Amanda Lear

На альбоме Sweet Revenge Аманда Лир снабдила текстами диско-сюиту жизнь девушки, которая продала душу дьяволу и стала знаменитой и богатой, но позже откупилась чистой любовью к мужу. Такая современная Фаустиада являлась метафорой образа мыслей и жизни самой Аманды. Эта женщина тоже подписала контракт с дьяволом рекламы. По отцу полу-англичанка, по матери полу-русская (родилась 18.11.46 г в Гонконге), еще в детстве она влюбилась в красивую одежду и роскошные автомобили, а брошенную отцом мать часто расспрашивала: "а почему этого нет у нас?". За ответом добралась до Парижа и во времена Твигги какое-то время перебивалась как натурщица и манекенщица. "Прекраснейший скелет", как ее когда-то назвал Сальвадор Дали, быстро прорывался к плейбоевской элите. Скоро ее приятелями стали Мик Джаггер, Энди Уорхол и, прежде всего, упомянутый Дали. Его имя трепалось в печати, когда Аманда подала в суд на журнал, который обозвал ее любовницей художника. Но к миру этому милосердной она не была, все звезды поп-музыки были, на ее взгляд, "неопытными, неначитанными, не умеющими поговорить о многих вещах". Хорошо усвоила, кто и чем добился паблисити, которое сопровождало и карьеру абсолютных неумех. "Хуже всего, что я могла бы сделать, это стать чьей-то любовницей или многодетной мамашей, иметь мигрень или следить за чистотой на кухне".

Девушку, услышав которую, поседел бы любой учитель пения, привел в шоу-бизнес Брайан Джонс, который взял ее с собой на выступление Тины Тернер, но особенное влияние на выбор пути оказал Дэвид Боуи, на упреки в "неумении петь" всегда имевший готовый ответ: "Петь не умели ни Марлен Дитрих, ни Джульет Греко, однако у них обеих была своя харизма". Боуи посоветовал Аманде для бульварных журнальчиков принять образ "трансильванской гетеры" - из собственного опыта он знал, на какого конька лучше садиться. Аманда отлично последовала этому совету - и журналы запестрели историями о хипстеровском сожитии ее с Джими Хендриксом, наркотических оргиях с Брайаном Джонсом или интимной дружбе с Брайаном Ферри или самим Дэвидом Боуи. Ко всему этому Аманда проявила и собственную инициативу - она фотографировалась для "Плейбоя": "Я вообще-то против таких форм рекламы, но в моем случае у меня было два серьезных довода за - заработать побольше денег и доказать, что я не мужчина". Нужно сказать, что Лир является обладательницей такого носового альта ("от курения и ночей любви"), что один из режиссеров радиопередач при трансляции ее песни The Sрhinx вопрошал: "Как зовут этого парня?".

Последовали мюзиклы, фильмы и запись, которая вышла под французским названием La Bagarre, хотя много удачи эти проекты не принесли. Но Аманда помнила, что в шоу-бизнесе царствует закон джунглей: "выживает тот, кто в лучшей форме".

Между тем в Мюнхене ждал своего часа продюсер Энтони Монн, который хотел бы встать в ряд успешных творцов местного диско-саунда: Фариана, Мородера, Кунца. Он исходил из распространенного взгляда, что "диско никому не вредно". Постепенно он подключил к своей стае любительскую группу Saragossa Sand, интересных негритянских исполнителей из Нью-Йорка Джуди Чикс и Orlando Riva Band, которые, впрочем, под управлением Монна многого не добились. Но вершиной его активности стала Аманда Лир, попавшая в элиту самых выразительных представительниц европейской дискотечной музыки, включая в свое творчество изрядную порцию декадентства и фривольности. "Я - глянцевая фотография, сотворенная волшебством автоматического Никона", - представляла она себя в титульной песне своего дебютного альбома I'm a Рhotograрh, включавшего в себя также крупные хиты Blood And Honey, Tomorrow, Lady In Black и, само собой, Queen of China Town. По слухам, при записи этого альбома Монн заставил ее выкурить чуть ли не блок сигарет, и только к четырем утра, когда Аманда падала с ног от усталости, ей удался голос, который Манн выжимал из нее - как будто Марлен Дитрих или "портовая девушка" Лалу Андерсон были перенесены в современный мир маникюрных кабинетов или вечеринок в Сен-Тропезе.

В отличие от других мюнхенских деятелей, Монн всегда держал дистанцию от соуловых, карибских или филадельфийских влияний и ловко прививал Аманде отстраненный и в какой-то мере циничный вокал-тенор на мистические или, наоборот, куплетные мелодии с балканскими, русскими и восточными мотивами, с роскошной аранжировкой и до крайности танцевальным ритмом. Англичане такую музыку в целом отвергают, но Монн свою направленность аргументировал следующим образом: "Американские фирмы хотят от нас типичного заморского диско. Только Аманда не негритянская певица, у нее французский шансоновый голос".

Однако, немного странно, что при своих амбициях Лир выбрала сферой диско, которое повсеместно ругали как "чисто коммерческую музыку". Почему она это сделала? "Это как с кино, когда молодая актриса хочет играть в сильных фильмах, но сначала должна сделать себе имя, чтобы обратить на себя внимание серьезных продюсеров". Свое честолюбие Аманда реализовала в текстах. "Хотела бы петь интеллектуальное диско. Сегодня это главный жанр. Для молодого поколения рок одряхлел, а панк вышел из моды. Нужно использовать благоприятную возможность и заменить бессмыслицу в текстах типа "люби меня, крошка, люби" на слова, которые более осмысленны".

На следующем альбоме Sweet Revenge с главными хитами Follow Me и Enigma Аманде удались весьма сложные образы. Песня Hollywood Flashback имела совершенно специфическую атмосферу, обусловленную слиянием ретроспективной музыки, ностальгического текста и сдавленного голоса, который, несмотря на всю свою "ненапевность", был способен к глубокому самовыражению. Доверительно произносящиеся слова как будто направлены к единственному слушателю, как в хите The Sрhinx из лонгплея Never Trust a Рretty Face: "Мне не важно, знаменита я или нет, но только не умею плакать, потому что сфинкс не знает слез".

Вряд ли карьера Аманды годится как прецедент. В Европе она была знаменитой: в 1979 году читатели польской "Панорамы" поставили ее третьим исполнителем года вслед за Smokie и Bee Gees, и даже для итальянцев, славящихся хорошим вкусом, она являлась одной из фавориток в жанре вместе с необычайно требовательной артисткой Кэйт Буш: они также, будучи антиподами, отлично дополняли друг друга. Популярная музыка - это узкая горная тропка, где с одной стороны слава, а с другой - пропасть китча. Взгляд в обрыв пугает и притягивает. Об этом нужно помнить, наблюдая неразборчивые, расчетливые, а зачастую и попросту грязные методы для достижения золота популярности, и все это хорошо иллюстрировала история Аманды Лир.

После более чем двухлетнего перерыва Аманда выпустила синглы Love Your Body и Darkness and Light и альбом Inkognito с продюсером Роберта Каччапаглиа.

Дискография:

  1. I Am a Рhotograрh (Ariola 1977)
  2. Sweet Revenge (Ariola 1978)
  3. Never Trust a Рretty Face (Ariola 1979)
  4. Diamonds for Breakfast (Ariola 1980)
  5. Inkognito (1981)
  6. Tam Tam (Ariola 1983)