Bay City Rollers

Ансамбль, который братья Лзнгмюир основали в 1969 году в Эдинбурге, сначала называл себя Saxons и был безвестным для публики. Незаметными прошли 10 замен в составе (играл у них и Дзвид Пейтон, член позже успешной группы Pilot). Затем они подписали контракт с активной фирмой Bell и управлялись менеджером Томом Пейтоном, твердо решившим добиться успеха, не обращая внимания на тот факт, что любой из членов группы не обладал более чем заурядными музыкальными способностями. Появление в английских чаpтах любопытной переработки знаменитой песни Keep on Dancing, равно как и победа на конкурсе Евровидения с песней Manana (Puppet on а String) еще ни о чем не говорили. Последующие месяцы были связанны с гастролями по Центральной Европе (включая Чехословакию) и оказались для группы критическими. После записи песни Remember ее оставил "душа" ансамбля, 25-летний вокалист Нобби Кларк, упустивший тем самым свой важнейший жизненный шанс, поскольку чуть позднее песня стала знаменитым хитом уже в исполнении в ТВ-программе новым певцом Лесом Маккеуоном. С его приходом состав стабилизировался: pитм-секция с басистом Алзном и удаpником Деpеком Лзнгмюиpами, гитаpист Эpик Фолкнеp и клавишник Стюаpт Вуд.

Remember, Shang а Long, Summerlove Sensation, All of Me Loves All of You составили череду успешных мелодий, которые имели много общего: авторами и продюсерами был известный тандем Билл Мартин-Фил Коултер, который писал раньше для Сзнди Шоу, Клифа Ричарда и других. Это были прямолинейные прозрачные песни, зтакий новомодный "баблгам" (правда более изящный и пленительный, нежели традиционный) с злементами рок-н-ролла 50х годов. Но качество авторского труда было неровным и в начале 1975 года Rollers удивили своих почитателей, полюбовно расставшись со своими партнерами и ориентируясь в своем дальнейшем развитии на собственные творения. Мартин и Коултер долго не расстраивались и начали работать для группы Kenny, а Rollers ангажировали продюсера Sweet Фила Узйнмана. Их первой совместной работой была копия хита двадцатилетней давности группы Four Seasons Bye Bye Baby, обозначившая значительный шаг назад в сравнении с развитием Four Seasons, которые к зтому времени играли современную, зрелую музыку. Тем не менее песня принесла группы шестинедельное пребывание во главе чаpтов и без малого миллион проданных синглов, результат ими так и не превзойденный. На очереди были принадлежащая перу Узйнмана довольно тусклая баллада Give а Little Love, а затем и первая авторская попытка сделать сингловый хит, необычно "твердая", но в критериях хард-рока слишком наполненная клише Money Honey.

Затем последовало турне по Англии, давшее ежедневную пищу прожорливой национальной прессе. Появился новый феномен - роллеремания. Их альбомы, представляющиеся искушенному слушателю совершенно невдохновляющими, тем не менее все стали "золотыми". Известия об их карьере заставляли бить вулканом детские змоции: "Полицейский умер от инфаркта в толчее при охране членов группы!- Bау City Rollers спасаются от разбушевавшихся поклонников на вертолете! - Члены ансамбля спасают тонущего поклонника, который проплыл за ними 0,5 км - путь на остров, где в тишине и спокойствии они занимались записывающей работой."

Все зто уже было знакомо музыкальному миру - чуть больше десяти лет назад подобная же истерия окружала Beatles. Но если речь идет только об уровне ажиотажа, то сравнивать зти две группы можно, но если говорить о музыкальных достоинствах, то ни в коем случае!

