Рublic Image Limited

Весной 1978 года во время совместных гастролей в Париже Sex Рistols и Clash Джон Роттен (Лайдон) нашел общий язык с гитаристом последней группы Китом Левином, довольно разносторонним исполнителем, умеющим наиграть на слух почти любую вещь от Free до джаз-рока и взявшего себе за образец Стива Хау. Добавив в состав Джейха Уоббла и ударника Джима Уолкера и назвав себя Рublic Image Limited (или сокращенно РiL), выпустили в конце года дебютный диск одновременно с синглом Рublic Image. На Рождество дали свой первый концерт в лондонском "Рзйнбоу". Обложка диска (1) была выполнена под Daily Mirror и являлась символической декларацией программы РiL.

Ансамбль собирался стать группой без "имиджа", без звезд - не связанным ни с одним течением, а с панк-роком в особенности; не адресовал свою музыку ни к какой конкретно аудитории и не пытаться создать какую-либо моду, провозгласив независимость от менеджеров, толкачей, продюсеров и студийных специалистов.

Лайдон, вернувший себе подлинную фамилию, в РiL делал все, чтобы окончательно порвать с прошлым и освободиться от панк-роковых рамок, навязанных Маклареном. За полгода мало что можно было сделать и потому сингл Рublic Image оставляет двойственное впечатление. "В Sех Рistols в основном не заботились ни о том, как петь, ни о том, что петь... Порой даже не знали текстов песен. Но если об зтом не думать не сотрудничать с людьми на зтой земле, то любая работа не имеет смысла".

Дебютный диск показал, что музыка РiL стала более квалифицированной и разносторонней, чем у Рistols - нa первый план, как в диско или фанки, вышел солирующий звук бас-гитары, которую поддерживали ударные. Ретроспективным взглядом в прошлое является композиция Low Life, тщательно нацеленная в Макларена, зато Attack дышит верой в будущее. В любом случае, обе зти песни, равно как и Annalisa, являют собой серьезный отход от панк-рокового стиля.

Типичной для РiL зтого периода явилась 10-минутная композиция Theme с тяжелым, гипнотичным ритмом, опирающимся на остинатные фигуры бас-гитары, непривычно быстрая злектрогитара. В первой части Religion речетатив Лайдона почти без аккомпанемента, во второй - текст под аккомпанемент монотонных риффов. Fodderstomрf - самая оригинальная композиция на диске - своеобразная пародия на Emotional Rescue от Rolling Stones с зкспериментами на манер западногерманских Сan и вокальными фокусами в духе Monty Рython.

После неодобрительных отзывов критиков и ожидаемой порции газетных сплетен ансамбль с начала 1979 года перепробовал трех ударников, (среди них был бывший член lOl'ers Ричард Дудански) и к маю того же года подготовил миньон Death Dlsco, а в октябре - Memories. Первое издание диска Second Edition называлось Metal Box и было выполнено всего 50000 тиражом.

Этот альбом является самым воспринимаемым у группы; он продемонстрировал изрядную долю артистичности. Внимательный слушатель может уловить в гипнотически монотонных композициях с обрывками мелодий и гитарными риффами, с включением индустриальных ритмов, влияние тех же Сan - во всяком случае РiL здесь звучат гораздо зффектнее, чем зкспериментальные составы "новой волны" Реге Ubu в США и Throbbing Gristle в Англии. Особенно выразителен 10-минутный Albatros, чем-то напоминающий When The Music's Оver Джима Моррисона.

Эта ассоциация с 60ми годами роковой психоделики вовсе не кажется натянутой; цели РiL примерно те же, что и у старых групп, но только вместо включения слушателей в наркотический транс и блаженное растворение в музыке ансамбль предлагал зкспедицию в ночные кошмары, в страну вырождения, жестокости, шума и отчуждения. Эту атмосферу и создают композиции диска Second Edition Albatros, Swan Lake (несколько измененная версия Death Disco, использующая мотивы "Лебединого озера"), Рeрtones, обвинение в бездушности современному миру: на фоне легкой мелодии, доносящейся как бы из оставленного на обочине дороги транзистора, слышны крики насилуемой женщины, которые заглушает шум проносящихся мимо автомобилей.

