John Cale

Родился 9 марта 1942 года в Гарманте, Уэльс. С детских лет его считали музыкальным гением, уже в 8 лет он выступал с игрой на фортепиано по БиБиСи. Затем учился в лондонской консерватории по классам фортепиано и скрипки, где в 1963 году добился персональной стипендии Леонарда Бернстайна. Позже перебрался в США и там своей "деструктивной" манерой игры произвел сильное впечатление на знаменитого композитора Коупленда. Большое влияние на молодого Кэйла оказали современные авангардные композиторы Джон Кейдж и Эрик Сати. Позже в Нью-Йорке в группе Velvet Underground он соединил свое понимание современного музыкального авангарда с роком Лу Рида.

К текстовой прямолинейности и музыкальному примитивизму Рида Кэйл добавил соответствующие по духу и форме элементы экспериментальных минималистических концепций, бывших в то время модными в Нью-Йорке. И под влиянием ЛаМонта Янга и Эрла Брауна, использовавших предельно простые шумовые эффекты и монотонные риффы как мелодическую основу для приведения слушателя в определенное эмоциональное состояние, родился специфический стиль группы, продемонстрированный композициями Sister Ray и European Son (to Delmore Schwarz).

Звук Velvet стал значительно менее выразительным, когда в 1968 году Кэйл ушел, чтобы проявить себя в ипостасях продюсера, аранжировщика, композитора и исполнителя.

Сначала он работал продюсером на фирме Electra, помогая в записи Нико и Stooges, а затем выдал один за другим несколько сольных альбомов. С первого прослушивания спокойные и непритязательные, они, без сомнения, относились к интереснейшим творениям своего времени. Модерновые представления Кэйла дали результатом оригинальную аранжировку, дополненную рафинированной скрытой иронией его текстов. Стилистику этих пластинок Melody Maker определил как "синтез вечной прелести классики, современной рок-музыки и музыки будущего".

В записи дебютного диска Кэйлу помогал нью-йоркский ансамбль Grinderswitch, в рафинированном эссе (2), записанном в успешном сотрудничестве с экспериментатором Терри Райли, Кэйлу удалось объединить свое классическое прошлое, роковое настоящее и электронное недалекое будущее музыки. Интересен сделанный с помощью Королевского филармонического оркестра диск (3), на котором Кэйл представил музыкальную историю Англии, как "сомнительную шутку для посвященных". На альбоме (4), выполненном в более традиционном духе с участием музыкантов из Little Feat, он "исказил всю европейскую культуру в сюрреально-дадаистской перспективе".

Вернувшись в Англию и к концепциям минимализма, по новому контракту с фирмой Island он с помощью Ино и Фила Манзанеры записал диск (5), на котором пугал слушателей "приключениями в духе "черных" детективов 40х годов". Наибольшую популярность из него завоевали песни Fear Is a Man's Best Friend, Gun и Ship of Fool. Импульсивность ритмики, жесткость и агрессивность звучания - не под влиянием ли Stooges? - смогли несколько расширить аудиторию музыканта. Был продюсером альбома Нико The End и объявился на совместном с Нико, Кевином Эйрсом и Ино концерте в театре "Рэйнбоу", результатом которого стал лонгплей (6). На нем продемонстрирована виртуозная техника игры Кэйла на скрипке и фортепиано; в частности, здесь он предлагает слушателям необычную версию знаменитой песни Heartbreak Hotel из репертуара Элвиса Пресли.

Второй сольный альбом Кэйла на фирме Island (7) снова был записан с участием Ино и Манзанеры. Из других приглашенных сейшнменов - в частности, гитариста Криса Спеддинга, ударника Тими Дональда, басиста Пэта Дональдсона и клавишника Криса Томаса - Кэйл сформировал группу для гастролей по Европе весной 1975 года. И, хотя альбомы этой поры оказались организованнее, но не беднее дисков (1) - (4), они, как и эпизодические выступления, не принесли Кэйлу дохода и вызывали восторг разве что у самых преданных поклонников.

К концу 1975 года он вернулся в Нью-Йорк, где оказался продюсером дебютного альбома Horses Патти Смит. Тогда же нашел время для записи сольного альбома (8), в которой ему помогали Ино, Спеддинг, а также Фил Коллинз. Наиболее удачными композициями на нем были Leaving It All Up to You и песня Джонатана Ричмэна Pablo Picasso. Однако в целом тексты песен диска были пропитаны мрачными, декадентскими настроениями, и не в последнюю очередь из-за этого он был плохо принят прессой.

