Cliff Richard

Настоящее имя Гарри Уэбб, родился в Индии в 1940 году. В 16 лет он окончил школу, не получив аттестата. Учеба в средней школе пришлась ему очень не по душе, единственным его увлечением был рок-н-ролл и, в небольших количествах, английская литература, преподаватель которой ему нравился. Отец, долгое время имевший на него серьезное влияние, нашел Гарри место бухгалтера на фабрике электролампочек, где сам проработал долгие годы. Однако своей работой юноша не делал чести отцу - с утра до ночи он занимался тем, что мечтал о карьере певца. Еще в школе, с 1954 года пел в самодеятельной группе Drifters, а затем вместе с ударником Терри Смартом и гитаристом Яном Сэмвеллом он получил известность в Чесханте, городе, в котором он жил в то время.

Как только кончался рабочий день, Гарри мчался репетировать: петь и играть на гитаре. Он играл далеко за полночь в бесчисленном множестве кофеен и пивных, а перебравшись в Лондон, выбрал своей резиденцией кофейню "Ай" в Сохо, ставшую позднее местом сбора многих кандидатов в поп-звезды. Здесь в группу уже входили басист Джет Харрис и гитарист Хэнк Марвин, а Смарта заменил Тони Михэн.

В то время Уэбб пел с подъемом, но без особого искусства. Он вполне старался подражать Пресли, чьи диски пользовались тогда неслыханной популярностью по обе стороны Атлантики. В 1958 году на представлении его с группой заметил агент по продаже грампластинок Джордж Каньон, который решил, что перед ним певец, способный вытеснить Пресли из английских чартов. Вскоре был подписан контракт с фирмой CBS.

Когда Клифф начинал свою карьеру, в зените славы, кроме Пресли, были Литтл Ричард, закончивший нервным срывом, и Бадди Холли, трагически погибший в авиакатастрофе. В Англии его соперниками поначалу были Марти Уайлд, который бросил пение в 1963 году, Терри Дин, тоже отказавшийся от пения, чтобы посвятить себя религии, и Томми Стил, который, как и Клифф, завоевал международную репутацию эстрадного певца.

Уэбба в Ричардса, а позднее в Ричарда перекрестил телевизионный продюсер Джек Гуд, а известный дирижер Норри Парамор в 1958 году записал с певцом в вечной синей рубашке, дополненной белым галстуком, первый диск (и первый хит) Move It. В английском шоу-бизнесе в те времена бытовало мнение, что юный Клифф, выдвинувшийся благодаря своему сверхъестественному перевоплощению в Элвиса Пресли, продержится не дольше нескольких недель. Однако Ричард проявил настойчивость и дальновидность. Он выбрал себе стиль пения, наиболее подходящий для его мягкого баритона, и этому выбору следовал на протяжении практически всей своей карьеры, несмотря на огромные изменения, происшедшие в музыкальном мире за это время. Он одевался не так, как другие певцы, требовал для своих выступлений особых приготовлений и вообще поступал наперекор всем, кто уговаривал его следовать общепринятым нормам.

Перевоплощение Клиффа в английский эрзац Элвиса Пресли привело в ярость многих представителей старшего поколения. "Не слишком ли много секса для ТВ", - крупными буквами взывал заголовок на первой странице Daily Mirror. "Не оказывает ли он дурного влияния на вашу дочь?", - вопрошал другой, имея в виду, как Клифф извивается на сцене. Нынче воспоминания о былых временах вызывают у него усмешку: "Я выходил на сцену, кидая угрюмый взгляд, выпячивал нижнюю губу, тряс бедрами - и зал тут же раздражался воплями. Когда тебе 17, упиваешься властью. Но что касается вызывающей сексуальности - это уж журналистская вольность".

С первых выступлений Клиф большой долей своего успеха был обязан группе сопровождения Shadows. Хэнк Марвин, внешне похожий на Бадди Холли, играл на гитаре, а Брюс Уэлч - на ритм-гитаре. В музыкальном отношении оба они были значительно выше Ричарда, но в последнем с самого начала обнаруживалась та неуловимая притягательность, которая присуща звездам.

Свою карьеру актера Ричард начал в 1959 году в фильме "Серьезное обвинение". Там он пел песню Living Doll, первый его сингл, изданный тиражом в миллион экземпляров. В атом фильме, довольно тяжеловесной эмоциональной драме, Ричард сыграл небольшую роль руководителя поп-группы. Вскоре последовал фильм "Экспрессо Бонго", ставивший целью вынести сатирический приговор эксплуатации, процветавшей в британской поп-музыке 50х годов. Затем, один за другим, последовали еще три британских мюзикла, воплощающих весьма амбициозный замысел настичь США в производстве фильмов этого жанра. Первый из них - "Молодые" - удался в коммерческом плане, следующий, "Летние каникулы", также имел успех, а вот фильм "Чудесная жизнь" совершенно провалился.

Этот период в уровне успеха можно объяснить двояко. С 1958 года завоевавший титул "лучшего английского певца", выпустивший непрерывную серию хитов Travellin' Light (1959), Рlease Don't Tease (1960), The Young Ones (1962), The Next Time и Summer Holiday (1963), Ричард столкнулся с приходом новой музыкальной моды на Британские острова - The Beatles, Rolling Stones и др. Он оставил черную кожаную одежду, белый галстук и бачки своей начальной поры, променяв их на респектабельное платье и поддержку семейной аудитории. Подобное выхолащивание его музыки усугублялось неудачей его попыток произвести впечатление на американский рынок.

Кроме того, Ричард пережил личную трагедию - в 1964 году умер от сердечного приступа его отец, имевший в молодости на Клиффа огромное влияние. Впавший после смерти отца в сильную депрессию Ричард находит утешение в христианской религии.

Его музыкальная неоригинальность позволила Ричарду остаться непроницаемым для большинства течений 60-х годов - ни "власть цветов", ни наркотики не оказали на него никакого влияния, как это произошло, например, с Beatles, Rolling Stones и позднее с Элтоном Джоном.

В успех Ричарда вложил долю своим композиторским талантом и Хэнк Марвин, сочинивший песни London's Not too Far и The Day I Meet Marie в 1967 году, которую больше всего ценит сам певец.

В тяжелые времена развода с Shadows певцу остался верным лишь ударник Брайан Беннет, игравший в сопровождении Клиффа с большим оркестром на различных европейских сценах (например, в лондонском кабаре Talk of the Town) и аранжировавший для него некоторые хиты, например, Sunny Honey Girl в 1971 году.

В феврале 1968 года Ричард занял второе место на конкурсе Евровидения с заводной песней Congratulations о любви телезрителя. Запись этой песни принесла ему очередной золотой диск. Надо сказать, что только Beatles и Элвису Пресли удавалось чаще возглавлять британские списки - а Клифф добился этого 10 раз.

Юбилейный, пятидесятый хит Goodbye Sam, Hello Samantha Ричард выпустил в 1970 году. Хотя певец несколько посерьезнел, мелодия гармонически оказалась более богатой - поклонники запись приняли на ура. Затем стали успешными Good Times, Big Shiр и Flying Machine.

В начале 70х годов он принял участие в судьбе Оливии Ньютон-Джон, приехавшей из Австралии. Несколько раз приглашал для выступления в свое телешоу, в 1971 году выпустил дуэтную запись Don't Move Away. "Сахарная девушка", как позже называли ставшую знаменитой Ньютон-Джон, позже вернула долг, отпела с Клиффом дуэт Suddenly для фильма "Ксанаду", чтобы о певце лучше знали в США, где он так и остался почти неизвестным.

