Ведущий член группы Be-Bop Deluxe, незаурядный гитарист Билл Нельсон родился в английском городе Уэйкфилде. Работая клерком в правительственной конторе, в свободное время он набирался музыкального опыта в выступлениях с различными йоркширскими ансамблями. Один из них, ориентированный на госпел Gentle Revolution, даже смог выпустить в свет три диска, записанных на родине в самодеятельной домашней студии. Эти диски продавались крайне ограниченным тиражом (примерно 250 экземпляров), но потом стали раритетами. Последний из этих дисков (G3) попал на глаза знаменитому лондонскому диск-жокею Джону Пилу, который немедленно вызвал Нельсона в Лондон и буквально навязал его фирме EMI.
Никого из состава, выпустившего диск (1) и сопровождавшего Cockney Rebel в своем первом большом турне, во втором воплощении ансамбля Нельсон не оставил. Теперь рядом с ним играли бывшие члены Cockney Милтон Рим-Джеймс и Пол Джефри, а также бывший ударник группы Hackensack Саймон Фокс. Однако "кокни" не прижились , и альбом (2) Нельсону пришлось записывать вместе с Фоксом и басистом - новозеландцем Чарли Тумахеем под управлением продюсера группы Queen Роя Бейкера.
По словам самого Нельсона, на этом альбоме они собирались развивать музыкальные идеи Дэвида Боуи, который, по его мнению, очень слаб как исполнитель. Действительно, отличный, почти безгрешный диск отдаленно напоминал раннего Боуи, хотя композиции группы были многослойными, с виртуозными инструментальными соло. Диапазон звучания оказался очень широким - от потрясающих слух Stage Whispers или Sound Track до ясных и легко слушающихся баллад. Гитарист обнаружил отличное понимание роковой специфики и незаурядные технические способности, а также немалую изобретательность. Рецензенты поставили Нельсона в один ряд с Джимми Пэйджем, Стивом Хиллиджем и Джеффом Беком. Своеобразная и оригинальная личность, Нельсон был склонен оспаривать общеизвестные истины и рисковать на уже протоптанных путях. Нельсон был не только талантливым композитором и исполнителем, он писал вполне грамотные тексты, сюжеты которых, правда, замыкались на описаниях переживаний автора во время выступления и автобиографических лирических подробностей.
Затем к составу присоединился клавишник Эндрю Кларк, в начале 1976 года было намечено большое турне, к которому был приурочен выпуск диска (3). Все эти акции должны были высоко поднять рейтинг ансамбля в роковой иерархии. Но ничего этого не произошло. Группа оказалась слишком изобретательной, чтобы прельстить подростковую публику.
Диск (3) очень хорош для начала знакомства с группой. Здесь Нельсон выразил свое видение будущего поп-рока с помощью своей блестящей гитары.
Хотя альбомы продолжали регулярно выпускаться, стало очевидным, что единственным коммерческим спасением для коллектива окажется Америка, где нашли себе прибежище многие непризнанные на родине британские ансамбли.
Однако летом 1978 года путь группы все же завершился. Последней точкой оказался символически названный двойной компилятивный альбом. Нельсон собрал новую группу Red Noise, с которой записал четыре альбома, а с 1985 года занялся сольной работой над экспериментальной музыкой на собственной студии Cocteau Reco r ds. Его творения носили скорее амбиентный характер, не опирались на технические достоинства гитариста и имели весьма слабое отношение к року. В поп-музыку он вернулся только в 1990 году с диском Luminous. На нем, равно как на альбоме Practically Wired, Билл, в отличие от гитарных гроссмейстеров последних времен - Сатриани, Джонсона, Вэя - не вкладывает всю душу в гитарную пиротехнику. Его песни ладно скроены и несут мощный инструментальный заряд.
Хотя отнесение творчества Нельсона и его групп к прогрессиву достаточно условно, по интеллигентности и духу музыка их близка к сольным альбомам Питера Хэммилла.
Дискография:
альбомы группы Gentle Revolution:
Northern Dream
диски Be-Bop Deluxe:
сборники:
записи группы Red Noise:
сольные записи Билла Нельсона: