Gentle Giant

Gentle Giant возник на базе заурядной английской поп-группы, называвшейся Simon Dupree And Big Sound, где лондонцы братья Шалмен - гитарист Дерек (псевдоним - Саймон Дюпре, род. 11.02.1947), Фил (27.08.1937) и Раймонд (гтр, бас, скрп, труба, вкл) (08.12.1949), отец которых был джазовым музыкантом, не смогли выразить свои таланты. Наибольшего успеха они добились в 1967 году, когда их песня Kites попала в английские списки, но успех этот развить не удалось.

Окончательный состав Gentle Giant сформировался, когда к братьям добавились клавишник Кенни Минниер, окончивший королевский музыкальный колледж и работавший ранее в группе Rust, гитарист Гэри Грин, джазмен по призванию, игравший в блюзовом ансамбле, и ударник Мартин Тревор Смит.

Новая группа была отражением стремления братьев уклониться от традиций поп-рынка, ориентируясь на более зрелую в музыкальном плане рок-публику. С этой точки зрения их дебютный альбом [1], включавший в себя отличную Why Not?, был стилистически неровным и невыдержанным, в нем были попытки использовать элементы джаза, классики и рока там же способом, каким недавно прославились King Crimson. Второй альбом, очень автобиографичный, окрашенный в меланхоличные и циничные тона и содержащий очень новаторскую Pantagruel's Nativity, был сделан подобным же образом. Они не помогли группе завоевать уважение критики или публики, и в начале 70х годов лишь наличие немногочисленных, но горячих приверженцев в Европе спасло музыкантов от безработицы.

За это время дважды сменились ударники, пока наконец это место не занял Джон Уэзерс, ранее работавший с Грэхэмом Бондом. К этому моменту группа успела выпустить диск [3], вызвавший некоторый интерес, а появившийся на рынке следующим летом альбом [4] продемонстрировал слушателям окончательно сформировавшийся и созревший стиль ансамбля. В своих концептуальных, эпически сконструированных произведениях группа развила "высокохудожественное мастерство придавать композициям направление и цель, комбинировать многообразные формы и эстетические требования с развлекательностью, быть играющими, но не проигрывающими" (Frankfurter Allgemeine Zeitung). Группа исполняла камерный рок на стольких инструментах, что по виду сцены можно было сказать, что здесь играет целый симфонический оркестр. Они как бы создавали коллажи из джаза и мадригала, рондо и остинантных форм, из диссонансов а la Стравинский и Барток и гармоний фольклорных песен, соединяя все эти разнородные жанры в стиле рококо, придавая при этом произведениям энергию рока. Игнорируя псевдоклассическую претенциозность, они воплотили в своем творчестве практически все достижения прогрессива 70х годов.

Упомянутый альбом [4] привлек к группе некоторое внимание в Англии, но гораздо большее - в Европе, Северной Америке и Канаде.

Группа осталась недовольной своей следующей работой, диском [5], созданным под впечатлением недавнего ухода старшего из братьев Фила. В США альбом даже не стал выпускаться.

Зато результаты следующей записи [6], ставшей коммерчески удачной на американском континенте, вполне их удовлетворили. Альбом [7] обозначил новую фазу в их работе - группа взяла крен на мелодичные и доступные самой широкой публике песни, значительно упростив свою музыку до коммерческого арт-рока. Растеряв уважение серьезной роковой прессы, ансамбль понял, что надвигается серьезный творческий кризис, и пригласил для продюсирования известного консультанта молодежных радиопередач Ли Абрамса. С его участием был записан альбом (13), который все же оказался последним.

Группа распалась. Дерек перебрался в США, где занялся менеджментом - среди его клиентов были такие коллективы, как Cinderella, Kingdom Сome и Dan Reed Network. Рэй остался в Англии, где некоторое время работал ведущим телепередачи, а затем продюсировал малоизвестные группы.

Дискография:

Gentle Giant

  1. Gentle Giant (VTG 1971)
  2. Acquiring The Taste (VTG 1972)
  3. Three Friends (VTG 1972)
  4. Octopus (VTG 1973)
  5. In A Glass House (WWA 1973)
  6. The Power And The Glory (WWA 1974)
  7. Free Hands (CPT 1975)
  8. Interview (CHR 1976)
  9. Playin' The Fool (концертный) (CHR 1977) OO
  10. A Missing Piece (CHR 1977)
  11. Be A Giant (CHR 1978)
  12. Giant For A Day (CHR 1979)
  13. Civilian (CHR 1980)

сборники:

  1. Giant Steps (WWA 1974) OO
  2. Pretentious (VTG 1977) OO
  3. Greatest Hits (PLP 1981)