Судьба ансамбля Badfinger не совсем обычна. С самого начала своей творческой карьеры он во многом отличался от множества групп, выдвинувшихся на первый план в шоу-бизнесе в начале 70х годов. Коллектив, появившийся сначала под названием The Iveys, объединил четырех человек: Пита Хэма (вкл, гтр, клвш) и ударника Майка Джиббинса из Суонси, промышленного шахтерского города в южном Уэльсе, вместе с басистом Томом Эвансом и гитаристом Джоуи Молландом из Ливерпуля. Они выступали по вечерам в недорогих клубах и имели сотню-другую поклонников из рабочих кварталов. В Ливерпуле они играли в прославленном клубе "Пещера", где начинали свою карьеру Beatles. Ребята старались придерживаться и имиджа ранних Beatles, используя внешнее сходство Молланда с Полом Маккартни и тождественную вокальную манеру. После того, как Iveys в 1968 году предложили Маккартни в 1968 году прослушать свои записи, был подписан контракт с фирмой Aррle - большая удача для начинающего ансамбля.
В 1969 году у Iveys вышел первый сингл Maybe Tomorrow, который стал хитом повсюду, кроме Англии. Но решающую роль в становлении их карьеры сыграла работа над звуковой дорожкой к фильму "Магический христианин", где в главных ролях снялись Ринго Старр и Питер Селлерз. Одна из песен, Come And Get It, написанная специально для ансамбля Полом Маккартни, завоевала признание слушателей и стала первым настоящим хитом ансамбля и в Англии. Здесь Iv e ys сменили название, перестали быть малоизвестным ансамблем местного значения и приобрели популярность у широкой публики. Следующими альбомами, на которых Badfinger записывали только собственные песни, они закрепили этот успех.
В начале 70х рок-фэны не могли оправиться от шока, вызванного распадом Beatles. Как раз к этому времени и относится взлет Badfinger - все способствовало тому, что молодые любители музыки увидели в ансамбле перевоплощение знаменитой четверки, Так вокруг начинающего ансамбля сложился миф, в который хотелось верить и который с охотой поддержали заправилы шоу-бизнеса.
Завоевав популярность, Badfinger не потерял, однако, своей первоначальной аудитории - ею осталась в основном все та же рабочая молодежь, но количество поклонников выросло во много раз - и не приобрел атрибутов, характерных для доминировавших в то время исполнителей.
Во время первых американских гастролей хитом становится и песня No Matter What. Затем они работают над вторым альбомом, который получил исключительно благожелательные рецензии и содержал песню Without You, ставшую в 1972 году первым номером в английских чартах в исполнении Нильссона.
Песни Badfinger в большинстве своем были философско-лирическими, написанными в виде баллад - стиле, характерном для английской традиционной музыки, во многих из них ярко выражен социальный мотив и чувствуется дух той простой рабочей среды, откуда вышли сами участники ансамбля. В их песнях почти не было того заумного интеллектуализма и мистицизма, которые стали почти повальным увлечением авторов начала 70х годов. Они были наполнены смыслом и их содержание не всегда укладывалось в рамки развлекательной музыки. Такова песня Come and Get It, звучавшая в кульминационный момент фильма "Магический христианин", высмеивающего власть денег над людьми. Эта же тема поднималась и в песне Money. Проблеме молодого поколения, его жизненного пути и правильного выбора посвящена их песня "Выполнить до завтра". Рассуждениями о несовершенстве современного британского общества, об иллюзиях, которое оно создает и возможностями его переустройства наполнена песня Рerfection.
В 1971 году члены ансамбля наглядно продемонстрировали свои убеждения, приняв участие в знаменитом концерте для Бангладеш, организованном Джорджем Харрисоном, все сборы от которого пошли в фонд помощи голодающему народу Бангладеш.
Члены группы не писали песен на потребу сытой публики, им был чужд коммерческий подход к музыке, в песнях своих им удавалось сохранить то, с чем они пришли в мир большой музыки: честность и искренность.
Но коммерческий успех стороной их не обходил. Первым номером в американских чартах стала песня Day After Day, удачным был и третий лонгплей, который выпускал Тодд Рандгрен. Они принимали участие в записывающих сессиях (включая запись альбома Харрисона All Things Must Рass и сингла Ринго Старра It Don't Come Easy).
Пожалуй, самым талантливым в группе был Пит Хэм, ее основатель и руководитель. Им или в соавторстве с ним были написаны почти все лучшие песни. Большинство его песен - это философские рассуждения и размышления о жизни. Часто в песнях Хэма звучит морально-этическая тема. Его мысли о цели жизни и стремлении правильно выбрать путь перекликались с биографией самого Хэма, а поэтому и с проблемами того слоя молодежи, к которому принадлежал он сам. "Я жил в таком месте, где никогда не светило солнце, но моя жизнь слишком коротка, чтобы ждать, когда оно взойдет", - звучат слова в одной из песен, написанной им вместе с Эвансом. Были у Хэма и лирические песни, однако лиризм в них никогда не подменялся сентиментальностью, а нежность - слащавостью. Песни его почти всегда были суровы и даже мрачноваты, как закопченное небо над южноуэльсскими городами...
Badfinger для достижения успеха не захотел идти по пути вызывающей экстравагантности. За время своей работы ансамбль сохранил свой стиль, а его песни - тонкий лиризм и вдумчивость, душу, искренность и простоту. В 1974 году они разорвали контракт с Aррle и подписали новый с американским концерном Warner Brothers. Но этот шаг привел к исчезновению мифа о Beatles №2. Да и память о прототипе начала стираться из памяти широкой аудитории. Теперь стало возможным заметить и несоответствие квартета требованиям шоу-бизнеса. Члены группы были не настолько сильны, чтобы выстоять в этой борьбе, но и не настолько продажны, чтобы свернуть с пути, по которому шли с самого начала. На компромисс идти не хотелось. В это время они записывают композицию "Отсюда надо выйти", которая передает их текущее мизантропическое настроение. "Выживают лишь дураки, которые носятся вокруг, стараясь наделать больше шума...", - поется в ней.
Несмотря на продолжающееся сотрудничество с Дереком Тэйлором, новый контракт мало что обещал любой из заинтересованных сторон. Как альбом Badfinger, так и Wish You Were Here были полными провалами. Ансамбль оказался в кольце отчуждения. Мрачные нотки все чаще стали появляться в их песнях. Сильнее всех неудачи переживал Хэм. Сказывались также болезненное восприятие действительности, неувязки в личной жизни, недостатки в управлении группой. Американская публика перестала принимать группу. Выйти из положения действительно надо было. Но как?
В одной из песен Пита есть слова: "И все же в этом мучительном мире есть место, куда я смогу уйти..." В конце апреля 1975 года он объявил о своем уходе из группы, а через день повесился. Badfinger сложили оружие и собрались вновь только в 1978 году, причем функции клавишника взял на себя Тони Кайе, а ударником стал Питер Кларк.
Дискография:
сборники:
cольные записи Джоуи Молланда:
1. The Рilgrim (Ry kodysc 1992) B:1