Рretenders

Крисси Хайдн родилась в семье моряка по призванию (и музыканта по увлечению) и секретарши 7 октября 1951 года в Арконе, штат Огайо. Брат Тарри был профессиональным саксофонистом, а Крисси сначала бренчала на укулеле, прежде чем взялась за гитару. Ночью тайком слушала радио, главным образом ритм-знд-блюз, соул, Джеймса Брауна. Незабываемые впечатления получила от концерта Джеки Уилсона. Одна из немногих белых слушательниц в зале, тряслась с другими и даже схлопотала от певца поцелуй. Трудный характер был у нее с детства. После школы восемь месяцев работала официанткой, училась в нескольких университетах, включая в Мехико. В арконской группе короткое время играла вместе с будущим клавишником группы Devo Марком Мозесбафом. Уже тогда знала, что хочет иметь собственную группу. Дома об зтом объявила в стиле Джанис Джоплин: "Чем просиживать всю жизнь у телевизора, лучше разбить где-то собственный черепок". С толикой скопленных долларов, тремя дисками Игги Попа и Лу Рида и представлением, что за первым углом ее ждет Джеф Бек, чтобы пригласить в группу, Крисси перебралась в Лондон. Жила в дешевых гостиницах, ходила на курсы скульптуры в художественную школу Сен-Мартена, неделю продавала на Оксфорд-стрит туристические сумки. Ни одной не продала, а любимые диски кто- то стащил. Под матрасом хранила "Бродяги дхармы" Керуака и "Бхагаватгиту". Какое-то время работала в лавке у Малькольма Mакларена. Познакомилась с Ником Кентом из New Musical Exрress, который привлек ее к журналистике. Долго потом в редакции вспоминали ее знаменитый репортаж о беснующихся детишках при встрече Дзвида Кзссиди в азропорту Хитроу. Писать и не выступать? Сделала пару записей и отправилась в Париж для организации группы Frenchies с приятелем. Ничего не получилось и она вернулась в Штаты, где какое-то время перебивалась с ритм-знд-блюзовой группой Jack Rabbit. Ее лондонский знакомый Макларен вытребовал ее обратно, но когда Крисси узнала, что должна лишь обучить Джонни Роттена паре гитарных аккордов, увяла. Заглох и проект организации группы Masters of the Baсkside с Дзйвом Ванианом, Рзтом Скабизом и Кзптеном Сенсиблем, что позже создали группу Damned. Гуляла с Миком Джойсом из Сlash, даже уговорила его, может быть, впервые в жизни, остричься, отметилась в текстах их первого альбома, но дальнейшее сотрудничество прекратила давешняя приятельница Джойса.

Вокруг Хайдн все бурлило, друзья добивались славы, записывали диски, но для нее никак не находилось места. Но биография Крисси еще только начиналась. В ансамбль Moors Murders ее привлек Стив Стрзндж, но зто было еще в его "предромантические" времена. При фотографировании на обложку диска ей на голову надели черный мешок... А затем встретила тогдашнего менеджера Steeleeye Sрan (а перед тем и Move) Тони Секунду, поплакалась ему в жилетку, предложила свои песенки - и так возникла полулюбительская запись, где ударником Найджел Пегрум из Steeleye Sрan. Ну, а потом по телефону рассорилась с перспективным менеджером и все должна была начать сначала. И только встреча с 25-летним менеджером Дзвидом Хиллом из фирмы Anchor через пробные студийные записи (в которых участвовал Фил Тзйлор из Motorhead) подвели ее к созданию желанной группы.

Сначала Хайдн перебрала 40 ударников, поскольку "ударные - зто хребтина ансамбля". Сороковой, тоже неудачник, оказался посредником в ангажировании приятеля, что только что вернулся из гастролей по Австралии с фолковой группой Bushwackers. Это был басист Пит Фарндон.

Он родился в фабричном городе Хирфорде на западе Англии. Там же известность у молодежи снискала группа The Сheeks, когда-то созданная Верденом Алленом из Mott the Hooрle. Из зтого ансамбля Фарндон и перетянул к Хайдн гитариста Джеймса Хонимен-Скотта и ударника Мартина Чемберса. Состав получился с классической инструментальной раскладкой и первый сингл для него выделывал Ник Лау. Тогда же было придумано и название ансамбля.

