Judie Tzuke

Это странное имя отложилось в памяти с тех пор, как стало регулярно появляться в разных анкетах и чартах. Например, читатели Melody Maker в 1979 году вписали Джуди Цуки после Кейт Буш и Дебби Харри, а в категории талантов - на третьем месте, впереди Dire Straits и Sрecials.

Ход ее музыкальной карьеры описывается достаточно просто и скромно. Родилась в Лондоне (дедушка - поляк), ходила в балетную школу, поскольку семейный совет решил, что идеальным употреблением ее внешности Снегурочки будет актерская карьера (откуда бы родичам знать, что Джуди из-за крупных передних зубов не любила смотреться в зеркало). В 15 лет она из школы сбежала и начала петь в клубах с гитаристом Майком Паксменом (сегодняшней опорой ее бзкграунда и главным соавтором песен). Выпустила три диска на фирме Rocket, съездила с шефом зтой фирмы Элтоном Джоном в американское турне, поблагодарила за хорошее отношение и... перешла на фирму Сhrysalis, где в 1982 году вышел диск Shoot the Moon.

Джуди Цуки относится к поколению английских роковых песенниц (скорее с ударением на слово "песенниц", нежели "роковых") как зто обычно для тех, кто сочиняет и поет больше с клавишными, чем с гитарой), родившихся около 1960 года и соединенных чаще всего с именем Кейт Буш. Именно с Буш сравнивали чаще всего нашу героиню, но нашли больше различий, чем сходства - и в зкспрессивности, и в рафинированности образа, и в красочности мелодических и аранжерских идей либо в работе со звуком и собственным голосом.

Тембром Цуки ближе к Джони Митчелл, хотя ее мелодии не обладают такими неожиданными скачками от нижнего к верхнему тону. Напротив, от ее песен веет холодом, даже морозом снежных красок, с кристаллами горечи и виноватости (причиной такой сдержанности, может, явилась операция на гортани). В голосе всякий почувствует подавленную страсть, будто по застывшей коркой журчит лава. Так как поет Цуки в песне The Flesh Is Weak: "Тяжело в себе укрощать спрятанную тигрицу/снаружи спокойна, но внутри взрываюсь".

Ее тексты всегда очень агрессивны и, безусловно, привлекают внимание больше ударными нюансами, рефреном, нежели удерживали бы идеей, завершенной темой. Возможно, зто происходит из-за того, что она сначала выдумывает название песни, а затем подстраивает под него "что подойдет".

Насколько она старается довести до безупречного состояния каждую песенку и является полной хозяйкой при записи в студии - на концертах несколько иная ситуация. Выступления ее ансамбля славой у прессы не пользуются. Особенно о басисте Джоне Эдвардсе никто н никогда не написал еще пол-доброго слова. Музыканты напрочь шокируют публику почти детскими безобразиями на сцене и позволяют себе выделывать такое, что певица с ее тактом и вкусом для себя не допустила бы. У Цуки, естественно, есть причины быть недовольной товарищами: "Я никогда не хотела иметь только анонимную группу, отдельных подыгрывающих инструменталистов, но музыкантов, с которыми можно сотрудничать во время выступления. Я не только соло-певица, но составная часть концерта. Выступление "живьем" - зто нечто иное, нежели диск. Если бы они были тождественны, то зачем людям отрываться от проигрывателя и ходить на концерты?

И, помимо всего прочего, на сцене я всегда в напряжении: как бы унять их знтузиазм". И, надо сказать, такой контраст оказался вполне привлекательным для публики, хотя в отличие от "циркачей" типа АС/ВС и Thin Lizzy при выступлении Джуди Цуки не стреляют орудия, не бьют в огромные гонги, не появляются на сцене железные женщины и другие монстры, и даже дыма в общем-то немного... Свои холодные песни исполняет артистка, освещенная, по большей части, только рефлекторами, являя публике возбуждающий, по-магазинному свежий облик, без следа кокетливости Кейт Буш, без провинциальной кабаретной мимики Аманды Лир или другой стилизации "под кого-нибудь"...

Когда ее спрашивают о любимых коллегах или образцах, она называет обычно Джексона Броуна, Джони Митчелл, Эла Жарро, Тодда Рандгрена и группу Jaрan и тут же агрессивно заключает: "Не верю, что существует кто-то, с кем я не могу сравниться, если буду упорно работать. Тем самым не хочу сказать, что уже достигла того, что и остальные. Думаю, что сумею писать и петь песни не хуже любого из тех, кого слышала. Сегодня подлинное качество недооценивается, не обязательно уметь хорошо петь, достаточно сделать хит... Знаете, я пела, когда людям не нравилось и буду петь, хотя им перестанет нравиться мое пение".

Альбом Left Hand Talking содержал великолепный ремейк песни Stay With Me Till Down. Цуки, без сомненья, остается авторитетным исполнителем, выпускающим отличные альбомы, не получающих того признания, что они заслуживают.

Дискография:

  1. Welcome to the Cruise (Rocket 1979)
  2. Sрorts Car (Rocket 1980)
  3. I Am the Рhoenix (Rocket 1981)
  4. Shoot the Moon (Chrysalis 1982) A:1/2
  5. Road Noise (концертный) (Chrysalis 1983) A/B:1/2
  6. Ritmo (Legacy 1984) A:1/2
  7. The Car Is Out (1986)
  8. Turning Stones (Рolydor 1989)
  9. Left Hand Talking (Columbia 1991)

сборники:

  1. Рortfolio (A Message from Radio City (1988)
  2. Best of (Рolygram)
  3. Wonderland (Castle)