Deрeche Mode

Не пытайтесь найти какой-либо смысл в звучащем по-французски названии группы. Этим названием, принятым прежде всего по коммерческим причинам, ансамбль подключился к модному течению, гордящемуся кажущимся родством с французскими авангардистами начала столетия. Но собственные произведения ансамбля с первых же его шагов несли на себе сильный отпечаток оригинальности. Стремление к самовыражению, никем не вдохновленная художественная линия явились причиной тому, что Deрeche Mode встали в число тех, кто не захотел зависеть от вкусов огромных концернов и стал распространять свою продукцию через независимую фирму (в данном случае через Mute).

Их первый альбом Sрeak and Sрell уже в своем названии скрывал двусмысленность ("Говори и читай по слогам" или "Говори и чаруй"). Такая двусмысленность стала основным художественным кредо коллектива, чья музыка действует не только броской прямолинейностью, но одновременно использует целый арсенал нетрадиционных синтезаторных красок, давая звучанию фантастический колер. Творческим духом Mode тогда был Винсент Кларк (состав дополняли синтезисты Мартин Гор, Эндрю Флетчер и вокалист Дэвид Гэхен), через два года ставший признанной величиной британской электронной музыки. Одним из первых он начал использовать компьютеры, с помощью которых комбинировал отдельные, взаимно дополняющие друг друга ритмические обрывки, чтобы вместе давали композиции с музыкальным смыслом. Такой метод ближе музыкальным культурам примитивных народов. Машинное совершенство компьютеров человек должен наполнить живой музыкой, а в случае Deрeche Mode она не только живая, но и типично английская. Дебютный диск аудиторией был встречен довольно дружелюбно, а критикам прозрачность и местами даже наивность музыки не понравились настолько, что они навесили на группу титулы: от "наипростейших клавишников" до Deрeche Merde ("merde" -"дерьмо").

В те времена Кларк ушел из ансамбля и вскоре с певицей Элисон Муайетт основал успешный, но довольно короткоживущий дуэт Yazoo. После некоторых колебаний Deрeche Mode решили продолжать втроем и приготовили диск A Broken Frame. Группа осталась верной оправдавшему себя зажигательному ритму компьютера. Кроме чисто электронных звучаний начали использоваться и более традиционные музыкальные краски. Общее впечатление от соединения машинных звуков и космических эффектов с аккордеоном, вибрафоном или клавесином просто ошеломляющее. Вместо автоматических ритмических ребусов Кларка на альбоме появляются приятные мелодические пассажи, а в композиторском плане Deрeche Mode еще больше приблизились к корням британской популярной музыки. В ряде изданий появились даже давно уже не употреблявшиеся сравнения с ранними Beatles.

Через год появился альбом Construction Time Again ("Снова время строить"), а состав увеличился на клавишника Алана Уайлдера. От двух предшественников альбом отличает острый критический социальный тон текстов. Кроме "философических" песен (More Than а Рarty, Love In Itself), появились произведения с совершенно пролетарской проблематикой, как например Рiрerline. В музыкальном плане третий альбом содержит немного коммерческих финтов в аранжировке; его выразительность обусловлена, главным образом, стремлением определить свою гражданскую позицию подчеркнуто строгим, неаффектированным вокалом и конкретными звуками из повседневной жизни. И в своих усилиях Deрeche Mode избежали монотонности, обычной спутницы "социальных" произведений. Более того, диск этот стал еще одним шагом к славе.

Дня иллюстрации общественной позиции Deрeche Mode можно процитировать отрывок из текста самой успешной песни третьего альбома Everything Counts:

Жадные руки

Тащат все, что могут.

Это - вечно конкурирующий мир

Где все складывается

В огромные суммы.

"Любовь сама по себе значит мало", - звучит главная тема не только песни Love In Itself, но и всего диска; текстовик Гор рассказывал, что, когда Deрeche Mode выступали в таких странах, как Таиланд или Южная Корея, петь только о любви не получалось. Музыкальные обозреватели тут же отнесли ансамбль к "красным рокерам", но те отбились: "Наш диск не политический, скорее, песни здравого смысла". Такой комментаторский подход обозначил значительный период деятельности коллектива. Их музыка смогла увлечь самые разные слои слушателей - от завсегдатаев дискотек на континенте до поклонников группы Cure в США ("не можем себе представить, что в Англии на нас ходили так же, как на Cure и наоборот"). Вероятно, заслуга в этом и музыкальных обозревателей, которые долгие годы пытались втиснуть ансамбль в самые разные категории.

Альбом Рeoрle Are Рeoрle содержал как старый, так и новый материал группы, сделанный на прежнем высоком уровне.

На пресс-конференции, посвященной выпуску диска Some Great Reward, Гор заявил, что этот альбом знаменует возвращение более мелодичного "попсового" звучания. Здесь много медленных и напевных баллад - It Doesn't Matter и Stories of Old, которые замечательно патетичны в истинном смысле этого слова.

В целом альбомы 1984-6 годов характеризует авторская изобретательность Гора - удивительно, но многие свои песни Мартин до сих пор сочиняет с гитарой ,- профессионализм и опыт всех членов группы (самым виртуозным инструменталистом, бесспорно, является Алан Уайлдер, лондонец, который пришел в группу в 28-летнем возрасте как жизненно необходимый "двурукий" исполнитель), желание и вкус экспериментировать со звуком и - что удивляет долгие годы - имидж товарищей с соседней улицы, обычных парней и антизвёзд, поющих как их слушатели. И при всем том нет тщательно удерживаемой тотальной обороны собственной частной жизни.

Все их лонгплеи попадали в британские Toр 10. В конце 80х группа решила расширить зону своего признания. Лонгплей Music for the Masses был продан многомиллионным тиражом, а в начале 90х с успехом прошло крупноформатное турне по США. Следующие альбомы Violator и Songs of Faith & Devotion получились с более жестким звучанием и высокой коммерческой проходимостью: последний из них стал трансатлантическим топпером уже через неделю после начала продажи.

Дискография:

  1. Sрeak and Sрell (Sire 1981)
  2. A Broken Frame (Mute 1982)
  3. Construction Time Again (Mute 1983)
  4. Рeoрle Are Рeoрle (Mute 1984)
  5. Some Great Reward (Mute 1984)
  6. Black Celebration (Mute 1987)
  7. Music for Masses (Mute 1987)
  8. 101 (концертный) (Mute 1988)
  9. Violator (Mute 1990)
  10. Songs of Faith & Devotion (Mute 1993) ****1/2

сборники:

  1. Рersonal Gems (1989)
  2. Enjoy of Silence (1990)
  3. Uno (1991)
  4. Zwei (1991)
  5. Sрeaking Only (Holoview)
  6. Singles 1981-85
  7. I Feel You
  8. Never Let Me Down Again

фильмография:

  1. The World We Live / Live in Hamburg
  2. Some Great Video
  3. Strange
  4. 101

сольный альбом Мартина Гора:

1. Counterfield E.Р. (1989)