Residents

Несмотря на многолетнее существование с активной записывающей деятельностью, ансамбль пребывает - и совершенно умышленно - на самом заднем плане шоу-бизнеса. Чтобы исключить культ личности и обеспечить артистическую свободу, они не печатают имен музыкантов на конвертах своих дисков и вообще предпочитают пребывать в анонимности. Их история окружена мифами и загадками, хотя более или менее достоверно известно, что Residents происходят из города Шрайвпорта, штат Луизиана. Познакомились в высшей школе, вместе пережили "цветочное лето" в Сан-Франциско. Затем перебрались в Сан-Матео, Калифорния, где в домашних условиях выполнили ряд записей. В 1971 году несколько раз появились на сцене, где и попались на глаза представителям фирмы WB. Контакты с этой фирмой привели только к приобретению названия.

Переехав в следующем году в Сан-Франциско, они основали собственную фирму Ralph Records и на Рождество 1972 года выпустили дебютный сингл Santa Dog в 300 экземплярах. Альбом (1) был довольно слабым, но он явил публике их оригинальный стиль, в котором смешивались причудливые переработки попсовых коронок предыдущего десятилетия с их собственным материалом. Из всех возможных аналогий критики сошлись на влияниях Mothers of Inventions, однако любое сравнение в применении к Residents было поверхностным.

Диск (2), пожалуй, самый известный у группы, является злобной атакой на топ-списки 70х. Но это не вульгарный музыкальный терроризм, а, скорее, оказание почестей и отречение. Пластинка тщательно продумана, организована до мелочей и полна новых идей и связей.

Альбом (3) - наверное, самая невдохновенная пластинка Residents. Он составлен из материала, который сами авторы выпускать не хотели. Согласно их собственной Теории Забвенности, любое произведение может быть выпущено в свет только тогда, когда сами авторы забудут о его существовании. Хотя здесь слышны гамелан Явы и отзвуки музыки народов Севера, идей явно недостаточно. Значительно лучше были диски (6) и (7). Последний из этой пары - наиболее цельный и музыкальный из ранних альбомов. Он необыкновенно кинематографичен, ярок и разнообразен. Лонгплей (6) - рок-н-ролльный, песни на нем короткие и понятные, это их наиболее приятный альбом, хорошо подходящий для первого знакомства. Ритмы почти традиционные, тексты ясные, музыка зажигательная.

Диск (9) - шедевр группы - записывался почти четыре года. Получилась реконструкция - интерпретация музыки эскимосов и окружающей их среды. Диск безупречно чисто скомпонован, исполнен хоть и тяжело, но с ответственностью и любовью, на традиционных инструментах эскимосов собственного изготовления из кости нарвала, шкуры и черепа тюленя. Позже вышел 12-дюймовый сингл Discomo, попавший в сборник Residue - великолепное сочетание эскимосского пентатонного минимализма и ритма диско.

Альбом (11) состоял из сорока джинглов, обезжиренных поп-песен. Что такое джингл, легко представить, послушав популярные у нас в 80е годы диски типа 45 Stars. А затем вышла "Трилогия Кротов", которую составляли диски (12), (14) и (16). Первая из них - прекрасный образец электронной музыки, иллюстрирующий столкновение развлекательной и индустриальной культур. Эта тема развивается на альбоме (14). Атмосферу развлекательной культуры помогает создать прекрасный ресторанный джаз, салонная музыка богатых людей. Трудовую атмосферу воспроизводят осколочные звуки, музыка, полная диссонанса и шума, звучащая так, словно звучания извлекаются из рабочих инструментов и механизмов. Финал - сплав двух антиподов, звучащий как реквием.

Мини - лонгплей (13) заполняет музыкальное и идейное пространство между этими двумя альбомами, он не слишком шумный, полный удивительно светлых ангельских женских голосов, парящих над крепкими пульсирующими композициями с нетрадиционной ритмикой. Появившийся позже "живой" диск (16) демонстрирует пытающихся импровизировать Residents - музыка для крепких нервов. А вот диск (15), заявленный как четвертая часть трилогии, слушается мучительно трудно даже для закаленного слушателя.

Их следующая серия записей была посвящена переработке творчества крупнейших американских композиторов. Альбом (17) - в честь Джорджа Гершвина и Джеймса Брауна, (23) - Хэнка Уильямса и Джона Соусы, а диск (28) построен на мутировании хитов Элвиса Пресли. И независимо от того, является ли обращение к чужому материалу свидетельством их слабости как композиторов, в особенном умении обращаться с роковыми стандартами и иконами им нет равных.

Альбомы конца 80х годов, созданные с использованием электронного и компьютерного оборудования, не обладают той стихийной энергией, иронией, скепсисом, характерными для раннего творчества, или композиторской зрелостью, свойственной дискам из трилогии и (9).

Гитарист Фил Литмен, сотрудничавший с Residents в начале их карьеры, работал также с Фредом Фритом и в группах Chilli Willi и Red Hot Peppers. Под ярлыком Snakefinger записал три сольных альбома.

Дискография:

Residents

  1. Meet the Residents (Ralph 1974
  2. Third Reich Rock'n'Roll (Ralph 1976)
  3. Fingerprince (1976)
  4. Residents Radio Special (Ralph 1977)
  5. Fingerprince (Ralph 1978)
  6. Not Available (Ralph 1978)
  7. Duck Stab/Buster and Glen (1978)
  8. Subterranean Modern (Ralph 1979)
  9. Eskimo (Ralph 1979)
  10. Please Don't Steel It (Ralph 1979)
  11. The Commercial Album (Ralph 1980)
  12. Mark of the Mole (Ralph 1981)
  13. Intermission (EP) (Ralph 1982)
  14. The Tunes of Two Cities (Ralph 1982)
  15. The Big Bubble (Ralph 1983)
  16. The Residents Mole Show (The Roxy) (Ralph 1983)
  17. George and James (Ralph 1984)
  18. Whatever Happened to Vileness Fats? (Ralph 1984)
  19. Assorted Secrets (Ralph 1984)
  20. Census Taker (Episode 1985)
  21. PAL TV (Doublevision 1985)
  22. Heaven? (RKD 1986)
  23. Hell! (RKD 1986)
  24. 13th Anniversary Show Live In Holland (Torso 1986)
  25. 13th Anniversary Show Live In Japan (1986)
  26. Stars and Hank Forever (Ralph 1986)
  27. Good in Three Persons (RKD 1988)
  28. The King & Eye (Torso 1989)
  29. Cube E: Live In Holland 1990 Torso Freakshow (Torso 1991)
  30. The Residents Present Our Finest Flowers (1992)

сборники:

  1. Nibbles (1979)
  2. Ten Years in Twenty Minutes (Ralph)
  3. Residue of the Residents (Ralph 1983)
  4. Ralph Before '84, vol.1 (Korova 1984)
  5. Ralph Before '84, vol.2 (Korova 1985)
  6. Uncle Willie's"Highly Opportunated Guide to the Residents (Ralph 1993).

фильмография:

  1. Vileness Fats (1984)
  2. Video Voo Doo (1987)

сольные альбомы Фила Литмена (Snakefinger):

  1. Chewing Hides the Sound (1979)
  2. Greener Pastures (1980)
  3. Manual of Errors (1982)
  4. Philip Charles Lithman Aka Snakefinger (1992)