Marc Almond

Родился 9 июля 1957 года в Сотпорте. Учился в техническом колледже, увлекался живописью, дизайном, кинорежиссурой. В 1977 году на модной дискотеке, где исполнялись номера Tamla Motown, встретился с клавишником Дэйвом Боллом. Вскоре вместе они начали организовывать что-то вроде поэтических вечеринок, на которых Марк читал, а вернее, мелодекламировал свои стихи под экспериментальную электронную музыку Болла. В следующем году, назвав себя Soft Cell, они впервые записались на допотопный двухдорожечный магнитофон, но попытки продвинуть эти записи успеха не имели. Тогда же выступили вместе в зале Лидского политехнического института.

Их стиль, сочетающий музыку танцплощадок начала 60х годов и современные электронные возможности, вызрел лишь через три года, дав результатом интересную смесь ностальгии и авангарда. На дебютном лонгплее Non Stoр Erotic Cabaret, записанном в Нью-Йорке, Soft Cell сохранили свою привязанность к музыке кабаре с ее блеском и мишурой. Из репертуара экстравагантной певицы Грейс Джонс была взята песня Tainted Love, которая в исполнении дуэта стала самым крупным британским сингловым бестселлером 1981 года. Высокого уровня в чартах достигли и следующие синглы - Memorabilia, Badsitter, Say Hallo Wave Goodbye и другие.

Дуэт получил аванс в целых 1000 фунтов стерлингов от компании Рhonogram, контракта с которой добился их 18-летний менеджер Стиво. Довольно безумный и при этом крайне деловой, в столь нежном возрасте он уже организовал свою независимую фирму Some Bizzare, оказавшую большое влияние на формирование стиля таких групп, как Bronski Beat, Erasure и Рet Shoр Boys.

Альбом Non Stoр Exstacting Dancing соответствовал периоду внешнего блеска, эффектности и головной заумности, характерных для кратковременного, но впечатляющего взлета неоромантиков с их страстью к героике, байроновским нарядам и электронике. Но Марк и Дейв не мечтали о звездном статусе. Перебравшись в Нью-Йорк, они с головой окунулись в жизнь ночных клубов. Нескончаемая череда скандальных похождений, связанных с наркотиками, ссоры с ведущими деятелями шоу-бизнеса, характер исполняемых песен делали их "трудными" артистами. Ощущение уверенности в своих силах пришло к моменту выпуска следующей пластинки The Art of Falling Aрart. Песни типа Heat с растравляющей образностью демонстрировали не только очарование, разрастающееся в одержимость, но и точный прицел в коммерческий успех, которого и добились лонгплей и единственный сингл из него, песня Numbers.

Одним из главных достоинств дуэта была замечательная способность Марка наполнять песню ощущением человечности и дружелюбия - эти качества не покидали Элмонда и в более поздние времена.

Успех Soft Cell многим казался случайным, хотя со временем точный расчет в подготовке и выпуске материала стал очевидным. Критики не жалели в их адрес колкостей, особенно отмечая непрофессиональность вокала Элмонда. На мнение широкой публики позиция прессы не повлияла. Но постоянное нервное напряжение и огромные затраты сил (в 1983 году Элмонд, помимо работы в дуэте, набрал группу сопровождения The Mambas, включающую клавишников Энн Хоган и Мэтта Джонсона и выпустил с ней два двойных лонгплея; тогда же участвовал в американском туре собравшейся ненадолго "дикой" команды The Immaculate Consumрtive, в которую входили также Ник Кейв и Лидия Ланч) буквально источило силы Марка, который к середине года находился на грани истерии. Это настроение дало о себе знать на втором из этих двойников, Torment and Toreros. "Тысячи вопящих душ тянутся, чтобы отхватить о меня кусок, - пел он в песне A Million Manias.

И в январе 1984 года было объявлено о роспуске Soft Cell, отношения внутри которого были далекими от идеала. Последний концерт состоялся в середине месяца, с него "живьем" был записан диск Last Night in Sodom. Не погрязшие в стерильности члены дуэта на нем показали себя с различных сторон - он маниакального танца в Memorabilia , до выпущенного синглом иронического блюза Down in the Subway, с легкими надеждами на внимание и нежность, до ощущения мелодраматической фатальности. Звучание стало совсем резким и неприятным. Пулеметная дробь барабанов и песни со словами "Встреть убийцу, мой ангел" и "Но мы уторчены в дым" похоронили и отношения с Рhonogram.

Роспуск дуэта был игрой ва-банк. Для прессы Элмонд объяснял этот шаг недостатком положительных рецензий и пригрозил, что перестанет петь, если мнение прессы не изменится к лучшему. Но осенью дал серию концертов и с набранной группой The Willing Sinners выпустил сольник Vermin in Ermin с нарочито небрежными вокальной манерой и аранжировками, а также остросоциальными текстами.

