Gerry Rafferty

Джерри Рафферти родился 14 апреля 1947 года в шотландском городе Парсли, в семье горняка-ирландца. Отсюда и идет его склонность к кельтскому фольклору. Играл на бас-гитаре в безымянных и оставшихся безвестными группах на танцах, а первое настоящее музыкальное крещение получил в группе известного фолкового певца Билли Конноли (Родился в 1942 году в Глазго, заработал славу как едкий на язык комик и исполнитель шотландских фолковых песен со специфическим чувством юмора. Подготовил в свое время успех ансамбля Bay City Rollers и моду в Британии на все шотландское. Лучшие диски - концертные, передающие всю прелесть его "живых" выступлений). Вкусы Конноли были довольно грубыми, аудитория - плебейской; в этом смысле Рафферти был полным антиподом. Какое-то время эта разница в творческих потенциалах работала на их группу The Humblebums, но затем Джерри, записавший к тому времени с группой два альбома, решил бросить Конноли и организовать собственный коллектив. Реакция партнера была резко отрицательной , и он выдал в прессе и на тусовках все, что он думал о Рафферти.

А Джерри после выпуска сольного альбома (1) с Джо Игэном сформировал команду Stealers Wheel. Другими ее членами стали Рэб Нокс и Роджер Браун, и каждый из участников мог причислить себя к поющим поэтам. Вскоре, так и не сделав ни одной записи, двое последних ушли и их заменили гитарист Пол Пильник, бывший член когда-то легендарной ливерпульской группы, а также ударник Род Кумбс и басист Тони Уильямс. Тем временем фирма A&M откупила права на Рафферти у Transatlantic , и в декабре 1972 года ансамбль приступил к записывающим сессиям со знаменитыми продюсерами Либером и Столлером. Диск (S1) оказался довольно хорошим и содержал три песни, которые позже были выпущены на синглах - Stuck In the Middle With You, You Put Something Better Inside Me и Late Again. За всеми было записано коллективное авторство Рафферти и Игэна.

Музыка группы являла собой весьма неожиданный для Англии синтез утонченного американского кантри-рока со звенящими гитарами и мужским сантиментом. Рафферти американских влияний не отрицал и даже через много лет исполнял на своих концертах песни из репертуара Flying Burrito Brothers. Но , прежде чем альбом получил какой-либо отклик, Джерри ушел из группы; за ним последовал Уильямс, которого сменил Дилисл Харпер. Непродолжительное время с ансамблем сотрудничал Лютер Гросвенор, прежде чем присоединиться к Mott the Hoople.

А в мае 1973 года песня Stuck In the Middle With You, исключительный по качеству фолк-роковый сингл, начала свое триумфальное продвижение к вершине сингловых списков по обе стороны Атлантики, достигнув, в конечном счете, шестой позиции в Англии и второй - в США. Интересен был вокал, лежащий где-то между Бобом Диланом и Джоном Ленноном. В этой ситуации менеджер группы рассудил, что возвращение Рафферти было бы совершенно логичным, но все члены Stealers Wheel, кроме Игэна, проголосовали "против" ногами.

На гребне успеха Рафферти и Игэн дали несколько концертов, а затем вновь отправились в студию для записи альбома (S2), вновь с Либером и Столлером. Обозреватели в роковой прессе встретили лонгплей довольно благожелательно, хотя хита из его материала состряпать не удалось. Песня Star едва смогла попасть в полусотню лучших в США. Разочарованные, музыканты начали работу над очередным диском, на этот раз с продюсером Ментором Уильямсом. По многим причинам, связанным с финансированием и руководством, работа эта затянулась. Диск (S3) вышел в свет только в марте 1975 года. Но к этому времени ансамбль уже выпал из поля зрения аудитории и альбом прошел почти незамеченным, оказавшись последней страницей в творчестве группы, из-за постоянных распрей не сумевшей полностью реализовать свой значительный коммерческий и творческий потенциал.