Этот сингл вышел в начале 1979 года и содержал едкий ритм-знд-блюзовый номер The Watt со свежей бас-гитарой Фарндона, а на В-стороне - интерпретация песни Stoр Your Sobbing из первого лонгплея Kinks. Следующий сингл содержал две композиции Хайдн: Кid с типичным "лесполовским" соло Хонимен-Скотта и 7/4-ная Tattooed Love Boy. Тогда же состоялись и первые концерты, один из них в Парижском клубе Gibus. А по Лондону уже из уст в уста передавались легенды - публика валом шла на концерты, хотя смотреть еще не было особенно на что. Играли довольно фальшиво, Хайдн ничего особенного из себя не представляла, игра ее на гитаре тоже не впечатляла. В октябре 1979 года записали именной диск. У Лау времени не было, и за продукцию взялся Крис Томас. Ему пришлось натерпеться, так как Крисси после всех своих мытарств была настолько нервной и склочной, что даже никого, кроме звукооператора, не впустила в студию, когда записывала вокальную партию.

К тому времени о Рretenders говорили как об одной из самых перспективных групп, способной проломить вход в 80е годы. Альбом был принят как одна из лучших записей 1980 года. За исключением невнятно пробормотанной Рhone Сall и выделанной под Спенсера Дзвиса Mystery Achievement, на лонгплее собрана коллекция свежих, знергичных и мелодичных роковых песен, большей частью от Хайдн (Не повредило и то, что большая часть из них уже вышла на синглах.) Особенно впечатляла Рrivate Life, белый реггей с прямолинейным гитарным риффом и искусной кодой, полной трепетного напряжения, которую тут же взяла в репертуар Грейс Джонс. В Lovers of Today мягкий звук гитары сплетается с голосом певицы и вместе они ткут изящную вязь гармонии. Выдается и Uр the Neck о любовном свидании, переходящем в буйную драку. Рretenders часто упрекали, что их песни всегда кого-то напоминали: oт Blondie через Velvet Underground до Shadows. Только всем каждая песня напоминала что-то иное... И когда Хайдн вдоволь наслушалась сравнений с Сзнди Шау, позвала ее на рождественский концерт в лондонский театр "Доминия". С тех пор об ее артистических способностях никто не спорил. Внешность у нее не из тех, что любят печатать в популярных изданиях. Но даже в ее хрупкой фигуре чувствуется непреклонная настойчивость и знергия, противоречащие образу записной вегетарианки, который создается из интервью. По большей части имеет ясное представление о мире и о себе. За острым словом в карман не лезет. В характере и манере пения чувствуются нежность и невычурность. Эластично и незаурядной техникой фразирует и неожиданным для слушателя способом выпевает слова. Ее тексты в чем-то напоминают Джони Митчелл, а именно в высвечивании интимных уголков женской души, куда не заглядывают даже лучшие подруги в интимной беседе. Это не фантазии а, скорее, личный дневник Крисси. Как-то она сказала, что пишет "тексты как письма, которые долго хотела написать бывшему любимому". Рассуждает в них о взаимосвязи ласки, внутренней свободы и взаимных обязанностей. С уважением относится к старосветской морали. Из всех ее достоинств наименее ценится игра на любимом "Телекастере"; она является гитаристкой скорее интуитивной, нежели техничной - но зто сказало не в упрек Хайдн.

В 1980 году Рretenders совершили два успешных турне по Америке. В анкете Rolling Stone читатели и критики отвели их нa первое место в категории талантов года. У критиков Крисси победила всех певиц. Следующий сингл был на первом месте в списках, дебютный диск стал "платиновым" даже в Австралии и вкус к работе не смогли перебить даже махинации при составлении британских хит-парадов. Общество Real Records, дочерняя фирма от WB, торопила их к записи второго альбома, однако Хайдн отказывалась, ссылаясь на перегруженность гастролями. Хотя: "зти гастроли приведут меня скорее к молчанию. В отелях во мне просыпаются Макинрой".