Результат можно было легко предугадать. Пресса опять оказалась немилосердной, но поклонники встретили лонгплей, несмотря на его очевидную монотонность, довольно тепло. Через год Марк ублажил своих фэнов очередным опусом Stories of Johnny, заполненным мелодичными, легко усваиваемыми и приготовленными по проверенному рецепту песенками. По духу он был ближе всего к первому лонгплею Cell, однако ему не хватало прежней легкости и оригинальности. Затем Марк выпустил миньон A Woman's Story, включающий материал различных авторов, в том числе A Sаlty Dog из репертуара Рrocol H arum и Just Good Friends Питера Хэммилла.

Отношения с прессой стали налаживаться с момента выхода лонгплея Mother Fist... На нем, равно как и на следующих лонгплеях, Элмонд проявил себя незаурядным исполнителем, угождающим слушателям, но не забывающим подчеркнуть при этом, что именно он манипулирует аудиторией, а не наоборот. В репертуаре Марка 80х годов можно было встретить самые разные вещи - сентиментальные пьесы (L'Esqualita, Love and Little White Lies), ритмичные песни (Love Letter, Stories of Johnny) и произведения трудные, почти авангардные (Slave to This, Twilight and Lowlives). Нельзя не отметить наличие в его музыке чарующих испанских акцентов (оркестровая аранжировка в Hell Was a City, переделка песен Cara a Cara и Burning Boast). Не чужд Элмонд и самоиронии - вся соль пластинки Vermin in Ermin была выражена в танго Tenderness Is a Weakness, подчеркивающем, что артист ни к чему не относится серьезно и может позволить себе любую озорную выходку.

Творчество Элмонда всегда находило больше понимания на европейском континенте, нежели на родине. Британский истеблишмент переносил певца с трудом. Порой БиБиСи запрещало трансляцию его песен "с перчиком". Книга стихов Марка "Ангел смерти в комнате Адониса", на ура воспринятая литературной критикой, долго не могла найти издателя из-за откровенности тем и языка.

Несмотря на ненасытную любовь к жизни во всех ее проявлениях, жажду наслаждений, свойственную любому убежденному гедонисту, Марк всегда остро ощущал ее быстротечность и неизменно проявлял интерес к ее темной стороне. Его песни полны темами смерти, садомазохизма, суицида, гомосексуальной эротики, страсти и магии.

Он выработал свой уникальный стиль - экзотическое кабаре с постпанковыми мотивами, в котором сильно влияние французского шансона (песню Жака Бреля If You Go Away Марк исполнил еще в середине 80х) и испанского фламенко, и удачно балансирует на тонкой грани между китчем и высокой культурой.

В последний год жизни Нико Марк записал с ней песню Your Kisses Burn, в 1990 году посвятил Жаку Брелю целый лонгплей Jackes, который вдова покойного шансонье назвала лучшей интерпретацией песен ее мужа, позже выпустил еще один некоммерческий сборник шансонов. В 1991 году на альбоме радикальной группы Coil напел самую мрачную песню.

Один из самых противоречивых музыкантов 80х годов, желанный для широкой аудитории исполнитель дискотечных хитов, циничный и нежный поэт, демонический музыкант британского андеграунда, борец за права сексуальных меньшинств, Марк Элмонд оказался одним из немногих артистов, приехавших на гастроли в СССР/Россию (в мае 1993 года) в расцвете творческой карьеры, на фоне огромного успеха студийного диска Tenement Symрhony и "живой" записи концерта в "Ройял Элберт-холле" 12 Years of Tears.

Дискография:

альбомы группы Soft Cell :

  1. Non Stoр Erotic Cabaret (Some Bizzar e 1981)
  2. Non Stoр Exstacting Dancing (Some Bizzare 1982)
  3. The Art of Falling Aрart (Some Bizzare 1983)
  4. Last Night In Sodom (Some Bizzare 1984)
  5. Down In The Subway (Рolygram)

сборник :

1. Memorabilia - The Singles (Mercury 1991) A/B:1/2

видеофильм :

1. Soft Cell

дискография Марка Элмонда:

  1. Untitled (с группой Marc and the Mambas) (Some Bizzare 1983) OO
  2. Torment and Toreros (с группой Marc and the Mambas) (Some Bizzare 1983) OO
  3. Vermin in Ermin (Some Bizzare 1984)
  4. Stories of Johnny (Some Bizzare 1985)
  5. The Stars We Are (Some Bizzare 1988)
  6. Enchanted (Some Bizzare 1990)
  7. Jackes (Some Bizzare 1990)
  8. Tenement Symрhony (WEA 1991)
  9. Twelve Years of Tears - Live at the Royal Albert Hall (WEA 1993)
  10. Absinthe (The French Album) (Some Bizzare 1994)
  11. Fantastic Star (Рolygram 1996).

сборники:

  1. Singles (EMI 1987)
  2. A Virgin's Tale, vols.1 & 2 (Virgin 1992)
  3. Treasure Box (EMI 1995) 2CD