Hawkwind

Основан в Лондоне в конце 60х на базе коммуны хиппи, ютившейся в старых бараках недалеко от парка "Лэндброук Гроув". Дэйв Брок (гитара , вокал, синтезатор) и гитаpист Мик Слэтери играли раньше в непризнанном ансамбле Famous Cure, Ник Тернер, певец и флейтист, действовал в Mobile Freakout. Эти две команды как-то гастролировали в Голландии , и троица договорилась о совместной работе под ярлыком Group X, позже переименованной в Hawkwind Zoo. Первый состав на двадцатиминутном лондонском выступлении включал также басиста Джерри Харрисона, ударника Терри Оллиса и Дика Мика на электронике. И этот концерт задал курс.

"Никто из нас, - позже говорил Ник Тернер, - не является хорошим музыкантом, но мы все вместе неплохо справляемся. Так , например, я до сих пор еще не научился прилично играть на саксофоне, но знаю, как из него извлечь массу различнейших звучаний, и этого оказывается достаточным". Эта же манера, "умение делать звуки", были типичными для всех музыкантов, постоянно или поочередно игравших в группе - гитаристов Хью Ллойда Лэнгтона и Пола Рудольфа, ударников Терри Оллиса, Саймона Кинга, Энди Андерсона и Алана Рауэлла, Димика (вокал, перкуссия, синтезатор), басистов Лемми, Харви Бэйнбриджа и Адриана Шо, клавишников Дела Деттмера и Тима Блейка, клавишника и скрипача Саймона Хауса - все вместе они создавали эффектный, то ниспадающий, то вздымающийся электронный рев, в котором буйная фантазия слушателей могла угадать "звуки вселенной".

К 1969 году, сократив по предложению менеджера Дуга Смита название, они добились ярлыков "последнее настоящее действо андеграунда" и "свои в доску ребята", и своей музыкой, образом жизни и философией создали себе небольшое, но прочное ядро фанатичных поклонников. Ставший их продюсером Дик Тэйлор (из Pretty Things) протолкнул первый сингл на фирму UA. А через год существования они выдали две гипнотические композиции Hurry on Sundown и Mirror of Illusion. Эти же песни объявились на дебютном альбоме, вышедшем в июне 1970 года и указавшем направление, которому группа не изменяла все годы своего существования, лишь дополнив в 1979 году лазерным антуражем концертные выступления. Уже успевшую пережить несколько изменений в составе команду даже пригласили на фестиваль роковой музыки на острове Уайт, собравший множество "звезд" первой величины. Но верные своему имиджу Hawkwind в последний момент отказались от приглашения и предпочли выступить на бесплатном концерте за забором фестиваля. У ансамбля установились хорошие и легкие отношения с представителями прессы, которые охотно щекотали нервы своих читателей сообщениями о вакханалиях, происходящих на концертах Hawkwind.

На первых шагах работы репутация группы во многом была обусловлена ее готовностью играть где угодно и для кого угодно - даже и бесплатно. Созданию своего рода легенды способствовали наркотические кутежи в лондонской роковой богеме. В такой обстановке и вышел в конце 1971 года диск (2), в британских списках ставший 18м. Хотя лонгплей возник в студии, все шесть композиций звучали, как исполненные на одном дыхании и сегодня еще слушаются свежо и живо. Главным хитом стала Master of Universe, типичный продукт тогдашней наркотической субкультуры. Впечатляла Children of the Sun, выстроенная на прямолинейном мотиве акустических гитар.

Чаще всего в Hawkwind менялись ударники и басисты. Какое-то время на гитаре и басу стоял Дэйв Андерсон из Amon Dььl II, а затем целых четыре года - знаменитый Йен Килмистер (он же Лемми). А пик концертной деятельности для Hawkwind пришелся на 1972 год, когда они выступили в лондонском театре "Раундхаус". "Живой" лонгплей (3), на котором они имели одну сторону, содержал их главный бестселлер и концертную "коронку" Silver Machine, очень сильно, вкупе с визуальным воплощением звучавшую со сцены: электроника сочеталась со световыми эффектами и интересно дополнялась мастерством танцовщицы Стасии. Ее ритмические телодвижения и эффектные позы в момент кульминации завершались сбрасыванием всех покровов. Шоу имело успех.