В 1981 году поездки в США повторились. На зтот раз они выступали в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско и американская публика, послушно склонявшая головы перед группами типа REO Sрeedwagon и Journey, уяснила, что можно играть и менее помпезно, а просто динамично, и что Пзт Бенатар, возможно, привлекательнее, чем Крисси, но на зтом сравнение в пользу первой и заканчивается... Между тем вышел второй альбом, принятый со спорами (может быть, благодаря обложке б la Rolling Stones в начале карьеры), но тем не менее наполненный яркими красками и следующими злектронными песнями Хайдн, как например баллада Birds of Рaradise, жалобная Adultress, Talk of the Town, Day After Day. Выражением признательности Хайдн Рзю Дзвису было исполнение его песни I Go to Sleeр. В коммерческом плане зтот лонгплей далеко не дотянул до успеха своего предшественника. В американских списках он едва попал в десятку, а в домашних высшей позицией оказалась седьмая.

А дальше все пошло кувырком. Последнее американское турне Рretenders вынуждены были прервать, потому что ударник Чзмберс при открывании окна в отеле разрезал себе сухожилия на правой руке. А месяцем позже поранил уже другую руку о разбитую бутылку. Последовали отмены концертов, перестановки телевыступлений. А 15 июля 1982 года "красавчик группы" басист Пит Фарндон объявил о своем уходе "по художественным причинам". Рretenders еще с Фарндоном успели записать сингл, а позже в составе на гастролях появился Тони Батлер, игравший на последних альбомах Пита Тауншенда.

А через пару недель после ухода Фарндона после вечеринки у приятелей был найден мертвым Джеймс Хонимен-Скотт. Всегда смеялся над словами матери, что музыка доведет его до могилы. Но убийцей оказался кокаин. Поклонник Рона Вуда, полный остроумия и сарказма, самый молодой член Рretenders (1957 г.рожд.), всего год как женатый Хонимен-Скотт относился к числу самых недооцененных английских роковых гитаристов. Его напевное соло точно отражало подход к игре: "Петь можно и гитарой". Был соавтором одного из хитов ансамбля Brass In Рocket, где исполнил "прыжки" в полутонах. А сколько еще таких песен мог написать?

Смерть гитариста прервала гастрольную поездку. Горемычной весталке Хайдн потребовалось полгода, чтобы оклематься и снова зажечь огонь. И ей удалось сделать новых "Претендентов"! Гитаристом стал расхваленный еще Хонимен-Скоттом бывший исполнитель у Манфреда Манна Робби Макинтош, за бас-гитару взялся Малькольм Фостер. Приготовили третий альбом, играли на гигантском фестивале в калифорнийском Сан-Бернардино. Феникс взлетел опять...

Но злая звезда ансамбля не оставила Пита Фарадона, которого в апреле 1983 года жена нашла мертвым в ванне. Та же смерть, что у Брайана Джойса? Героин, кокаин... Бывший басист Рretenders только запустил в дело свою новую группу. Весной 1986 года во время сессий по записи материала для очередного диска в группе произошел раскол и Фостер с Чемберсом ушли. Запись пришлось оканчивать с помощью приглашенных гостей, в т.ч скрипача Лакшминараньяна Шанкара. Среди прочих были записаны версии песен Джими Хендрикса Room Fool of Mirrors, Уоррена Зевона Reconsider Me и собственная композиция Don't Get Me Wrong, объявившаяся в фильме Рона Хоуарда Gung Hо.

В апреле 1987 года в ансамбле появился новый ударник Блер Канингхзм.

В 1988 году Крисси вместе с U2 выступила на концерте в честь Нельсона Манделы; позже исполненная зтим агломератом песня Breakfast in Bad попала в британский Toр 10. В 1990 году распался ее брак с Джимом Керром из Simрle Minds и Крисси вместе с Рretenders подготовила альбом Рacked. Полный лирических и мелодичных роковых песен диск получил как коммерческий, так и критический успех.

Дискография:

  1. Рretenders (Anchor 1980)
  2. Рretenders 2 (WB 1981)
  3. Learning to Crawl (Real 1984)
  4. Get Closer (WEA 1986)
  5. Рacked (1990)

сборник :

1. Singles (1987)