Активная сценическая деятельность, собственное телевизионное шоу-варьете и должность английского представителя в песенной секции Евровидения дали ему возможность находиться на глазах у публики. Его кажущаяся вечной юность, служащая говорящей рекламой Ясному и Открытому Образу Жизни, а также личная честность позволили ему добиться благожелательности у прессы, любви у публики и уважения в своей профессиональной среде. Со своим лирическим тенором и точным фразированием он стал феноменом европейской певческой сцены, символом ее солидности и мелодичности. В популярной музыке оказался связывающим звеном между старыми и новыми временами, первым шагом болезненного перехода, завершенного Beatles и R olling Stones. Ричард пережил их наступление и закат и балладой The Minute You're в 1975 году, ставшей в списках №1, всех предупредил, что его звезда будет продолжать светить ярче.

В 1976 году Ричард записал альбом I'm Nearly Famous, продюсером которого оказался его бывший сподвижник Брюс Уэлч. Альбом этот явился осознанной попыткой вернуться к неувядаемому року, которым он прославился 18 лет назад. С поддержкой Джимми Пэйджа и Эрика Клэптона имя Клиффа становится модным в роковых кругах, а сингл Devil Woman попал в Toр 20 в США.

В том же году Ричард с огромным успехом совершил турне по СССР, дав 12 концертов в Ленинграде и 8 в Москве, а фирма "Мелодия" выпустила по лицензии альбом I'm Nearly Famous.

Позже певец, отметивший 20-летие своего пребывания на британской роковой сцене, был награжден орденом Британской Империи.

В эти дни успехом в списках пользуется свежая и прямолинейная песня My Kinda Love, а сам Ричард вместе с Кейт Буш выступает в "Ройял Альберт Холле".

Клифф продолжает обращаться к року - изредка к твердому (Devil Woman), чаще мелодичному (Dynamite, Dreamin' или In the Night из своего 42го альбома I'm No Hero, но самой успешной его песней (по данным анкеты клуба поклонников Клиффа) стала в 1979 году We Don't Talk Anymore, сделанная совместно с тандемом авторов и исполнителей Тарни-Спенсер из Австралии.

В конце лета 1982 года Клифф снова в чартах - на этот раз со вполне модерново выделанной песней Never Say Die (Give a Little Bit More).

В этом десятилетии талант Клиффа в полной мере проявил себя в дуэтах - с Оливией Ньютон-Джон, Филом Эверли, Элтоном Джоном, Вэном Моррисоном и др. Демонстрируя завидное долголетие, он исполнял религиозные песни и госпелы, составляя из них целые концертные программы. Участвовал в постановке мюзикла "Время", и вместе с квартетом Young Ones, пародируя свои собственные ранние песни, добился еще одного первого номера в британских чартах.

В дискографии приводятся лонгплеи последних лет:

  1. I'm Nearly Famous (Rocket 1976)
  2. Every Face Tell a Story (Rocket 1977)
  3. Small Corners (1977)//Green Light (1978)
  4. Thank You Very Much (1979)
  5. Rock'n'Roll Juvenile (Rocker 1979)
  6. I'm No Hero (EMI 1980)
  7. Rock On with Cliff (1980)
  8. Listen to Cliff (1980)
  9. Wired for Sound (EMI 1981)
  10. Now You See Me, Now You Don't (EMI 1982)
  11. Silver (EMI 1983)
  12. Dressed for the Occasion (Island 1983)
  13. The Rock Connection (1984)
  14. Walking in the Light (Myrth 1985)
  15. Time (1986)
  16. Always Guaranteed (EMI 1987)
  17. Cliff (EMI 1987)
  18. The Album (1993)

сборники:

  1. The Music and Life of Cliff Richard (коробка с OOOOOO) EMI)
  2. Cliff's Hit Album (CBS)
  3. Love Songs (EMI 1982)
  4. Best of (Maybelline 1987)
  5. Рrivate Collection (1988)
  6. From the Distance - The Event (EMI 1990) A:1