Джо Кокер родился 20 мая 1944 года в городе Шеффилде. Когда ему было 12 лет, отец водил его на фильмы с Марио Ланцей. Дома у них были все его арии, которые отец часто ставил по вечерам и пытался подпевать им. Чуть позже Джо открыл для себя пение Рэя Чарльза, которое и оказало на него определяющее влияние. С того времени появилась у него уникальная дыхательная техника, без которой он не смог бы создать свой такой оригинальный вокальный стиль, в котором часто хрипа, сипения и шепота было больше, чем резонанса..
Еще со времен обучения в техучилище Джо сохранил за собой многие привычки, в частности, склонность к пиву - за вечер он обычно выпивал за 10 кружек. В 15 лет играл на ударных и гармонике в местной группе The Cavaliers, а годом позже начал петь. Свой первый сингл, песню Beatles, I'll Cry Instead, он записал на фирме Decca в 1964 году. О грандиозном провале, который ему сопутствовал, говорит и цифра дохода - 70 пенсов. Сам певец о записи позже говорил: "Худшее из всего, что я слышал". Вернувшись в Шеффилд, он набрал себе группу сопровождения под названием Grease Band в составе: гитарист Генри Маккаллаф, басист Алан Спеннер, ударник Брюс Роулэндс и наиболее квалифицированный и авторитетный музыкант, клавишник Крис Стэйнтон, взаимодействие с которым придало голосу Кокера завершенность. Ансамбль часто выступал в Шеффилде н гастролировал по северу Англии, играя негритянский ритм-энд-блюз и соул. Выпустили ничем не прославивший их сингл, после чего Кокер уговорил группу спуститься к югу, где он вошел в контакт с продюсером Дэнни Корделлом. Их сингл Majorine явился сенсацией, а появление Кокера на джаз-блюзовом фестивале в Виндзоре обеспечило ему успех у публики. А затем в декабре 1968 года последовало издание битловской песенки With а Little Help From My Friends.
Часто было так, что многие группы и солисты на базе нового материала Beatles умудрялись исполнять со значительным успехом свои версии в виде синглов раньше, чем публика хорошо узнала эти произведения в оригинале. Но чтобы сделать большой хит из битловской песни, изданной на целый год раньше - такого никто не мог и представить. Данная песня давно уже стояла в ушах слушателей с размеренным маршевым темпом и голосом Ринга Старра. Второй органист Кокера Томми Айе переаранжировал ее до тяжелого, замедленного почти в два раза ритм-энд-блюзового вальса, где тягостному, хриплому голосу визгливо отвечает привычное для соул сопровождение женского хора.
Ещё до того, как эта песня стала хитом №I в Англии, в адрес Кокера пришла телеграмма: "Благодарим. Совершенно сказочно. Джон и Пол".
Это не был просто комплимент авторов. Версия Кокера, поражающая слушателя и сегодня, была оригинальной не только с точки зрения музыкальной - одновременно певец по-своему переосмыслил текст, до тех пор представлявший собой выражение не связанной никакими условиями товарищеской надежности. И исполнил он ее с силой, на которую вряд ли оказался бы способен вокалист с разработанным и богатым голосом, как, например, Том Джонс . Особенно это проявляется в исполнении песни на вудстокском фестивале, которую можно услышать на тройном одноименном альбоме. В почти восьмиминутной версии в самых узловых местах Кокер добавляет в текст свои слова, как бы чувствуя потребность еще что-то вставить и от себя.
После издания этой песни Кокер синглов долго не выпускал и только через девять месяцев записал с сейшнменами (Элвин Ли, Джимми Пэйдж, Стиви Уинвуд и др.) альбом With a Little Helр from My Friends, вызвав у представителей дисковой коммерции представление о себе, как о беспросветной деревенщине. В нем действительно что-то было от лапотника - 173 см, 81,5 кг, глядящие в упор глаза, полные тоски. Его сценическую манеру называли "ветряной мельницей в эпилептическом припадке", у микрофона манипулировал, как будто играл одновременно на органе или гитаре. "Большинство людей чувствует ритм ногами, а я - руками", - объяснял он как-то журналистам.
Но он хорошо знал, что петь. На первом альбоме есть дилановские I Shall Be Released и Just Like а Woman, опять "другие" и исключительные.
Турне Grease Band по США в 1969 году принесло им много поклонников и друзей, среди которых оказался оклахомский пианист Леон Рассел, выступавший ранее с Делани и Бонни. Песня Рассела Delta Lady стала хитовой в США. На именном альбоме Рассел у Кокера был сопродюсером. Диск этот также был записан в США, где для оригинального певца - равно как и для Элтона Джона - можно было найти больше денег и понимания. Битловская She Сames In Through the Bathroom W indow, Dear Landlord Дилана и Something Харрисона явились самыми яркими моментами в альбоме. Но наилучшее понимание и отражение текста слышны в песне Коэна Bird on the Wire. В следующем году у Кокера с группой случилась размолвка. Джо обратился с просьбой в фирму Stateside отменить его новые гастроли по США, а Маккаллаф, Спеннер, Роулэндз и Нейл Хаббард (из Juicy Lucy) работали при записи альбома Jesus Christ Superstar.