Распад ансамбля поверг Рафферти в сильное уныние. Он отправился в родную Шотландию и в течение трех лет о нем ничего не слышно. Его сольник (3) появился на рынке в середине 1978 года, вызвал шоковую реакцию в музыкальном мире и явился крупнейшим творческим достижением музыканта. Достаточно сказать, что в этом году с песней Baker Street с зажигательным соло на саксофоне Рафаэла Рейвенскрофта из этого диска Джерри получил три голливудских премии Грэмми в области поп-музыки - за наилучшую музыку и вообще лучшую запись года. Позже за эту же песню он был удостоен лондонской премии Айвора Новелла. "Так значит, можно еще создать нечто, не являющееся панком, диско или Полом Маккартни, чтобы привлечь внимание слушателей", - писали тогда в прессе.

Упомянутая песня была не единственным достойным местом на диске. В сингловых списках появились и другие - Whatever Is Written In Your Heart, Home and Dry и Right Down the Line. Особенно замечательна мелодика песен, весьма свежо сочетающая идеи из роковой музыки, кантри и фолка, с сентиментальными и романтическими оттенками, но не в ущерб вкусу и выразительности. Тематика песен Джерри проста и ясна; в них поется о вере и радости, трудностях , которые нужно преодолеть, чтобы добиться счастья.

В записи альбома Рафферти помогали музыканты, хорошо известные публике - старый сотрудник Манфреда Манна, певец и исполнитель на духовой гармонике Пол Джонс, гитарист Энди Фэеруэзер-Лоу, бывший член группы Алекса Харви клавишник Томми Йер, вокалистка Барбара Диксон и другие.

В прессе отмечена интровертность характера музыканта, но это определение нельзя считать характеристичным. У Рафферти определенная склонность быть антизвездой, но ведь и эта позиция часто становилась позой. Джерри же просто творит и чувствует радость, когда его песни нравятся людям; разумеется, радость его усугубляется, если удается заработать денег. Между прочим, его бывший коллега по Stealers Wheel Джо Игэн, выпустивший два сольных альбома, так и застыл в позиции недопонятого. Хотя его песни на первом из них, как , например Big Chance in the Weather, были довольно приятными, но в них отсутствовал тот самый флюид, который делал очаровательными творения Рафферти.

Этим же очарованием была отмечена и титульная композиция из следующего лонгплея Джерри (4). Альбом доказал, что источники вдохновения Рафферти не иссякли, а прямодушность его творений еще не приелись слушателям. Правда, критики поворчали над неоправданностью кое-каких оркестральных аранжировок и пришли к выводу, что этот шаг можно считать разработкой, но ни в коей мере не прогрессом.

Следующий альбом (5) качеством почти не уступал своим предшественникам, содержал сильные песни с интересными текстами и зажигательными мелодиями.

В 80е годы Рафферти дает о себе знать очень редко, и ни одна из работ этого периода не вызывает ассоциаций с прежними песнями. Он напел песню для фильма "Местный герой" и был продюсером сингла Letter from America группы Proclaimers, ставшего в 1987 году ) №3 в сингловых списках. Альбомы (6) и (7) вполне напоминают друг друга, хотя продолжительность звучания композиций последнего делала их трансляцию по радио неудобной.

В начале 90х он развелся с женой и, как это часто бывает, это событие вызвало активизацию творчества артиста. Диск (8) Рафферти записал в хорошей форме. Альбом получил прекрасные рецензии, но в списки не попал.

Дискография:

Humblebums:

  1. The New Humblebums (TAT 1969)
  2. Open Up the Door (TAT 1970)

записи группы Stealers Wheel:

  1. Stealers Wheel (A&M 1973)
  2. Ferguslie Park (A&M 1973)
  3. Right or Wrong? (A&M 1975)

сборник

  1. The Best of (Coundisseur)

сольные альбомы Джерри Рафферти:

  1. Can I Have My Money Back? (TAT 1971)
  2. Jerry Rafferty Revisited (A&M 1974)
  3. Jerry Rafferty (Logo 1978)
  4. City to City (UA 1978)
  5. Night Owl (UA 1979)
  6. Snakes & Ladders (UA 1980)
  7. Sleepwalking (LBT 1982)
  8. North & South (PLD 1988) A:1
  9. On a Wing and a Prayer (A&M 1992) A:1
  10. Right Down the Line (PLD)

сборники:

  1. Early Collection (TAT)
  2. The Transatlantic Years (1995) A/B:1

сольные записи Джо Игэна:

  1. Out of Now Here (ARL 1979)
  2. MAP (ARL 1981)