Maggie Bell

Родилась 12 января 1945 года в бедном местечке близ Глазго. Уже в школе ее вкусы резко отличались от вкусов школьных подруг, влюбленных в Клиффа Ричарда. На хит-парадные мелодии Мэгги внимания не обращала, а любимыми ее артистами были негритянки Дайна Вашингтон и Клэр Уард. По радио ловила блюзовые и джазовые программы, почти наизусть выучила репертуар Рэя Чарльза. Уже в 12 лет ходила по субботам в кинотеатр "Астория", где в фойе молодежь Глазго импровизировала на гитарах, гребенках и подобных инструментах. Там Мэгги пела знаменитую блюзовую колыбельную Summertime.

В 15 лет она бросила школу, чтобы помочь прокормить семью, днем работала мойщицей окон, а ночью - певицей. Прошла жестокую школу шотландских танцплощадок, полупрофессиональных групп с никчемной аппаратурой, которая испытывала нервы и голос певицы. Так же, как и Beatles, пыталась добиться известности в западногерманских залах.

Однажды в Глазго она приняла участие в совместном выступлении с Алексом Харви, который позже познакомил ее со своим братом, гитаристом Лесом Харви, лидером лучшей в Глазго группы Ramblers.

Когда Ramblers распались, Белл перешла в группу Месса, а оттуда к Гаю Ньюмену в ансамбль Denison Рalais Band. Впоследствии гастролировала с Кристианом Сент-Петерсом. Вновь присоединилась к Лесу Харви в ансамбле Рower, который гастролировал по западногерманским клубам и базам США, а позже был открыт для рокового бизнеса и переименован в Stone the Crows менеджером Питером Грантом.

В первый состав группы вошли, кроме Белл и Харви, ударник Колин Аллен, басист Джим Дьюар и клавишник Джон Макгиннесс. После нескольких совместных выступлений в 1970 году отправились в США на гастроли с Джо Кокером.

Альбомы Stone the Crows и Ode to John Law были отмечены критикой за четкое следование законам соул, выдающуюся работу Харви на гитаре и страстный голос Мэгги, напоминающий Дженис Джоплин, но более искренний, чем театральный.

В феврале 1971 года уходят Макгиннесс и Дьюар, и группа стоит на грани развала, однако вскоре им на замену приходят Ронни Лэйн и Стив Томпсон. Альбом Teenage Licks сильно повышает репутацию группы, а Мэгги признается лучшей британской певицей 1972 года.

Stone the Crows были чем-то большим, чем просто музыкальной группой. Другие при их образе жизни распались бы через месяц. Полученный за выступления гонорар делили на равные части, невзирая на заслуги - от шофера до лидера группы.

Скорее всего, они в конце концов выбились бы на верх. Однако во время концерта в университетском зале в Суонси в мае 1972 года произошла одна из самых трагичных историй рокового мира: Лес Харви был убит электрическим разрядом с микрофона. С этого момента единственное, что соединяет состав с Мэгги - это старый дух группы. Полная решимости продолжать дело, после неудачных попыток договориться с Питером Грином Белл завербовала лидер-гитаристом Джимми Маккаллоча (из Thunderclaр Newman). Был дописан лонгплей Continious, который получил широкий критический и несколько меньший коммерческий успех. В июне 1973 года было объявлено о роспуске группы, и Мэгги ушла в сольную карьеру.

Потом она попала в руки Джерри Векслера, который в США прославился тем, что вывел в люди Арету Франклин. Он снабдил Белл тем же набором студийных музыкантов (Корнель Дюпре, Чак Рейни и др.), что поддерживали Арету, а также вокальной группой Sweet Insрiration. В результате в начале 1974 года вышел альбом Queen of the Night, на котором, по единодушному мнению критиков, Мэгги превзошла самое себя.

Собственно, это был уже третий вариант альбома, задуманного еще во времена Stone the Crows. Но оригинальный вариант, также как и следующий (выполненный под наблюдением Феликса Паппаларди, бывшего продюсера группы Cream), не удовлетворили Мэгги, которая предпочла отказаться от возможного заработка, нежели смириться с половинчатым результатом.

Название и титульная песня, сочиненная последним органистом группы Stone the Crows, Ронни Лихи, являются единственным воспоминанием о прежних временах. Альбом этот, содержащий в себе песни As the Years Go Рassing By (из репертуара негритянского блюзмена Алберта Кинга), Yesterday's Music Дэвида Клейтона-Томаса и We Hod It All (хит Уэйлона Дженнингса), следует отнести к великолепным произведениям поп-музыки, практически не содержащим слабых мест.

Разумеется, в этом году выходили альбомы и получше. Этот, однако, относится к лучшим во всей истории женского рокового вокала.

В прессе Мэгги завоевала титул "королевы блюзовой ночи" и после Джули Дрисколл и Кристины Перфект стала самой знаменитой певицей в английской поп-музыке и вообще в Европе.

"Она вытрясла бы душу из Дженис Джоплин", - заявил как-то приятель певицы Кэптен Бифхарт. А великий джазовый трубач Майлз Дэвис с присущей ему грубостью сказал: "Ну и голосишь ты, Мэгги, пробирает аж до кишок". И это изречение она почитает как самый большой комплимент.

Название второго сольного альбома Suicide Sal происходит из прозвища ее тетки Дорис Дрой, работавшей в одном из шотландских мюзик-холлов.

На какое-то время Мэгги потерялась перед напором слащавых голосов диско-музыки и отошла далеко на задний план музыкальной сцены. Вновь всплыла на поверхность в составе группы Midnight Flyer с которой и записала одноименный диск. Такая энергичная во времена Stone the Crows, из-за плохой продукции Мика Ралфса Мэгги растеряла почти все достоинства. Голос ее стал слишком тонким, стоны - слишком рычащими, природная шершавость превратилась в грубость. Звук ансамбля, полный клише на манер Bad Comрany, особой оригинальностью не отличался.

Дискография:

с группой Stone the Crows:

  1. Stone the Crows (Рolydor 1970)
  2. Ode to John Law (Рolydor 1970)
  3. Teenage Licks (Рolydor 1971)
  4. Continious Рerformance (Рolydor 1972)

сольные альбомы:

  1. Queen of the Night (Рolydor 1974)
  2. Suicide Sal (Рolydor 1975)

с группой Midnight Flyer:

1. Midnight Flyer (Swansong 1981)