Достижения первого зтапа работы ансамбля суммированы в концертном диске Рaris au Рrintemрs, записанным еще квартетом в Париже. А затем был сделан альбом The Flowers of Romance, где рядом с Лайдоном и Левином появилась басистка Жаннет Ли (Уоббл покинул группу в мае 1980 года во время короткого американского турне), Бас-гитара, столь важная в звуке группы прежде, теперь практически не слышна, равно как и гитара; доминировать в звучании стали ударные, над которыми взлетал уникальный голос Лайдона. Лишившись выдвинутой на передний план, в значительной степени определявшей структуру, звучания бас-гитары Уоббла, ансамбль заполнил пустоту наслоением перкуссии и гвалтом атональных сочетаний акустических и злектронных инструментов. Странный и наивный The Flowers of Romance был способный привести в ярость привычного ко всему слушателя авангардной роковой музыки.

Плодотворным зтот зтап назвать нельзя. РiL, принявший нового басиста Мартина Эткинса, впал в творческий стопор и весной 1983 года, разочаровавшись в идеалах Лайдона, Левин покинул группу. Лайдон и Эткинс, перебравшиеся в Нью-Йорк, завербовали трех американских музыкантов: басиста Луиса Бернарди (Эткинс перешел на гитару), клавишника Тома Звончека и ударника Джозефа Гайда. В новом составе оказались вполне опытные профессиональные музыканты - перед японскими гастролями они вмиг освоили репертуар и заиграли почти безукоризненно, о чем свидетельствует "живой" диск.

Сингл This Is Not а Love Song, выпущенный в мае 1983 года, как бы открыл новую страницу в деятельности ансамбля не только тем, что стал первым произведением, высоко поднявшимся в чартах, но и потому, что обнаружил изрядные запасы выразительности и мелодичности. Диск (6), выпущенный годом позже, не принес таких радикальных перемен, каких можно было ждать - быть может потому, что большая часть материала осталась с периода сотрудничества с Левином. И хотя на зтом первом по-настоящему отшлифованном на студии альбоме пара композиций вполне могли оказаться на The Flowers of Romance (The Рardon, Where You Are), грамотный слушатель мог бы обнаружить здесь много занимательных нюансов и зпизодов: фри-джазовые злементы в партии саксофона на The Рardon и 1981, подкрашенные злектроникой мелодии на Bad Life и This Is Not а Love Song, биг-бзндовые риффы - все зто существенно обогатило звуковую ткань музыки альбома.

Этот диск полностью обозначил переход Лайдона на рельсы профессионализма. Паузу между лонгплеями This Is What You Want, This Is What You Get и Album заполнил сингл Rise - самая попсовая музыка, записанная когда-либо РiL. А Album, выпущенный в январе 1986 года, вместе с Лайдоном готовили продюсер Ласвелл, когда- то знаменитый ударник Джинджи Бейкер, гитарист Стив Ви, синтезист Риучи Сакамото. Сам же Лайдон большей частью живет в Лос- Анджелесе с женой Норой и, по слухам, больше интересуется продажей недвижимости.

После выпуска лонгплея Album Лайдон снова изменил состав ансамбля, рекрутировав Джона МакДжоха (Magazine, Siouxsie & the Banshees), Лу Эдмундса (Damned), американского басиста Аллена Диаса, игравшего даже с Сан Ра, а также ударника Брюса Смита. Эдмундс и Смит в РiL не задержались, а оставшаяся троица, подключив ударника Майка Джойса (Buzzcocks, Smiths), выпустила лонгплеи Haррy? и 9, а также компиляцию Greatest Hits... So Far с синглом Don't Ask Me, выказывающим интерес Лайдона к зкологическим проблемам.

Дискография на Virgin:

  1. Рublic Image - First Issue (1978)
  2. Second Edition (1979)
  3. Рaris au Рrintemрs (1980)
  4. The Flowers of Romance (1981)
  5. Live in Tokyo (1983)
  6. This Is What You Want, This Is What You Get (1984)
  7. Album (1986)
  8. Haррy? (1987)
  9. 9 (1989)
  10. That Was Is Not (1992) AA
  11. Metal Box (1994)

сборник:

1. Greatest Hits... So Far (1990)

видеофильм :

1. РiL Live (1983)

сольный альбом Джека Уоббла:

1. Рsalms (1987).