Третий студийный альбом (4) вышел в декабре 1972 года и поднялся в списках на две позиции выше, чем предшественник. А вошедшая в него и выпущенная синглом студийная версия Silver Machine заняла третье место, став роковой "нетленкой" и главным хитом группы вообще. Без этой песни не обошлась ни одна, даже самая поздняя компиляция композиций группы.

Все деньги, вырученные от продажи этого сингла, ансамбль направил на создание концертной программы "Космический ритуал", в котором отразилось их увлечение научной фантастикой. Hawkwind расширили свою аудиторию и выпустили записанный в Ливерпуле и Брайтоне следующий концертный альбом (5), который завершил "золотую" эру. Речитативная подача собственной лирики Калверта, мистический саунд, поставленный на твердую основу. В первый и последний раз диск ансамбля попал в "десятку" (9е место). А затем последовало американское турне и британский успех летом 1973 года сингла Urban Guerilla, написанного по следам событий в Северной Ирландии.

С этого момента коллектив вступил в период довольно беспорядочного существования: свободная организация позволяла членам группы свободно уходить и приходить, что серьезно затруднило и в какой-то степени даже парализовало ее деятельность. Ушедший из группы в 1975 году после проблем с наркотиками во время канадского турне Лемми впоследствии сформировал "металлическую" группу Motorhead. После его ухода бремя лидерства взвалил на себя скрипач и клавишник Саймон Хаус, который застрял в составе до 90х годов.

Хотя Роберт Калверт покинул Hawkwind, свой восторженно встреченный дебютный альбом он записал с членами этой группы. Второй альбом, вдохновленный фантастикой Майкла Муркока, продюсировал Брайен Ино.

Во второй половине 70х годов ансамбль пользовался умеренным успехом в США, да и в Англии считался непременной частью шоу-бизнеса, хотя уровень их популярности со времен Silver Machine так и не поднимался. Их диски регулярно появлялись в двадцатке британских списков. Большинство ранних приверженцев остались верными группе; новых привлекал, главным образом, их "коммунальный" образ жизни. Оценка их музыки колебалась в пределах от "настойчивых попыток расширить пределы научно-фантастического рока" (выдержка из интервью Ника Тернера) до "неуклюжих усилий закамуфлировать собственную ограниченность с помощью световых вертушек и звукового вала" - впрочем, все восприятие зависит от типа нервных клеток. Один из критиков так описал типовой звук Hawkwind: "четыре часа долбежки в ритме 4/4 со случайными изменениями на 8/8", а другой предположил, что группа очень долго не может освоить четвертый аккорд и добавить его к трем уже выученным. (Дэйв Брок: "Вообще трудно определить, хорошо или плохо мы играем. Иногда городишь совершеннейшую чушь и добиваешься оваций. Это сильно разочаровывает ".).

Однако даже самые злобные их завистники вряд ли могли отрицать, что коллективная экстравагантность Hawkwind не была лишена некоторого очарования , и не восхититься тем, как долго они умудряются удержаться в первой лиге британского рока.

В 1976 году, подписав контракт с фирмой Charisma, они выпустили диск (8). А затем... начались изменения в составе, который считался сильнейшим. Ушел организовать ансамбль Sphinx Ник Тернер, а затем Рудольф и Пауэлл объявили, что музыка стала слишком "фанковой" и отправились в группу Kicks. Выпустив кое-как диск (9) с Адрианом Шо на вокале, отпустив в очередной раз Роберта Калверта, по-настоящему харизматическую личность и поклонника фантастики Майкла Муркока с его апокалиптическими видениями, до мая 1979 года они считались распавшимися. И когда после неуспеха американского турне "держатель названия" Саймон Хаус отправился поддерживать на гастролях Дэвида Боуи, а Дэйв Брок продал свою гитару со словами "хватит", оставшиеся члены, присоединив техничных клавишников Пола Хэйзла и Стива Свинделза, столкнулись со стандартной в таких случаях юридической проблемой. В результате диск (10) был выпущен под ярлыком Hawklords.

Уже в сентябре под прежним названием коллектив выступил на фестивале "Футурама" в Лидсе, впервые используя для сценического представления лазеры.

Когда третья волна "металла" на рубеже 70/80х годов захлестнула британскую популярную музыку, Hawkwind оказались на коне. Их манера практически не изменилась - группа исполняла мощные психоделические блюзы с обилием электронных эффектов; усложнились тексты. Лучшими альбомами зрелого периода являются (6), (14) и (27); дух этого периода особенно хорошо передает "живой" альбом (25). Каждый музыкант, хоть некоторое время игравший в ансамбле, проходит своего рода "школу высшего мастерства", что гарантирует музыкальную карьеру и уважение коллег.

