Adrian Belew

Вопрос на засыпку: кто сможет отыграть у Херби Хэнкока, Лори Эндерсон, Фрэнка Заппы, с Talking Heads, Tom Tom Club, Yellow Magic Orchestra и в King Crimson?

Ответ: только Адриан Белью. Этот долговязый гитарист из Цинтинатти на рубеже 70/80х годов участвовал в записи большего числа альбомов, чем самый завзятый сэйшнмен в шоу-бизнесе. Казалось, что всем нужен был этот звук, этот неземной рев, что стал маркой Белью, эти жуткие "животные" голоса, которые он извлекает из своего "Фендер Стратокастера" с помощью разнообразнейших электронных приставок. Кажется, что гитара сама дрожит в руках музыканта. Грамотно используя широчайший диапазон звучаний, он, при всей своей эмоциональности, создает впечатление полного контроля. Эксцентричные гитарные мутации очень обоснованны и даже "научны". Совершенно переосмыслив основные принципы гитарной игры, Белью создал неповторимый инструментальный стиль, который по духу идеально соответствовал музыке 80х годов. Вот отчего на него такой спрос.

Он говорит: "Я учился играть у Джеффа Бека и других великих мастеров 60х годов. Но в начале 70х я почувствовал, что хочу иметь свой гитарный голос. Я избегал играть, как все... На какое-то время (два года) я даже вообще оставил гитару и начал играть на ударных в ресторанных группах". Более невероятный путь для создания собственного гитарного стиля и не мыслится, но именно за это время Белью отучился от старых блюзовых риффов и вдохновился на поиски.

В середине 70х годов он вернулся к гитаре, приобрел "Фендер" и начал внедряться со своей "слоновьей" или "носорожьей" гитарой в группы, игравшие на Среднем Западе. Он стал экспериментировать со студийной техникой, пытаясь воссоздать эти эффекты на сцене. "К 1977 году я почувствовал, что кое-что из себя значу... Я мог играть то, что не удавалось никому".

Заппа заметил его, когда Белью играл с нэшвильским ансамблем Sweetheart. Адриан участвовал на гастрольных представлениях Sheik Yerbouti и на записи соответствующего альбома. У Фрэнка он научился многому. "Я был единственным музыкантом в ансамбле, который не умел читать ноты. Мне пришлось учиться умению одеваться, сценическому поведению и многому другому. Да и в музыкальном плане. Мы репетировали целыми неделями. Мы обращали самое тщательное внимание на вещи, которые я недопонимал, или на то, что могло мне пригодиться в будущем".

После записи "Шейха" и окончания европейского турне Белью попадает к Дэвиду Боуи. "Здесь я впервые перестал петь и стал только лидер-гитаристом. Мне приходилось много солировать и выдавать звуковые эффекты, тогда как у Фрэнка я играл на ритм-гитаре, иногда пел и выделывал сценические трюки".

После записи диска Lodger Белью возвращается в Иллинойс к жене и двум детям. Там он начинает работать в студии с Кристи Блей, Ричи Дэнхартом и Биллом Иенсеном. Они организовали группу Gada и год гастролировали. У коллектива не было ударника, и всю его партию Белью записывал в студии и выпускал фонограммой.

Однажды ансамбль открывал выступления League of Gent l emen Роберта Фриппа. Отсюда пошли контакты с Фриппом и Ино, а также с Дэвидом Бирном и Джерри Харрисоном из Talking Heads. Последние попросили Адриана отыграть на записи альбома Remain in Light.

Белью вернулся в Иллинойс, но вскоре Heads разыскали его и предложили участвовать в их турне. Тогда-то и начался музыкально самый плодотворный этап карьеры Белью, основные вехи которого: работа в реформированной King Crimson, с Дэвидом Бирном (сольный диск последнего The Catherine Wheel), с Тиной Уэймоут и Крисом Франтцем в Tom Tom Club, с Джерри Харрисоном на альбоме The Red & the Bla c k, с Хэрби Хэнкоком (Magic Windows) и другими. Лучшие образцы его гитарного звука представлены в композициях Elephant Talk на альбоме Discipline (King Crimson), L'Elephant (Tom Tom Club) и первом сольном альбоме Lone Rhino. Он был записан на Багамах вместе со старыми приятелями из Gada и одновременно с работой над диском Tom Tom Club.

Затем продолжилось сотрудничество с King Crimson, работы с Лори Эндерсон, Робертом Палмером, Джо Кокером и другими. Записывал соло и с собственной группой The Bears альбомы, каждый их которых получал высокие оценки в музыкальных изданиях.

"В этот момент своей жизни я не хочу быть кем-то одним. Я не считаю себя только гитаристом, я хочу побывать продюсером, певцом, инструменталистом, композитором и... может быть, делать фильмы. Я не верю в свои границы".

Дискография:

Adrian Belew

  1. Lone Rhino (ISL 1981)
  2. Twang Bar King (ISL 1983) B+B
  3. Desire Caught Be the Tail (ISL 1986)
  4. The Bears (с группой Bears) (Primitive Man 1987) B+A-
  5. Rise and Shine (c Bears) (Primitive Man 1988)
  6. Mr.Music Head (ATL 1989)
  7. Young Lions (ATL 1990) A:1
  8. Inner Revolution (ATL 1992)
  9. Here (ATL 1994)
  10. Guitar As Orchestra (ATL 1995)

сборник:

  1. Desire of the Rhino King (PLG 1996)