Во второй половине 70х годов Кэйл постепенно перешел от широких экспериментов к более простому року; такую же метаморфозу одновременно претерпели и произведения Лу Рида. Язвительный критик, лет десять назад проклинавший творения Velvet Underground, сказал бы, что их заела рутина шоу-бизнеса.

Позже он был продюсером у Игги Попа и Silverhead, выводил из неизвестности группу Джонатана Ричмэна Modern Lovers, но свою музыкальную деятельность активизировал лишь в следующем десятилетии. Написал музыку сопровождения к радио - спектаклю Курта Воннегута "Кто я теперь?" и выпустил серию альбомов. На "живом" лонгплее (10) он записал только новые композиции. В 1981 году он отошел от своего правила и для работы над диском (11) пригласил продюсера со стороны (Майка Торна), да и в качестве сессионных музыкантов на этот раз выступили не суперзвезды, а совсем молодые студийные инструменталисты. Но лучшим из дисков этой поры оказался (12), душераздирающий и черный, тоскливый и злобный, непоправимо мрачный, но с какой-то внутренней подсветкой, обеспеченной "эстрадностью звучания" (здесь Кэйл активно использовал в аранжировке поп-шлягерные элементы, особенно подчеркнув партию клавишных). Точность "имперского" Костелло образца '82 года. Страх, уныние, утраченная любовь в Мальстроме Метрополиса - вот признаки "нового общества", обозначенного в этом альбоме. Он насквозь пропитан прячущимися под пламенем пряными испарениями, блистательными убийцами, орфическими песнями и вокалом, для Кэйла лучшим за всю его карьеру.

Чтобы выйти из тупика, Кэйл создает экспериментальный альбом (14), являющийся одновременно и концертным и студийным, и новой работой, и сборником старых идей. Эксперимент имеет успех: критика отмечает даже, что концертное исполнение удается музыканту лучше студийного. Во многом новаторским стал и следующий диск Кэйла (15). Авторство текстов на нем принадлежало не только Джону, но и Рэтсо Слоумену, продолжателю поэтических традиций Боба Дилана.

Альбом (17) по оригинальности и красочности оказался на уровне лучших ранних работ артиста, а совместный с Лу Ридом диск (18), посвященный памяти недавно умершего Энди Уорхола, был восторженно встречен как критиками, так и массовой аудиторией.

Ко всем музыкальным достоинствам Кэйла отличал убежденный антикоммунизм: "Идем на Москву, наемники готовы к войне", - пел он на концертном диске (10).

Лонгплей (20) записан "живьем" в конце 70х в нью-йоркском клубе CBGB's.

За исключением совершенно банального лонгплея (13), все диски Кэйла полны для поклонников привлекательными моментами. В лучших вещах Antarctica Starts Here, I Keep a Close Watch, Never Win and Never Lose весь Кэйл. По склонности к постоянному самообновлению и способности к радикальным стилистическим решениям его обычно сравнивают с Фрэнком Заппой, подчеркивая при этом, что по уровню исполнительского мастерства и оригинальности музыкального мышления его трудно с кем-либо сравнивать.

Cборник инструментовок Paris s'Eveille мключает музыку к фильмам и редкие записи Velvet Underground.

Дискография:

John Cale

  1. Vintage Violence (CBS 1970) A/B:1
  2. Church of Anthrax (CBS 1971)
  3. The Academy In Peril (WB 1972) A:1/2
  4. Paris 1919 (WB 1973) A:1/2
  5. Fear (ISL 1974)
  6. June 1, 1974 (ISL 1974)
  7. Slow Dazzle (ISL 1975)
  8. Helen of Troy (ISL 1975)
  9. Animal Justice (миньон) (Illegal 1977)
  10. Sabotage Live (конц.) (Spy 1979)
  11. Honi Soit (A&M 1981) B+B
  12. Music for a New Society (ISL 1982)
  13. Caribbean Sunset (ISL 1983)
  14. John Cale Comes Alive (конц.) (ISL 1984) OO
  15. Artificial Intelligence (Beggar Banquet 1985) A:1
  16. Black Rose (Beggar Banquet 1987)
  17. Words for the Dying (Beggar Banquet 1989)
  18. Songs for Drella (с Лу Ридом) (Beggar Banquet 1990) A:1+; BB+
  19. Wrong Way Up (с Брайеном Ино) (WB 1990)
  20. Even Cowgirls Get the Blues (1991)
  21. Fragments of a Rainy Season (конц.) (HNB 1992)
  22. Zone (Crepulsive)

сборники:

  1. Guts (сборник из первых трех дисков) (ISL 1977)
  2. Paris s'Eveille (VRG 1992) A:2/3