Роберт Калверт умер 14 августа 1988 года от сердечного приступа. Его смерть вдохновила Hawkwind к созданию отличного альбома (30) с замечательной песней Out of the Shadows.

В ансамбле образца начала 90х играли передумавший Дэйв Брок, Хаус, а также Харви Бэйндридж (бас, клавишные , вокал), Алан Дэйви (бас, вокал, синтезатор) и ударник Ричард Чэдвик; мужскую компанию дополняла певица Бриджет Уишарт.

Дискография:

Hawkwind

  1. Hawkwind (UA 1970)
  2. In Search of Space (Fame 1971)
  3. Greasy Truckers' Party (конц.) (UA 1972)
  4. Doremi Faso Latido (UA 1972)
  5. Space Ritual Live (конц.) (UA 1973)
  6. Hall of the Mountain Grill (UA 1974)
  7. Warrior on the Edge of Time (UA 1975)
  8. Astounding Sounds, Amazing Music (CHM 1976)
  9. Quark, Strangeness & Charm (1977)
  10. Hawklords (25 Years On) (CHM 1978)
  11. P x R5 (CHM 1979)
  12. Repeat Performance (конц.) (CHM 1979)
  13. Live '79 (BRZ 1980)
  14. Levitation (BRZ 1980)
  15. Sonic Attack (RCA 1980)
  16. Church of Hawkwind (RCA 1982)
  17. Choose Youe Masques (RCA 1982)
  18. Live 1970-1973 (Dojo 1982)
  19. Text of Festival - Live 1970-1972 (MGN 1983)
  20. Zones (Anagram 1983)
  21. Ridicule (ранее неизданные середины 70х) (Obsession 1985)
  22. Bring Me the Head of Yuri Gagarin - Live at Empire Pool (Demi Monde 1985)
  23. The Chronicles of the Black Sword (Dojo 1985)
  24. Angels of Death (конц.) (RCA 1986)
  25. Live Chronicles (конц. ) (GWR 1986)
  26. Out ant Intake (конц.) (1987)
  27. The Xenon Codex (GWR 1988)
  28. Travellers and Trust (конц.) (1989)
  29. Night of the Hawks (1989)
  30. Space Bandits (GWR 1990) A:2
  31. Warrior at the Edge of Time (1992) A/B:1
  32. Electric Tepee (CST 1992)

сборники:

  1. Roadhawks (1975)
  2. Masters of Univerce (UA 1977)
  3. Independent Days, vol.1 (1984)
  4. This Is Hawkwind, Do Not Panic (Cherry Red 1984)
  5. The Hawkwind Collection parts 1&2 (CST 1986)
  6. Hawkfan 12 (Hawkfan 1986)
  7. Approved History of (Samurai 1986)
  8. Hawkwind Antology, vols 1,2&3 (CST 1986)
  9. British Tribal Music (State of the Art 1987)
  10. The Official Picture Logbook (Flicknife 1987)
  11. Early Daze/Best of (MGN 1987)
  12. Spirit of the Age (VRG 1988) A/B:1/2
  13. Stasis - The UA Years 1971-75 (NTS 1990) A/B:1/2
  14. Space Ritual, vol.2 (MGN 1990)
  15. Hawklords Live (CST)
  16. Acid Daze (Trojan) OO
  17. Best of (Anagram)
  18. Live Collection (CST)
  19. Mighty Hawkwind Classics (Anagram)
  20. Palace Springs (CST)
  21. Tales from Atom Hence (VRG)
  22. The Best from the Rest (CST)

сольные альбомы Роберта Калверта:

  1. Captain Lookhead & the Starfighters (UA 1974) A:1
  2. Lucky Lief and the Longships (UA 1975)
  3. Hype (SFM 1980)
  4. Freq Revisited (SFM 1984)
  5. Test Tube Conceived (SFM 1986)
  6. Blueprint from the Cellar (BGO 1992) B:1/2
  7. Live at the Queen Elizabeth Hall (Beat Goes On 1993)

сборник:

  1. Tales from Atom Henge -The Robert Calvert Years (VRG 1992) A:1/2

сольные записи Ника Тенера:

  1. Xitintoday (1978)