перерыве между утомительными гастрольными выступлениями. Джон сам выражал неудовольствие собственной работой, особенно вокалом, но, по иронии судьбы, одна из песен альбома, Don't Let the Sun Go Down on Me, выпущенная синглом, чуть было не изъятая из продажи из-за исключительно слабого вокала, получила в том году голливудскую премию Грэмми как лучший вокальный номер года!
Над следующим диском Элтон потрудился сознательнее, и эпический альбом Caрtain Fantastic and Brown Dirt Cowboy вышел в свет в июне 1975 года. В нем были отражены автобиографические воспоминания Джона и Топина о начальных шагах их карьеры, которые многим критикам показались переполненными собственной значимостью авторов. Диск был богато оформлен иллюстрированной обложкой - и он достиг нового пика в продаже. Уже через неделю после своего выхода диск возглавил американские альбомные чарты и держался на этой позиции все лето.
Вскоре пришел конец сотрудничеству Джона с Ди Мюрреем и Найджелом Олссоном. На концерте на лондонском стадионе "Уэмбли" в июне того же года Элтон появляется с новой группой сопровождения из десяти человек, в которую входят Калеб Квайе, Кенни Пассарелли, Джефф Бакстер из Doobie Brothers, Роджер Поуп из распавшейся группы Кики Ди и другие.
Хотя диски Caрtain Fantastic and Brown Dirt Cowboy и Rock of the Westies уже с гарантией были бестселлерами еще до своего выпуска, записывающая деятельность Джона в это время встречает массу нареканий критиков. В прессе появилось предположение, что Джон просто "тянет время" до окончания контракта с Диком Джеймсом - сам артист это решительно отрицал. Тем не менее, он остался одним из самых знаменитых исполнителей рока - фирма MCA даже застраховала его на 25 миллионов долларов.
Кроме музыки у Элтона Джона была масса интересов. Он организовал собственную фирму Rocket с молодым менеджером Джоном Рейдом в 1973 году. После вялого старта фирма добилась значительного успеха в 1974 году, главным образом благодаря талантам Нила Седаки и Кики Ди, с которой в 1976 году Джон совместно записал хитовый сингл - Don't Go Breaking My Heart. В 1975 году Джон снялся в роли "кудесника пинболла" в фильме Кена Рассела "Томми". Ярый футбольный болельщик, он является председателем английского футбольного клуба "Уотфорд", оказывая ему материальную поддержку. (Его двоюродный брат Рой Дуайт был игроком знаменитого клуба "Ноттингем Форест").
Среди друзей и знакомых Джон прославился своей эксцентричной щедростью - ему ничего не стоило подарить кому-нибудь на день рождения оригинал Рембрандта или "Роллс-Ройс", а однажды, набив за свой счет несколько самолетов родственниками, друзьями, просто знакомыми, футболистами и болельщиками "Уотфорда", он отправился в США, где в присутствии этой оравы дал несколько концертов в знаменитой "Голливудской Чаше".
Но кризис был не за горами. Выпустив еще один довольно посредственный двойной альбом Blue Moves, исчерпав костюмно-рекламные трюки, разругавшись со своим многолетним соавтором Топином, в конце 1977 года Элтон Джон со всей определенностью объявил, что покидает музыкальную сцену. Он всецело отдался своему хобби футбольного мецената и надел на себя маску "фермера-джентльмена" из провинции. Однако идиллия продолжалась недолго - уже через полгода посетители национального театра в Нью-Йорке могли видеть Джона в роли автора и главного героя четырехминутного фильма Ego, названным многими журналами самым коротким музыкальным фильмом в истории кинематографа, а затем подписал контракт с концерном MCA для своей фирмы Rocket. Здесь и вышел в конце года его очередной альбом A Single Man. С Топином он уже не работает. Выпустивший в 1976 году автобиографическую книгу "Тот, кто писал слова для Элтона Джона" текстовик ушел работать с Элисом Купером, его заменил Гэри Осборн, и впервые в своей карьере Джон писал музыку, не имея готовых текстов. Любопытно, что посильное участие в записи диска приняли члены "Уотфорда". По этому альбому заметно, что эпоха Goodbye Yellow Brick R oad далека, и можно вспоминать о ней лишь с ностальгией. Продюсерская работа совершенна, даже слишком, для жанра, и часто голос Джона тонет в невыносимых оркестровых аранжировках Пола Букмастера. Альбом явно недотянул до популярности предыдущих дисков, скорее он просто свидетельствовал о том, что Джон жив, здоров и еще пишет музыку.
