Автомат с магазинной памятью: различия между версиями
KVN (обсуждение | вклад) м (Защищена страница «Автомат с магазинной памятью» ([edit=autoconfirmed] (бессрочно) [move=autoconfirmed] (бессрочно))) |
KVN (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Автомат с магазинной памятью''' ([[Pushdown | '''Автомат с магазинной памятью''' (''[[Pushdown automaton]]'') — тип [[Абстрактная машина|абстрактной машины]], определяющий класс | ||
[[Контекстно-свободный язык|контекстно-свободных языков]]. | [[Контекстно-свободный язык|контекстно-свободных языков]]. | ||
'''Автомат с магазинной памятью''' (сокращенно [[МП-автомат| МП-автомат]] ) | '''Автомат с магазинной памятью''' (сокращенно [[МП-автомат| МП-автомат]] ) — это семерка | ||
<math>P=(Q,\Sigma,\Gamma,\delta,q_0,Z_0,F)</math>, где | <math>P=(Q,\Sigma,\Gamma,\delta,q_0,Z_0,F)</math>, где | ||
(1) <math>Q</math> | [[Файл:Pushdown automation.png|300px|right]] | ||
(1) <math>Q</math> — конечное множество символов ''состояний'', | |||
представляющих возможные состояния управляющего устройства; | представляющих возможные состояния управляющего устройства; | ||
(2) <math>\Sigma</math> | (2) <math>\Sigma</math> — конечный ''входной'' алфавит; | ||
(3) <math>\Gamma</math> | (3) <math>\Gamma</math> — конечный алфавит ''магазинных'' символов; | ||
(4) <math>\delta</math> | (4) <math>\delta</math> — отображение множества <math>Q\times(\Sigma\cup\{ e\})\times\Gamma</math> в множество конечных | ||
подмножеств множества <math>Q\times \Gamma^*</math>; | подмножеств множества <math>Q\times \Gamma^*</math>; | ||
(5) <math>q_0\in Q</math> | (5) <math>q_0\in Q</math> — ''начальное'' состояние управляющего устройства; | ||
(6) <math>Z_0\in \Gamma</math> | |||
(6) <math>Z_0\in \Gamma</math> — символ, находящийся в магазине в начальный | |||
момент (''начальный'' символ); | момент (''начальный'' символ); | ||
(7) <math>F\subseteq Q</math> | |||
(7) <math>F\subseteq Q</math> — множество ''заключительных'' состояний. | |||
''Конфигурацией'' МП-автомата <math>P</math> называется тройка | ''Конфигурацией'' МП-автомата <math>P</math> называется тройка | ||
<math>(q,\omega,\alpha)\in Q\times\Sigma^*\times\Gamma^*</math>, где | <math>(q,\omega,\alpha)\in Q\times\Sigma^*\times\Gamma^*</math>, где | ||
(1) <math>q</math> | (1) <math>q</math> — текущее состояние управляющего устройства; | ||
(2) <math>\omega</math> | (2) <math>\omega</math> — неиспользованная часть входной цепочки; | ||
первый символ цепочки <math>\omega</math> находится под входной | первый символ цепочки <math>\omega</math> находится под входной | ||
головкой; если <math>\omega =e</math>, то считается, что вся входная | головкой; если <math>\omega =e</math>, то считается, что вся входная | ||
лента прочитана; | лента прочитана; | ||
(3) <math>\alpha</math> | (3) <math>\alpha</math> — содержимое магазина; самый левый символ | ||
цепочки считается верхним символом магазина; если <math>\alpha | цепочки считается верхним символом магазина; если <math>\alpha | ||
=e</math>, то магазин считается пустым. | =e</math>, то магазин считается пустым. | ||
Строка 41: | Строка 45: | ||
конфигурация вида <math>(q_0,\omega, Z_0)</math>, где | конфигурация вида <math>(q_0,\omega, Z_0)</math>, где | ||
<math>\omega\in\Sigma^*</math>. ''Заключительная'' его конфигурация | <math>\omega\in\Sigma^*</math>. ''Заключительная'' его конфигурация | ||
— это конфигурация вида <math>(q,e,e)</math>, где <math>q\in F</math>. | |||
''Такт'' работы МП-автомата <math>P</math> представляется в виде | ''Такт'' работы МП-автомата <math>P</math> представляется в виде | ||
Строка 54: | Строка 58: | ||
<math>\vdash_P</math>. | <math>\vdash_P</math>. | ||
Цепочка <math>\omega</math> ''допускается'' | Цепочка <math>\omega</math> ''допускается'' МП-автоматом <math>P</math>, если | ||