А с упомянутыми гастролями по США Кокеру помог все тот же Рассел, предоставивший для концертного сопровождения Джо выбор из более чем сорока музыкантов, из которых была подобрана группа. Под названием Mad Dog And Englishmen моталась по Америке на старом четырехмоторном самолете гастрольная группа, в которую входили 4-5 десятков музыкантов, певцов, такелажников, настоящих собак, зевак и детей. На моторах надпись: Сocker Power. В своих 52 концертах на сцене они напоминали настоящий цирк шапито: за клавишными делал хохму бледный Леон Рассел в цилиндре, пугая и интригуя публику рассказами о выходках Кокера на вудстокском фестивале, прерываемый время от времени лаем псов.
Но то, что было приемлемым для бывшего шоумена Рассела, совершенно не удовлетворяло его партнера. Хотя результатами их совместного труда, более важного для Рассела, чем для Кокера, были полнометражный фильм и очень интересный концертный двойной альбом Mad Dog and Englishmen с вызывающими почти болевое ощущение драматическими пиками, но с тех времен Кокер так и не смог восстановить прежнюю свою концертную форму. И даже не вокальную а, скорее, человеческую.
О пении его говорили, что он поет, как знаменитый негр Рэй Чарльз - и в этом есть доля правды. Но следует сказать, что голос Кокера ниже, мощнее и шире, а его стиль, действительно напоминающий чарльзовский, во фразировании несколько развязней и менее предсказуем - более свободен от стереотипов. В вокале Чарльза больше музыкального остроумия, а у Кокера - больше убежденности.
Почти два года отсиживался измотанный и увлекшийся наркотиками Джо у родителей в Шеффилде. За это время он сделал лишь одно поверхностное концертное выступление в 1971 году в Шеффилд-Сити-Холле, где в пении ему помогала Рита Кулидж и вокальный ансамбль Dixie Flyers, когда-то поддерживавший the Byrds.
В 1972 году Кокер вновь объединился со Стэйнтоном и они создали 12-членную группу, которая после короткого британского турне отправилась в Австралию. Там у Кокера вновь случился рецидив с наркотиками, из-за чего он вынужден был отказаться от турне по США и вернуться в Англию, где Стэйнтон распустил группу.
После отсидки в Корнуэлле и жизни на наркотиках в Шеффилде Кокер выпустил альбом Cocker Haррy, состоящий из студийного и концертного материала, записанного вместе с Стэйнтоном. Диск показал, что музыкант ничего не утратил из своего мастерства. Но оставляя в стороне его качество, было совершенно очевидным, что он сделан лишь с целью прокормить себя, также как и то, что Кокер может поддерживать свою карьеру лишь значительной долей участия Стэйнтона.
Тем не менее они вновь разбежались по разным компаниям. Стэйнтон ушел в короткоживущую группу Tundra, а Кокер отправился в Лос-Анджелес, хотя видно было, что его карьера переживает худшие времена. Его следующим ментором стал трубач из Mad Dog Джим Прайс, и хотя он выпустил с Кокером два следующих альбома, было очевидно, что подобрать сопровождение для уникального голоса Кокера очень трудно. С обложки альбома I Can Stand a Little Rain смотрит на нас исхудавший и изнуренный Кокер. Время и хай-лайф, два эти демона, разрушительно действовали не только на талант, но и на здоровье артиста, доводя его до серьезных приступов. Но репертуар здесь приличный - особенно хорошее впечатление производили версии песен Guilty Рэнди Ньюмэна и The Moon Is а Harsh Mistress Джимми Уэбба.
Гораздо более успешным оказался альбом Stingray, продюсером которого стал Роб Трабони.
Для звуковой дорожки к фильму "Девять с половиной недель" он записал песню You Can Leave Your Hat On. На лонгплее Civilized Man качество исполнения было не вполне удовлетворительным, но к этому, в общем, привыкли - концерты удавались Кокеру явно лучше. Из студийных альбомов лучше других у Джо получился Unchain My Heart, с титульной композицией, римейком знаменитой песни Рея Чарльза. А на лонгплее Night Calls были версия песни Брайана Адамса Feels Like Forever, интересная переработка битловской You Got to Hide Your Love Away и Can't Find My Way Home из репертуара Blind Faith.
В последнее время Кокер ведет отшельнический образ жизни. Он всегда был сдержан с представителями прессы, редко давал интервью, редко выступал на концертах
Его нельзя назвать ни мыслителем, ни разносторонним музыкантом, ни крупным композитором. Он относится к людям, которым трудно с самим собой, с необходимостью одеваться, следить за собой и за мнением окружающих - пока он не берется за микрофон. Он, пожалуй, наиболее значительный блюз/соул-певец из Англии, хотя в американца он постепенно адаптировался, и один из самых неудачливых людей в роковой музыке.
Дискография :
сборники:
фильмография:
альбомы группы Grease Band: