Terry Riley

Родился в 1935 году в Колфаксе, Калифорния и вырос в Реддинге. Хотя родители его не были музыкантами, ребенок начал слушать и напевать песни еще до того, как научился разговаривать. Юный Терри вырос в отдалении от музыкальных центров и воспитывался в основном на популярной и кантри-музыке. Хотя у него в детстве был преподаватель по фортепьяно, серьезным обучением Райли не занимался, пока в возрасте 18 лет не перебрался в Сан-Франциско. Здесь он начал играть в группах, исполнявших камерную музыку, в основном французскую - Дебюсси, Равеля, Пуленка и Милье, а также Бартока. Затем на него производят сильное впечатление хроматические пьесы Шенберга и Веберна , и в подражание им он пишет свои опусы.

В 1960 году на занятиях в университете в Беркли Райли знакомится с ЛаМонтом Янгом, основоположником так называемой "статической" музыки , и некоторое время они осуществляют совместное музыкальное руководство над танцовщицей Энн Халприн.

Затем Янг отправился в Нью-Йорк, а Райли - в Калифорнию, завершать свое музыкальное образование. Он попал на записывающую студию и начал экспериментировать над "петлей", многократным повторением и наложением отдельных циклов, а затем отправился в Европу для апробации своих музыкальных идей. Гастролируя по континенту с фортепьянными концертами и организацией хэппенингов, он выполнил свои две первые коммерческие записи: первую, очень гипнотичную, по типу марокканской, на французской студии BAM, а другой стала композиция Cookin' with the Miles Davis Quintet.

После возвращения из Европы его первой большой работой оказалось сотрудничество с трубачом Четом Бейкером, в котором Райли попытался объединить гипнотическое начало с импровизационным, вводя в инструментарий сопрано-саксофон в духе Джона Колтрейна. Итогом этого периода стал диск (2).

Наиболее успешным в творческом плане у Райли оказался следующий лонгплей (3), который включил в себя 53 мелодических и ритмических мотива, большинство из которых были крайне непродолжительными и простыми, как отдельная нота или группа из 6/16. Музыканты начинали исполнять свои партии одновременно, но каждая из партий развивалась почти независимо от остальных, и , перекрываясь, они образовывали богатый мелодический рисунок.

Этот альбом во многом определил развитие англо-американской авангардной музыки в 70е годы. Под влияние Райли попали композиторы Филипп Гласс, Стив Райх, Фредерик Ржевски, а также роковые группы и личности, включая Soft Machine, Брайена Ино и Velvet Underground с Джоном Кэйлом. В результате сотрудничества Райли с последним в 1971 году был записан диск (5), которому предшествовал коммерчески самый успешный у Райли альбом (4) с композицией Poppy Nogood and the Phantom Band.

Альбом (6), записанный Райли на органе "Ямаха", критики сравнивали с музыкальным мерцанием лучей света в полупрозрачной дымке. Идеи, заложенные в (3), оказались рафинированными и сгущенными в остове из соло-импровизаций, гипнотических и воздушно-лирических.

Культ Райли закончился в середине 70х годов, однако его затянутые непрерывные экскурсы в грезоподобные технические эффекты на перекрывающихся лейтмотивах приобрели много последователей и способствовали привлечению внимания слушателей к современным авангардным произведениям.

Дискография

Terry Riley

  1. Reed Streams (Mass Art Inc 1967)
  2. Keyboard Studies (Byg 1969)
  3. In C (CBS 1970)
  4. A Rainbow In Curved Air (CBS 1971)
  5. Church of Anthrax (с Джоном Кейлом) (CBS 1971)
  6. Persian Surgery Dervishes (Shandar 1972) OO
  7. Happy Ending (WB 1972)
  8. Le Secret de la Vie (Shanti 1974)
  9. Love Is Real (Verve 1975)
  10. Ten Voices of the Two Prophets (Verve 1976)
  11. Wind of Chance (MGM 1977)
  12. Shri Camel (MGM 1980)
  13. Descending Moonshine Dervishes (конц., 1975г.) (Kuckuck 1982)
  14. Cadenza On the Night Plan and Other String Quartets (1985) OO
  15. The Ethereal Time (Shadow 1985)
  16. The Harp of New Albion (Celestial Harmonies 1987) A-A+
  17. No Man's Land (саундтрек) (Plainisphere 1990)
  18. Salaome Dances (WEA)
  19. Chanting the Light of Foresight (c Rova Saxophone Quartet) (New Albion 1995)