<math>(q_0,\omega,Z_0)\vdash_P^*(q,e,e)</math> для некоторого <math>q\in F</math>. | <math>(q_0,\omega,Z_0)\vdash_P^*(q,e,e)</math> для некоторого <math>q\in F</math>. | ||
Строка 68: | Строка 72: | ||
верхний элемент магазина. | верхний элемент магазина. | ||
Такт работы некоторого | Такт работы некоторого МП-автомата <math>P</math>, связанный с | ||
переходом от конфигурации <math>(q,a\omega,Za)</math> к конфигурации | переходом от конфигурации <math>(q,a\omega,Za)</math> к конфигурации | ||
<math>(q',\omega,\gamma a)</math> при <math>a\neq e</math>, говорит о том, что | <math>(q',\omega,\gamma a)</math> при <math>a\neq e</math>, говорит о том, что | ||
МП-автомат <math>P</math>, находясь в состоянии <math>q</math> и имея <math>a</math> в | МП-автомат <math>P</math>, находясь в состоянии <math>q</math> и имея <math>a</math> в | ||
качестве текущего входного символа, расположенного под | качестве текущего входного символа, расположенного под | ||
входной головкой (т.е. обозревая <math>a</math>), а <math>Z</math> | входной головкой (т.е. обозревая <math>a</math>), а <math>Z</math> — в качестве | ||
верхнего символа магазина, может перейти в новое состояние | верхнего символа магазина, может перейти в новое состояние | ||
<math>q'</math>, сдвинуть входную головку на одну ячейку вправо и | <math>q'</math>, сдвинуть входную головку на одну ячейку вправо и | ||
Строка 90: | Строка 94: | ||
==Литература== | ==Литература== | ||
* Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. — М.: Мир, 1979. | |||
* Касьянов В.Н. Лекции по теории формальных языков, автоматов и сложности вычислений. — Новосибирск: НГУ, 1995. | |||
* Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Теория вычислений. — Новосибирск: НГУ, 2018. | |||
* Касьянов В.Н., Поттосин И.В. Методы построения трансляторов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. | |||
[[Категория:Теория автоматов]] | [[Категория:Теория автоматов]] | ||
[[Категория:Основные термины]] |
Текущая версия от 09:15, 26 ноября 2024
Автомат с магазинной памятью (Pushdown automaton) — тип абстрактной машины, определяющий класс контекстно-свободных языков.
Автомат с магазинной памятью (сокращенно МП-автомат ) — это семерка [math]\displaystyle{ P=(Q,\Sigma,\Gamma,\delta,q_0,Z_0,F) }[/math], где
(1) [math]\displaystyle{ Q }[/math] — конечное множество символов состояний, представляющих возможные состояния управляющего устройства;
(2) [math]\displaystyle{ \Sigma }[/math] — конечный входной алфавит;
(3) [math]\displaystyle{ \Gamma }[/math] — конечный алфавит магазинных символов;
(4) [math]\displaystyle{ \delta }[/math] — отображение множества [math]\displaystyle{ Q\times(\Sigma\cup\{ e\})\times\Gamma }[/math] в множество конечных подмножеств множества [math]\displaystyle{ Q\times \Gamma^* }[/math];
(5) [math]\displaystyle{ q_0\in Q }[/math] — начальное состояние управляющего устройства;
(6) [math]\displaystyle{ Z_0\in \Gamma }[/math] — символ, находящийся в магазине в начальный момент (начальный символ);
(7) [math]\displaystyle{ F\subseteq Q }[/math] — множество заключительных состояний.
Конфигурацией МП-автомата [math]\displaystyle{ P }[/math] называется тройка [math]\displaystyle{ (q,\omega,\alpha)\in Q\times\Sigma^*\times\Gamma^* }[/math], где
(1) [math]\displaystyle{ q }[/math] — текущее состояние управляющего устройства;
(2) [math]\displaystyle{ \omega }[/math] — неиспользованная часть входной цепочки; первый символ цепочки [math]\displaystyle{ \omega }[/math] находится под входной головкой; если [math]\displaystyle{ \omega =e }[/math], то считается, что вся входная лента прочитана;
(3) [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] — содержимое магазина; самый левый символ цепочки считается верхним символом магазина; если [math]\displaystyle{ \alpha =e }[/math], то магазин считается пустым.