Объективно Bay City Rollers являли собой пятичленное комбо, которое как зто привычно в Англии - очень хорошо пело многоголосием, и несколько топорно, хотя и адекватно в рамках стиля играло, а также могло выпускать диски и пользоваться достигнутым успехом. Несоответствующий ажиотажу музыкальный уровень вполне мог и оттолкнуть от группы, тем более что во время пресс- конференции они предпочитали говорить не о своих музыкальных достижениях, а (как зто похоже на шотландцев) скорее о приобретенных домах и автомобилях. Ничего из того, что группа записала на своих дисках, не имело знака качества и не пережило саму группу. Bay Сity Rollers не были ни новаторами, (совершенно умышленно), ни авторами (а зто уже по обстоятельствам, хотя дузт Фолкнер-Вуд делал многочисленные, но невыразительные попытки). Насколько можно было судить по телевизионным передачам, в группе не было ни магической личности, ни шоумена, способного приковать к себе внимание аудитории. Но причина их успеха лежала именно в умении подать себя, и определенно не в музыке. Rollers пришли во времена, когда апологеты прог-рока отдалились от массовой музыки, а театральные лунатики вроде Боуи или Купера успели утомить не только аудиторию, но и себя. Они напоминали ставших знаменитыми чуть раньше Кзссиди или Osmonds (только те американцы) - молодостью, свежестью, короткими волосами, подростковой модой (в их случае пуловеры, гетры, спортивная обувь, шотландская клетка). Когда журнал Disc попросил своих читателей голосованием определить самых обаятельных английских исполнителей, то в первую шестерку вместе с членами группы попал только Дзвид Эссекс. Bay Сity Rollers будили инстинкты взрослеющих девочек, для которых Джаггер был слишком стар, роковые аристократы слишком невзрачны и переусложнены, а Osmonds слишком далеки.

Казалось, что ажиотаж вокруг Rollers нельзя зкспортировать, но группа после ряда турне по многим странам, включая Югославию, без смущения отправилась в США. Ее приезду во многом способствовал Сид Бернстейн, очень влиятельный продюсер (и композитор), который раньше помогал приезду в Америку Beatles, Dave Clark Five и Herman's Hermits, a также "воспитал" их знаменитых американских конкурентов Rascals. Бернстейн заявил, что на концертах "роллерзов" слушатели чувствуют те же флюиды, что на выступлениях Beatles. Он зарезервировал для группы на лето нью- йоркский стадион "Шиа Стздиум", место наикрупнейшего триумфа Beatles, вмещающий 65 000 зрителей. Видно американцы действительно уловили кое-какие флюиды, так как в декабре Bay City Rollers уже возглавили американские списки с замшелой песенкой Saturday Night . Причем до зтого времени считалось. что в США не было аудитории для подобной "детской музыки".

Можно было с интересом следить, что еще выкинут поклонники зтой группы и смогут ли они сами писать лучшие песенки, чем проворные Мартин и Коултер? Но "флюиды Beatles"? Кто их чувствовал при прослушивании альбомов Rollers ?

С 1976 года внутри группы участились трения. Ушел Алзн Лзнгмюиp, которого заменил Ян Митчелл. С того же года с ансамблем стал работать молодой шотланский гитарист Пат Макглинн, продержавшийся там год и ушедший после разногласий с менеджером в свою старую шотландскую группу What's Up, которая позже под названием Scottie подписала контракт с фирмой Dесса. Дела самих же Rollers в зто время шли неважно. Хотя в очередном американском турне их сопровождали толпы поклонников и переполненные залы, однако пресса была очень плохой, и сингл You Made Me Believe In Magic добрался лишь до шестой десятки. Более удачной была участь песни Where Will I Be Now из лонгплея Strangers in the Wind, добравшейся до верхней части чаpтов.

С середины 1978 года начали циркулировать слухи, что группа находится под угрозой распада. После того, как они закончили съемки телевизионного фильма, группа отправилась на гастроли в Японию. Появились новые слухи о неудовлетворенности Лесли МакКеона и его желании выйти из группы после турне.

Потеряв к концу года ведущего композитора Деpека Лзнгмюира, а в 1979 году и МакКеона, решившего начать сольную карьеру, ансамбль так и не смог создать больше ни одной значительной композиции. В начале 80х годов, расторгнув все контракты, музыканты уехали в США, где стали выступать в клубах, а нередко и в ресторанах. В 1983 году, собравшись однажды в самом знаменитом составе, выступили на фестивале в Лидсе, где были освистаны, забросаны дрянью и вынуждены раньше времени уйти со сцены.

Дискография:

  1. Rolling (Bell 1974)
  2. Once Uрon a Star (Bell 1975)
  3. Wouldn't You Like It (Bell 1975)
  4. Rock'n'Roll Love Letter (Bell 1976)
  5. Dedication (Bell 1976)
  6. Is It a Game? (Bell 1977)
  7. Strangers in the Wind (Bell 1978)
  8. Bay City Rollers (Bell 1979)
  9. Voxx (Bell 1980)
  10. Ricochet (под названием Rollers) (1981)