UB-40

Группы со смешаннорасовым составом Selecter, Sрeciels, Beat и UB-40 своим звуком настолько отличались от десятков прочих британских ансамблей, что стали одним из верстовых столбов развития мировой роковой музыки на переломе 70/80х годов. Уже к 1983 году Selecter и Sрecials распались, Dexy's Midnight Runners стали исполнять совсем другую музыку, и только наши герои в своей адаптации самой крутой смеси из негритянской музыки, реггея и ска, пошли дальше.

Свое первое публичное выступление они совершили в январе 1979 года в составе: вокалист Али Кемпбелл, его старший брат гитарист Робин, тенор-саксофонист Брайан Траверс, басист Ил Фалконер, ударник Джим Браун, клавишник Джим Линн и перкуссионисты Норман Хассан и Йоми Бабайеми. В том же году Линн уступил место Майклу Витру, и к ансамблю присоединился "Астро" Терренс Уильямс. Предполагалось, что последний должен просто танцевать на сцене во время концертов, "заводить" публику, но вскоре он стал исполнять обязанности конферансье и научился обращаться с тромбоном.

Со своей смесью рока и реггея, с небольшим привкусом джаза, им удавалось заполнить небольшие залы в районе родного Бирмингема; несколько раз предваряли выступление уже упомянутых Beat и Selecter. Долгое время концертной коронкой была песня Mr.Knovitall из репертуара Грегори Айзекса, затем начали сочинять песни сами и преуспели в зтим все, за исключением ударника. Они несколько облегчили реггей, сделав его более привычным для европейского слуха, не нарушая при зтом основ. Однажды их услышала Крисси Хайдн из Рretenders и предложила совместные гастроли, которые получились продолжительными и изнурительными. Тогда же UB-40 подписали контракт с фирмой Graduate, хотя имели возможность договориться с какой-нибудь фирмой покрупнее.

"Преимущество нашего положения в том, - говорил Робин Кзмпбелл, что мы ничего никому не должны. Подпиши мы контракт с крупной фирмой, она перво-наперво вложила бы в нас крупные деньги, но мы оказались бы по уши в долгах. Потом, конечно, фирма сделала бы нам рекламу, мы получали бы немалые суммы, но за счет нас обогащалась бы и фирма, а мы не хотим участвовать в бизнесе и от кого-то зависеть".

Во время летних гастролей 1980 года их второй сингл King о жизни и смерти негритянского вождя, вышел на четвертое место в британских чартах. Так высоко не удавалось до сих пор подняться ни одной "независимой" записи. Откровением для музыкальной критики и публики стал и дебютный лонгплей, оказавшийся бестселлером практически без рекламных усилий.

Хотя запись зтого лонгплея происходила практически в первобытных условиях (в студии их продюсера Боба Лзмба могло поместиться одновременно только три музыканта), самими членами ансамбля он почитается как самый лучший. Обложка была выполнена в виде бланка на получение пособия по безработице (форма 40), от которого и берет начало название коллектива. Песни зтого альбома отражали социальную позицию парней - в композиции Tayler, выбранной позже для первого сингла в США, пелось о молодом негре, арестованном в Луизиане во время марша протеста против деятельности ку-клукс-клана, в песне Burdon of Shame говорилось о том, насколько велика ответственность каждого из нас за все несправедливости, которые происходят ежедневно в окружающем нас мире. Лонгплей добрался до верхней позиции в британских чартах и стал бестселлером во многих странах. Однако фирма Graduate, продавая права на издание лонгплея, допустила, чтобы он печатался без программной песни Burdon of Shame. Последовавший конфликт завершился разрывом отношений.

Музыканты по всей Британии пустили шапку по кругу и набрали деньги на основание собственной компании Deр International. Ансамбль много работал, собирая материал для нового лонгплея и выпустил два сингла, которые стали бестселлерами. После успеха дебютного лонгплея они решили, что публика подготовлена к восприятию реггея в более чистом виде и даже применили характерную для зтого стиля технику звукозаписи.

Артистический более совершенный, чем предшественник, Рresent Arms повторил его коммерческий успех. Очевидными были достижения - повысилась культура исполнения, определенно грамотнее стала аранжировка, появилась своя духовая секция, состоящая из Астро и освоившего тромбон Хассана. Но критика отнеслась к пластинке более сдержанно, усмотрев в некоторых местах повторение старого материала. Действительно, дебютный диск чаровал свежестью и безыскусственностью своей музыки, отсутствием исполнительского форса или сочинительских финтов. Простые, но уверенные мелодии были подчеркнуты линией тенор-саксофона, гитарные тона были легкими и нежными, мелкие продюсерские находки (чуть сфальшивленные концовки, накатывающиеся волнами разгоны и инструментальные проходы) создавали прелестное ощущение первого зскиза. Но и на более поздних дисках ансамбля природный ритм реггея выколачивал приглашение к танцу гораздо проще, чем в ямайских ритм-секциях, но заманчивее и радостнее - не удивительно, что на концертах UB-40 публика начинала танцевать раньше, чем развлекатель Астро спрыгивал к ней в зал.

Лонгплей Labour of Love, коллекция ремейков песен других авторов, утвердил их на главном течении реггея. Первым номером в чартах стала песня Нила Даймонда Red Red Wine, адаптированная под реггей еще в 1969 году Тони Трайбом. С лонгплея сошло еще два хита: Many Rivers to Cross Джимми Клиффа и Cherry Oh Baby Эрика Дональдсона. Следующий альбом Geffery Morgan стал в Британии третьим и проводил в сингловые чарты песню If It Haррens Again. А затем Али и Крисси Хайдн сделали хитом старую песню Сонни и Чер I Got You Baby.

Этот же тандем в 1988 году добился следующего хита Breakfast in Bed. В записи африканского освободительного гимна Sing Our Own Song с лонгплея Baggariddim принял участие трубач Херб Элперт. Они исполнили Red Red Wine на концерте на "Узмбли" в честь юбилея Нельсона Манделы и песня зта возглавила после переиздания американские сингловые чарты.

Чартовый успех продолжился песнями Homely Girl (1989) и Kingston Town (1990). Вышедший вскоре второй сборник хитов за короткое время разошелся тиражом в пять миллионов штук.

В 1990 году дузт Али с Робертом Палмером отметился в чартах по обе стороны Атлантики: в Британии стал успешным ремейк песни Дилана I'll Be Your Baby Tonight, а в США - The Way You Do The Things You Do, старый хит группы Temрtations. Все 80е годы группа интенсивно гастролировала по Европе и Северной Америке, в 1986 году побывала в СССР, где концерты дали материал для видеофильма.

После передышки в 1993 году вывели на вершину британских чартов песню I Can't Helр Falling in Love With You.

Дискография:

  1. Singing Off (Gradiate 1980)
  2. Рresent Arms (Deр International 1981)
  3. Рresent Arms in Dub (концертный) (Deр International 1981)
  4. UB-44 (Deр International 1982)
  5. Live (Deр International 1983) OO
  6. Labour of Love (Deр International 1983)
  7. Geffery Morgan (Deр International 1984)
  8. Baggariddim (Deр International 1985)
  9. Rat in the Kitchen (DEР 1986)
  10. UB-40 (Virgin 1988)
  11. Labour of Love II (Virgin 1991)
  12. Рromi ses and Lies (Virgin 1993) A:1

сборники:

  1. The Singles Album (Graduate 1982)
  2. The UB-40 File (Deр International 1985)
  3. More Music (Sound 1986)
  4. Best of (DEР 1987)