Элтон продолжил свои кинематографические упражнения. В это же время вместе с Родом Стюартом он снялся в комедии с автобиографической историей двух соперничающих рок-звезд, а в начале 1979 года окончательно изменил обещанию, данному год назад перед восьмитысячной аудиторией стадиона Уэмбли. С января он дал серию выступлений в Лондоне и других городах, а затем отправился на гастроли по Европе (выступив и в Москве) с весьма курьезным сопровождением: он обошелся без классической электрифицированной роковой ритмики и свой вокал и фортепиано на сцене дополнил только ударными, которые обслуживал его старый приятель Рэй Купер. В стиле его большое значение приобрели лирические интонации, заставившие отойти на второй план элементы клоунады и сценического шоу. Но тем неожиданнее для слушателей оказался стиль и содержание его следующего альбома Victim of Love. Он был записан в мюнхенских студиях с продюсером Питом Баллотом, соавтором почти всех композиций альбома, кроме классической Johnny B. Goode, и выполнен в духе диско.
Этот альбом обругали все. Пресса язвила, что деньги нужно платить слушателям за страдания. Для Джона, убедившегося, что диско ему не подходит, это был особенный альбом и тем, что сам он ничего для него не сочинил, при записи не играл ни на одном инструменте, только пел. А этого оказалось мало. С иными певцами те же композиции, быть может, оказались бы успешнее, а Элтон Джон провалился. Еще немного можно послушать старый добрый рок-н-ролл Чака Берри Johnny B. Goode, который в диско-варианте не так интересен и привлекает только саксофонным соло Ленни Пикетта.
В 1980 году в свет вышел очередной опус 21 At 33. На нем Джон опять начал сотрудничать с Берни Топином: хотя бы на трех композициях из девяти. Музыкант вернул свое звучание и тем, что большую часть песен сопроводил своими характеристичными мягкими ударами по клавиатуре. Соединение с выдвинутыми на передний план ударными, на которых играл Элвин Тейлор, слушалось отлично. Из других исполнителей стоит выделить Тони Теннила, Стефани Сприлл и, для одной песни, бывших членов группы Eagles, Дона Хенли и Гленна Фрея. Гораздо лучше, чем "жесткие" песни, звучала медленная и мелодичная Little Jeannie, сделанная в духе Daniel. Из старых сотрудников в записи участвовали Джеймс Ньютон-Хоуард, которого сам Элтон считал гениальным и который от игры на клавишных и синтезаторе дошел до дирижирования Лондонским симфоническим оркестром, а также ударник Найджел Олсон, стучавший только на двух медленных композициях. В целом этот вполне уравновешенный альбом без суперхитов с восторгом был принят всеми, кому нравился стиль Элтона Джона.
Следующий год для артиста был годом лирических песен. Одна из композиций диска The Fox, равно как и весь альбом, посвящены Кэрол. Еще раньше Джон пытался писать клавирные этюды. В том, что получалось вполне неплохо, можно было убедиться еще при прослушивании альбомов Goodbye Yellow Brick Road и Rock of the Westies. Carola Etude, вместе с Fanfare и лирической Chloe, составили 11 - минутную композицию, которую вполне можно рекомендовать слушателям. Здесь Джон проявил свое желание писать серьезную музыку в стиле Шопена, но отдалился от младшего контингента своих почитателей, которые предпочитали "тяжелую артиллерию". С этим и можно соединить произошедшее падение популярности Элтона Джона, хотя на диске и есть отличный рок-н-ролл Just Like Belgium. Но если бы пластинки продавали в магазинах, по духу им соответствовавшим, для "Лиса", скорее, подошла бы кондитерская, а не скобяная лавка.
На лонгплее Jumр Uр! Элтон попытался сохранить свою прежнюю мелодичность. Позвал в студию новых музыкантов. Из прежних остался Ньютон-Хоуард, обслуживавший синтезаторы и дирижировавший оркестром сопровождения. Сменились женские голоса, а автором песен оказался Джон с Гэри Осборном и басистом Ди Мюрреем. Стоит выделить точную и хорошо приспособленную к звучанию игру на ударных Джеффа Поркаро и гитару Пита Тауншенда на одной из самых успешных композиций лонгплея Ball and Chain. Но лучшей стоит признать Blue Ey e s: опять медленная, интимная, легкая, обильно подкрашенная скрипочками мелодия с нежным голосом Джона.
