Next: 5.6
Программы обработки матриц
Up: 5.5
Программы обработки таблиц
Previous: 5.5.1
Статистика
5.5.2 Упражнения
1. Формуляр учебника состоит из фамилии автора, названия и года издания
учебника и названия предмета, к которому он относится. По заданной последовательности
формуляров (1) найти названия учебников по истории, изданных до 1985 года,
(2) определить, есть ли книги, совпадающие с названием книги, указанной
в первом формуляре, (3) определить, есть ли однофамильцы автора первого
учебника, пишущие по другим предметам, (4) выяснить, не относятся ли все
заданные учебники к не более чем двум предметам, (5) проверить, верно ли,
что совпадают фамилии авторов всех заданных учебников. 2. Сведения об игрушке
состоят из ее стоимости в копейках, веса в килограммах и возрастной границы
детей, для которых игрушка предназначена (например, для детей от двух до
пяти лет). По заданным сведениям о 100 игрушках, поступивших в магазин,
(1) oпределить возраст детей, которые не обеспечиваются игрушками, цена
и вес которых не выше средних, (2) подсчитать количества игрушек, предназначенных
детсадовскому и школьному возрасту, и распечатать сначала всю информацию
о детсадовских игрушках, а затем об игрушках, предназначенных для школьников.
3. Сведения об ученике состоят из его имени и фамилии, а также названия
класса (год обучения и буква), в котором он учится. По имеющимся сведениям
обо всех учениках школы (1) выяснить, в каких классах насчитывается более
30 учащихся, (2) выяснить, на сколько человек отличается средний по числу
учащихся первый класс от среднего десятого, (3) выяснить, имеются ли однофамильцы
в 10-Г классе, и если имеются, то напечатать их имена, (4) получить список
учеников того класса, в котором учится учащийся, сведения о котором указаны
первыми, (5) проверить, верно ли что сведения об учениках школы группируются
по классам и приводятся в порядке возрастания годов обучения и алфавитном
порядке букв их названия, а внутри класса ученики упорядочены в соответствии
с лексикографическим порядком их фамилий. 4. О каждой из партий экспортируемых
товаров известно страна, экспортирующая товар,наименование товара, его
цена, страна, импортирующaя товар, и объем поставляемой партии в штуках.
По заданным сведениям о 100 поставках определить (1) количество стран,
в которые экспортируются товары, (2) наименования тех товаров, которые
поставлялись более чем в две страны, (3) суммарный объем и среднюю цену
тех поставок, которые выполнены в ту же страну, что и первая из указанных
поставок, (4) первые пять названий товаров из последовательности поставок,
упорядоченной лексикографически по первым трем буквам названия товара,
(5) страны, в которые делались поставки по цене, превышающей 10 тыс. руб.,
и общий объем всех таких поставок. 5. Задан список анкет, каждая из которых
состоит из фамилии сотрудника, его инициалов, названия лаборатории, номера
комнаты и номера телефона. Построить справочник, группируя анкеты сотрудников
по лабораториям и перечисляя сведения о сотрудниках каждой лаборатории
в соответствии с лексикографическим упорядочением их фамилий. 6. Задана
программа из 100 лекций, в которой о каждой лекции указаны фамилия преподавателя,
название лекции и дата ее проведения. Предполагая, что однофамильцев среди
преподавателей нет, (1) найти количество лекций, читаемых каждым преподавателем,
(2) проверить, верно ли, что ни один из преподавателей не читает более
одной лекции в день, (3) определить название лекции, читаемой наибольшим
количеством преподавателей, (4) фамилию преподавателя, у которого является
наименьшей средняя ежегодная разность между числом лекций, прочитанных
весной и осенью и числом лекций, прочитанных зимой, (5) распечатать фамилии
тех лекторов, которые в основном читали лекции до апреля 2001 года, а затем
-- всех тех лекторов, которые начали читать лекции после апреля 2001 года.
7. За перевозку разных видов транспорта на пароме установлена следующая
плата: за велосипед -- 5 коп., за мотоцикл -- 20 коп., за легковой автомобиль
-- 50 коп., за грузовой автомобиль и автобус -- 1 руб. О каждом транспортном
средстве, погруженном на паром, известны его вид, вес, габариты (длина,
высота, ширина) и количество едущих на нем пассажиров. Для каждого вида
транспорта, погруженного на паром, найти (1) количество транспортных средств
этого вида, занимаемый ими суммарный объем и общую плату за их перевозку,
(2) среднее количество пассажиров, едущих на транспортных средствах этого
вида. 8. Пусть задана последовательность справок о деталях, каждая из которых
состоит из даты начала производства (год,месяц,день), статуса (буква) и
веса. Определить: (1) веса деталей статуса 'A', (2) времена года начала
производства деталей, имеющих наибольший вес, (3) статус и вес деталей,
имеющих наибольшее время производства.
© В.Н. Касьянов, 2001