Начальной конфигурацией МП-автомата [math]\displaystyle{ P }[/math] называется конфигурация вида [math]\displaystyle{ (q_0,\omega, Z_0) }[/math], где [math]\displaystyle{ \omega\in\Sigma^* }[/math]. Заключительная его конфигурация — это конфигурация вида [math]\displaystyle{ (q,e,e) }[/math], где [math]\displaystyle{ q\in F }[/math].
Такт работы МП-автомата [math]\displaystyle{ P }[/math] представляется в виде бинарного отношения [math]\displaystyle{ \vdash_P }[/math], определенного на конфигурациях следующим образом: [math]\displaystyle{ (q, }[/math] [math]\displaystyle{ a\omega, }[/math] [math]\displaystyle{ Z\alpha)\vdash_P (p,\omega,\gamma\alpha) }[/math], если множество [math]\displaystyle{ \delta(q,a,Z) }[/math] содержит [math]\displaystyle{ (p, \gamma) }[/math], где [math]\displaystyle{ q,p\in Q, }[/math] [math]\displaystyle{ a\in\Sigma\cup\{ e\}, }[/math] [math]\displaystyle{ \omega\in\Sigma^*, }[/math] [math]\displaystyle{ Z\in\Gamma }[/math] и [math]\displaystyle{ \alpha,\gamma\in\Gamma^* }[/math]. Через [math]\displaystyle{ \vdash_P^* }[/math] и [math]\displaystyle{ \vdash_P^+ }[/math] обозначаются соответственно рефлексивное и транзитивное замыкание и транзитивное замыкание отношения [math]\displaystyle{ \vdash_P }[/math].
Цепочка [math]\displaystyle{ \omega }[/math] допускается МП-автоматом [math]\displaystyle{ P }[/math], если [math]\displaystyle{ (q_0,\omega,Z_0)\vdash_P^*(q,e,e) }[/math] для некоторого [math]\displaystyle{ q\in F }[/math].
Языком, определяемым (или допускаемым) автоматом [math]\displaystyle{ P }[/math] (обозначается [math]\displaystyle{ L(P) }[/math]), называют множество цепочек, допускаемых автоматом [math]\displaystyle{ P }[/math].
Сравнивая понятия конечного и магазинного автоматов, можно сказать, что МП-автомат получается из конечного автомата добавлением потенциально бесконечной рабочей (вспомогательной) памяти, в которой элементы информации хранятся и используются так же как патроны в магазине автоматического оружия, т.е. в каждый момент доступен только верхний элемент магазина.
Такт работы некоторого МП-автомата [math]\displaystyle{ P }[/math], связанный с переходом от конфигурации [math]\displaystyle{ (q,a\omega,Za) }[/math] к конфигурации [math]\displaystyle{ (q',\omega,\gamma a) }[/math] при [math]\displaystyle{ a\neq e }[/math], говорит о том, что МП-автомат [math]\displaystyle{ P }[/math], находясь в состоянии [math]\displaystyle{ q }[/math] и имея [math]\displaystyle{ a }[/math] в качестве текущего входного символа, расположенного под входной головкой (т.е. обозревая [math]\displaystyle{ a }[/math]), а [math]\displaystyle{ Z }[/math] — в качестве верхнего символа магазина, может перейти в новое состояние [math]\displaystyle{ q' }[/math], сдвинуть входную головку на одну ячейку вправо и заменить верхний символ магазина цепочкой [math]\displaystyle{ \gamma }[/math] магазинных символов. Если [math]\displaystyle{ \gamma =e }[/math], то верхний символ удаляется из магазина и, тем самым, магазинный список сокращается.
Такт, в котором [math]\displaystyle{ a=e }[/math], называют е-тактом. В [math]\displaystyle{ e }[/math]-такте текущий входной символ не принимается во внимание и входная головка не сдвигается. Однако состояние управляющего устройства и содержимое памяти могут измениться. Заметим, что [math]\displaystyle{ e }[/math]-такт может происходить и тогда, когда вся входная цепочка прочитана.
Литература
- Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. — М.: Мир, 1979.
- Касьянов В.Н. Лекции по теории формальных языков, автоматов и сложности вычислений. — Новосибирск: НГУ, 1995.
- Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Теория вычислений. — Новосибирск: НГУ, 2018.
- Касьянов В.Н., Поттосин И.В. Методы построения трансляторов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.