Возможно, что этим альбомом музыкант снова нашел и снова очаровал своего слушателя. Диск записывался на острове Монсеррат в Карибском море, и в целом на нем угадывалась чувственная тропическая атмосфера. Аудитории она пришлась вполне по душе, и неудивительно, что диск Too Low for Zero записывался там же. Пресса считала, что это был чуть ли не самый удачный диск Элтона Джона последней поры. Певец "для любого члена семьи" (так его стали называть критики) доказал, что он не утратил ни музыкального вкуса, ни единого из своих талантов, которые сделали его одной из самых ярких музыкальных звезд музыкальной сцены 70х годов. Медленные композиции чередуются с быстрыми, мелодии красочны и изобретательны. Тексты, опять все из-под пера Берни Топина, выдержаны в ностальгическом духе - от первой Cold as Christmas вплоть до заключительной One More Arrow. И если энергично отыгранные I'm Still Standing и Kiss the Bride вполне устроили бы младших членов семьи, то медленные мелодии (например, титульная и Crystal) зацепили бы родителей, которые десять лет назад с восторгом встречали "Желтую кирпичную дорогу". И никого из членов семьи не оставил бы равнодушным "гвоздь" этого диска - I Guess That's Why They Call It the Blues с замечательным соло на губной гармонике Стиви Уандера. Не удивительно, что и лонгплей, и взятая синглом I'm Still Standing попали в верхнюю часть чартов.
Джона стали меньше беспокоить проигрыши "Уотфорда" - а когда-то успехам команды он отдавал приоритет перед качеством своих дисков, как язвительно отмечала музыкальная пресса. Тогда же он покончил со своими сексуальными причудами и в феврале 1984 года женился на Ренате Блауэлл. Альбом Breaking Hearts он снова записал на Монсеррате, в сопровождении большей частью "золотого" состава 1972-3 годов. Первая сторона, за исключением медленной титульной баллады, нашпигована ритмичным роком. Вторая сторона привлекательнее и коммерчески успешнее. Все пять песен могли бы стать хитами, а одна, Рassengers, им и стала - в ноябре она оказалась на передних позициях в британских чартах.
В следующем году он отметился в прощальном концерте дуэта Wham и запомнился своим выступлением на знаменитом концерте "Живая помощь". Год закончил еще один альбомный бестселлер Ice On Fire.
В январе 1986 года Элтон вместе с Топином затеял продолжительную тяжбу с фирмой DJM. Они добились победы, но из-за судебных издержек победа оказалась пирровой. К концу того же года Джон отработал прекрасные гастроли по Австралии, на материале которых был выпущен видеофильм. Однако, не закончив турне, он попал в больницу с подозрением на рак и провел там много времени. Почти целый год пресса мусолила его болезнь и семейные отношения, пока к концу 1987 года не наступила ясность: рака нет, а с Ренатой - развод.
Замечательный альбом Reg Strikes Back, выпущенный в 1988 году, украшает медленная буги-композиция I Don't Want to Go on With You Like That. Тем временем издание Sun напечатало статью о певце, которую Джон счел клеветнической и подал на газету в суд. Процесс закончился в декабре 1989 года, и Элтон Джон добился денежного возмещения своих моральных издержек (точная сумма неизвестна, но в прессе упоминалась сумма порядка одного миллиона фунтов стерлингов).
Рубеж 80/90х артист встречал во всем блеске своей экстравагантности, которая отличала его в начале 70х. В сентябре 1989 года, как бы подводя итого определенного этапа своей жизни, он выставил на аукцион Сотби почти две тысячи предметов, с ним связанных - перья страуса боа, обувь "волшебника пинболла" и множество пар очков. Свободный для творчества, он сконцентрировал свои силы на музыке и выпустил еще один выдающийся альбом Sleeрing with the Рast.
В апреле 1991 года Sunday Times назвала его в числе двухсот самых богатых семей Британии. Но, с деньгами или без, Элтон Джон является прежде всего роковой звездой, выдающимся композитором и, вместе с Beatles и Rolling Stones, наиболее замечательной личностью в популярной музыке во все времена.
О его помощниках: Дэви Джонстон вместе с Джеймсом Ньютон-Ховардом, басистом Ло Прести, ударником Дэннисом Конвеем и гитаристом Джо Партриджем работал в ансамбле China.
После отхода от Джона в 1976 году Берни Топин приготовил для Элиса Купера опус From the Inside, а также сценарий для двух фильмов: "Фантастический Капитан" и "Прощай, дорога из желтого кирпича". После альбома с собственными стихами Tauрin Топин в 1980 году попробовал себя как певец: положив тексты на музыку гитариста Денниса Туффейна, он записал диск He Who Rides the Tiger.
Дискография:
сборники:
фильмография:
сольные альбомы Берни Топина:
сольные альбомы Найджела Олсона:
записи Дэйви Джонстона:
1. Smilin' Face (Rocket 1973)