Roy Harper

В 1970 году на своем третьем диске группа Led Zeppelin записала композицию Hats Off to Roy Harper ("Шапки прочь перед Роем Харпером"). В 1975 году Рой поет песню Have a Cigar на альбоме Wish You Were Here от Pink Floyd. На него часто ссылался Йен Андерсон из Jethro Tull; по слухам, Харпер вдохновил большую часть альбома Aqualung. Cреди его приятелей, поклонников и соратников - Пол Маккартни, Билл Брафорд, Пол Саймон, покойный Кит Мун и другие музыканты.

Рой родился в Манчестере 12 июня 1941 года, в том же году, что и Дилан, Саймон, Бифхарт и другие творцы роковой музыки. В 13 лет вместе со своим сводным братом играл в самодеятельной скиффл-группе. Из дома, в котором отец требовал от него завершения высшего образования, а мачеха долдонила тексты о приходе Иеговы, он сбежал в 15 лет. Позже вступил в ряды королевских ВВС, где с друзьями исполнял блюзовый материал Ледбелли и Биг Билла Брунзи. Быстро понял, что строгая армейская дисциплина плохо подходит для нежной и ранимой души поэта, которым он к тому времени стал. Рой симулировал психическое расстройство и был отправлен на 15 недель в госпиталь, где его лечили электрошоком. Затем долгое время провел в ланкаширской клинике для душевнобольных (основной метод лечения - побои), и еще год - в ливерпульской тюрьме. Из армии его в конце концов демобилизовали, но после таких злоключений свободе не обрадуешься. И в 1964 году его можно было увидеть поющим прохожим на улицах Лондона.

Музыкальное развитие Харпера было столь же бурным , как и его жизнь. Дебютный альбом он записал в сопровождении только своей гитары в довольно скромных технических условиях. Стал вхожим в лондонские фолк-клубы, где близко сошелся с Дэйвом Казинсом (позже в Strawbs). В сопровождении песен альбома (2) появляются ударные и бас-гитара.

На ранних альбомах можно найти следы его будущих достижений - наличие оригинального гитарного стиля и часто агрессивного лирического таланта. Однако здесь же и зародыши недостатков, которые в значительной степени проявились в более поздних работах. Харпер всегда доводил свои чувства и идеи до их пределов, завоевав в конечном счете репутацию человека, склонного к мании величия.

По словам одного их критиков, Рой Харпер способен говорить правду и там, где закрываются глаза, задергиваются занавески и разливаются чернила. И неважно, идет ли речь о внутреннем "я", отношениях между двумя или о целом обществе. В песне Highgate Cemetery, в которой гитара аккомпанирует певцу словно падающие капли дождя, рассказывается, как автор ночью с приятелем перелезает через кладбищенскую ограду и безуспешно ищет могилу Карла Маркса. В композиции Commited, завершающейся двумя минутами безумного смеха, повествуется о пребывании Харпера в психиатрической лечебнице. Песня Watford Gap комментирует сомнительные удовольствия, которые предлагает клиентам некий отель. (Позже стало известно, что на фирму, представляющую Харпера, обратился с жалобой владелец одного из таких отелей). Песня "Запретные плоды" обращена к 13-летним подросткам, а название композиции "Взрослые - это только глупые дети" говорит само за себя.

В 1968 году Харпер, занявший особенную позицию среди британских поющих поэтов, совершил серию бесплатных концертов в лондонском Гайд-парке. Альбом (4), отмеченный участием в записи членов группы Nice, оказался гораздо лучше своего предшественника.

С момента начала сотрудничества Роя с композитором и аранжировщиком Дэвидом Бедфордом на его дисках появляются смычковые и духовые инструменты, комбинации красочных полотен и сольных партий. Бедфорд вместе с продюсером Питером Дженнером точно уловили особенности таланта Харпера и помогли ему выпустить диск (5), записанный с участием (в первый, но не в последний раз) Джимми Пэйджа из Led Zep pelin . Публика и критика по достоинству оценили этот отличный лонгплей, но оценка Харпера оказалась самой зашкаленной - он заявил, что его альбомы лучше всех остальных, более впечатляющи, глубоки и сделаны с большим вкусом.

Со временем Рой, однако, посолиднел. Его поэзия, часто являющаяся болевой реакцией на невзгоды окружающего мира, начала приобретать эпический характер и, вкупе с музыкальным новаторством, позволила получить материал, уже поражающий глубоким вкусом.

К несчастью, Харпер родился с наследственной болезнью, при которой ограничена циркуляция кислорода между легкими и сердцем. В результате больной быстро устает и легче уступает различным болезням. Неровный образ жизни в молодости еще больше подорвал здоровье Харпера , и врачи считали, что долго на этом свете он не задержится. В 1972 году Рой сыграл одну из главных ролей в прошедшем почти незамеченным полубиографическом фильме Made. Уже тогда Харпер мог с трудом напеть больше чем половину песни. Композиция The Lord's Prayer с альбома (6) многими рассматривалась как завещание... Однако, оправившись от своей болезни, Харпер дал в лондонском "Элберт-холле" свой "концерт возвращения".

Его следующий альбом (7) не появлялся в течение почти что целого года. В соответствии со своим названием, он и вправду вышел в день св. Валентина. В этот же день Харпер выступал на концерте, к которому пресса нагоняла ажиотаж, в лондонском театре "Рэйнбоу" в сопровождении оркестра под управлением Бедфорда и группы, включающей Джимми Пейджа, Кита Муна и басиста Ронни Лейна./Из материалов этого концерта составлен "живой" лонгплей (8)/. А в августовском выступлении в Гайд-парке ему помогали Джон Пол Джонс из Zeppelin и Дэйв Гилмор.

В апреле 1975 года Харпер выпускает следующий диск (9), записанный с участием музыкантов из Pink Floyd , и гастролирует по Англии с короткоживущей группой сопровождения Trigger, включающей Криса Спеддинга, Билла Брафорда и Дейва Кокрэна.

Если высокое качество своих дисков Харпер гарантировал, то этого нельзя сказать об его концертах. Главные затруднения, особенно на выступлениях в клубах, у этого певца тончайших душевных нюансов были связаны с употреблением алкоголя. В свое время при выступлении на фестивале на острове Уайт прямо посреди песни замолчала вся аппаратура и Рой не смог себя заставить вернуться на сцену. Когда в 1976 году, разочарованный результатами своего недавнего турне, он пересек Атлантику, неуспех и этих гастролей привел его на ферму в Хирфорде, где Харпер занялся выведением овец; он предался этому занятию так же увлеченно, как и музыке.

Вернулся в шоу-бизнес в 1977 году со всей мощью музыкального таланта записью нового диска (10). Для новых американских гастролей сформировал группу с Энди Робертсом, Хенри Маккаллочем, Дейвом Кокрэном, Дейвом Лоусоном и Джоном Хэлси, однако турне было прекращено после первого же концерта. Слабенький Рой заболел из-за инфекции, которую он подхватил от своих овец.

После трехлетнего молчания он записал в 1980 году диск (12). Снова "харперовский" взгляд на бессмысленную борьбу и суетливую погоню за ложными стимулами, взгляд, в котором проблескивает страх перед возможностью всемирного безумия. Пять песен из десяти Харпер записал с Гилмором, последний еще добавил несколько великолепных гитарных вставок. Есть здесь и дуэт с Кейт Буш.

С душой проклятого поэта, с романтическим лицом и гипнотическим взглядом, Харпер всегда притягивал к себе женщин. Большей частью у Роя складывались с ними запутанные отношения, он стал отцом нескольких детей. Всех их часто навещает и шутит, что теперь, когда с ним чем дальше, тем труднее, ему нужны будут те, кто сможет его понять.

Примечания к дискографии: альбом (1) позже переиздавался под названием The Return of the Sophisticated Beggar, а диск (9) - под названием When An Old Cricketers Leave the Grease. Лонгплей (20) содержит ранее неизданные записи.

Дискография:

Roy Harper

  1. The Sophisticated Beggar (Strike 1966)
  2. Come out Fighting Genges Smith (CBS 1969)
  3. Folkjeopus (LBT 1969)
  4. Flat, Baroque and Berserk (HRT 1970)
  5. Stormcock (HRT 1971) A:1
  6. Lifemask (HRT 1973) A:1
  7. Valentine (HRT 1974)
  8. Flashes from an Archives of Oblivion (конц.) ( HRT 1974) OO
  9. HQ (HRT 1975)
  10. Bullinamingvase (HRT 1977)
  11. Commercial Break (HRT 1977)
  12. The Unknown Soldier (HRT 1980)
  13. Work of Heart (Publick 1982)
  14. What Ever Happened to Jugula? (с Д. Пейджем) (Second Sight 1984) A:1/2
  15. Born In Captivity (Awareness 1985)
  16. In Betwe en Every Line (конц.) (Awareness 1986)
  17. Burn the Word (1987)
  18. Descendants of Smith (EMI 1988) A:1
  19. Garden of Uranium (1989)
  20. Loony on the Bus (1988)
  21. Once (Awareness 1990) A:1+
  22. Unhinged (1991)
  23. Death or Glory? (1992)
  24. 008 (Science Fiction 1993)

сборники:

  1. Harper 1970-1975 (HRT 1978)
  2. An Introducing to Roy Harper (Science Fiction 1993)